ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 1809
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Военные реформы (60 — 70-е гг.)
В глазах историков и современников
Детство, образование и воспитание
Начало государственной деятельности
Царствование Александра II Государев титул
Отмена крепостного права (1861)
Основные положения крестьянской реформы
Реформа самоуправления (земское и городовое положения)
Технологические реформы в области вооружений
Рост общественного недовольства
Покушения и убийство История неудачных покушений
Гибель и погребение. Реакция общества
Внутреннее положение россии после русско-турецкой воины 1877--1878 гг.
Рабочее движение в 80-х — начале 90-х годов
Реформистское (либеральное или легальное) направление[1]
Либерально-революционное направление
Социально-революционное направление
История революционного народничества
Детство, образование и воспитание
Нравственный облик Николая Александровича
Вступление на престол и начало правления
Внешняя политика и русско-японская война
События 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге
Нарастание революции. Манифест 17 октября
Десятилетие между двумя революциями Вехи внутренней и внешней политики
Преобразования в военной сфере
Принятие Николаем II на себя Верховного главнокомандования Русской армией
Падение монархии Нарастание революционных настроений
Религиозность и взгляд на свою власть. Церковная политика
Образ жизни, привычки, увлечения
Семья. Политическое влияние супруги
Русско-японская война (1904-1906 года)
3.Реформы в железнодорожном хозяйстве
5. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.
Октябрьская революция 1917 года
Версия «революционной ситуации»
Демократическое совещание и Предпарламент
Версия «немецкого финансирования»
Вооружённое восстание в Петрограде
II Всероссийский съезд Советов
Укрепление политической базы Советской власти и коалиция большевиков с левыми эсерами
Установление Советской власти на местах и распад страны
Мероприятия Советской власти в октябре-декабре 1917 г
Учредительное собрание: выборы и роспуск
[Править] Идеологическая основа репрессий
[Править] Другие репрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов
[Править] Некоторое ослабление репрессий в 1933—1934 годах
[Править] Пределы и противоречия оттепели
[Править] Оттепель в искусстве
[Править] Усиление давления на религиозные объединения
Профессиональная и партийная деятельность
Избрание народным депутатом ссср
Президентство Внутренняя политика Президент рсфср
Прекращение деятельности Верховного Совета
Президентские выборы 1996 года
Второй срок Президента Ельцина
Социально-экономическая политика Экономические реформы 1990-х
Обвинения в разрушении обороноспособности страны
Правительства Ельцина Вице-президент
Ельцин после отставки Участие в публичных мероприятиях
Мнения и оценки его положения в отставке
Оценки Бориса Ельцина «Ельцинизм»
Биография (до августа 1999) Детство и юность
Председатель Правительства (август — декабрь 1999 года)
Вторжение боевиков в Дагестан и взрывы жилых домов в сентябре 1999 года
Образование молодёжных организаций, поддерживающих политику Путина
Положение национальных меньшинств
Гибель подводной лодки «Курск»
Взаимоотношения власти и крупных предпринимателей
Оценки изменения уровня коррупции в президентство Путина
Оценки президентства (2000—2008)
Антинэповская компания на «идеологическом фронте» идентифицировалась прежде всего с борьбой против «правого уклона в ВКП(б) и в Коминтерне». С правыми олицетворялись все, кто продолжал оставаться на принципах нэпа, призывал к умеренности и осторожности, здравому смыслу. Таких было немало в самой партии, в государственном аппарате, в профсоюзах и в кооперации. Сталинское руководство развязало кампанию критики и самокритики, направленную против руководителей СНК, ВСНХ, ВЦСПС, ИККИ, Наркомпроса, Московского комитета ВКП(б), чтобы подготовить их смещение. Кампания велась под флагом борьбы против бюрократизма, злоупотреблений и других негативных явлений, которые были присущи всем советским учреждениям.
Борьба с «правым уклоном», прежде всего, была направлена против главного идеолога нэпа Бухарина. На VI конгрессе Коминтерна (июль-сентябрь 1928г.) « правый уклон» был объявлен главной опасностью для международного коммунистического движения, а ноябрьский пленум ЦК указал, что «правый уклон» представляет главную опасность внутри ВКП(б). Это был прямой выпад против Бухарина – председателя ИККИ. На VIII съезде профсоюзов (декабрь 1928 г.) Куйбышев обвинил профсоюзное руководство во главе с М.П. Томским в бюрократизме и отрыве от рабочих масс. Параллельно был осуществлён разгром Московского комитета партии, подобно тому, как это было сделано в своё время в Ленинграде. В результате позиции многих руководителей сильно пошатнулись. Хотя многие из них и остались на своих местах, их отстранение было лишь вопросом времени и аппаратной механики, выработанной ещё в период борьбы с «левыми».
Дискуссии теперь проводились за закрытыми дверями, рядовые коммунисты не посвящались в сущность разногласий. Разгром «правых», также происходивший за закрытыми дверями, состоялся на апрельском объединённом и расширенном пленуме ЦК и ЦКК 1929г. В своей речи Бухарин попытался очертить последствия взятого сталинским руководством курса. Под сталинской линией, говорил Бухарин, скрывается господство бюрократии и режим личной власти. Индустриализацию, по его мнению, нельзя проводить на разорении страны и развале сельского хозяйства. Сталин взгляды Бухарина и его сторонников назвал пораженческими, проявлением панических настроений. Не получил поддержки Рыков, как председатель правительства, выступивший с довольно аргументированным и реальным двухлетним планом восстановления народного хозяйства. Пленум 300 голосами против 13 осудил «правый уклон».
Вслед за пленумом была созвана XVI партийная конференция, которая проходила под знаком осуждения «правых» по всем направлениям текущей политики. «Правый уклон» был назван «откровенно капитулянтским», которому объявлялась решительная и беспощадная борьба. Конференция постановила произвести генеральную чистку партии и госаппарата « под контролем трудящихся масс» под флагом борьбы с бюрократизмом, с извращениями партийной линии, развёртывания критики и самокритики. Дальнейшая борьба с «правым уклоном» превратилась в откровенную травлю оппозиционеров. Была развёрнута широкая кампания в печати. Повсеместно организовывались митинги и собрания с «разоблачением» и осуждением Бухарина, Рыкова, Томского и их сторонников.
На ноябрьском пленуме 1929 г. принадлежность к «правому уклону» была признана несовместимой с пребыванием в партии. За короткий срок из неё было исключено 149 тыс. человек в основном по обвинению в «правом уклоне». Большинство из них, раньше или позже, были вынуждены публично признаться в своих ошибках и заблуждениях, чтобы избежать всевозможных кар и репрессий.
Установление сталинской диктатуры.
Разгром «правых» происходил под аккомпанемент обвального крушения нэпа по всем направлениям хозяйственной и социальной политики. Зерновой кризис, хлебный кризис означал конец нэпа. В ходе развернувшихся новых дискуссий решился вопрос о том, что выход в сложившейся обстановке – в государственной плановой системе хозяйства, ограничивающей и полностью исключающей рыночные отношения, а также в коллективизации, которая ликвидировала единоличные, мелкотоварные формы хозяйства. V Всесоюзный съезд Советов в мае 1929 г. принял первый пятилетний план в оптимальном варианте.
Накануне 12-й годовщины Октября Сталин выступил в «Правде» со статьёй «Год великого перелома», в которой говорил о закладке основ строительства социализма, о решении проблемы внутренних накоплений, о новых формах повышения производительности труда, о повороте крестьянских масс к сплошной коллективизации и т.д. На ноябрьском пленуме ЦК речь шла о громадных успехах, якобы достигнутых страной в 1929 г.
Конец 1929 г. был отмечен празднованием 50-ленего юбилея генсека. Сталин провозглашался «ближайшим и верным соратником Ленина», «виднейшим руководителем и вождём ВКП(б) и Коминтерна», «несгибаемым борцом партии с железной настойчивостью и твёрдостью, с исключительной проницательностью проводящим генеральную линию партии». Сталин становился символом «социалистического наступления», его бесспорным лидером и вождём.
Билет 29: Политический портрет И.В.Сталина
Политический портрет Сталина
Сосо Джугашвили – молодые годы Сталина.
В начале 70-х годов XIX в. из села Диди-Лило в город Гори (несколько километров от столицы Грузии – Тифлиса, ныне Тбилиси) переселился Виссарион Иванович Джугашвили, сапожник (по происхождению из Осетии). В 1874 г. он женился на юной Екатерине Георгиевне Геладзе, дочери крепостных. Она Была очень религиозной. Еще в молодости ей пришлось похоронить двух своих младенцев. Когда 9 декабря (по григорианскому календарю 21 декабря) 1879 г. родился сын Иосиф, ее жизнь приобрела новый смысл. Она нежно любила его и называла Сосо, Сосело.
Родители по-разному представляли себе судьбу сына. В 1888г. записала его в местное духовное училище. Но вскоре Виссарион забрал его оттуда, так как хотел, чтобы сын стал тоже сапожником. Но все-таки вскоре мать его опять вернула в училище.
В 1890 г. умер отец. Мать работала прачкой в богатых семьях. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал руководителем гигантской страны. Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сына она на короткое время переселилась в Кремль, но вскоре вернулась обратно домой. Там она и умерла в 1937 году.
В духовном училище Джугашвили считался одним из лучших учеников. Он выделялся природным умом и хорошей памятью. В июне 1894 года, по окончании училища был отмечен как лучший ученик, и по советам учителей в сентябре 1894 года поступил в Тифлисскую православную духовную семинарию. В эти годы он был слушателем семинарии, получавший стипендию. Семинаристы жили по жесткому расписанию, инспектора поддерживали жесткую дисциплину. Учась в семинарии, молодой Джугашвили анализировал свои ранние жизненные впечатления. Он попал в такое общество, в котором молодой человек, думавший самостоятельно и отличавшийся упрямством, должен был бороться за себя. Еще не достигнув 16 лет он начал печатать свои стихи в местной газете. О последних годах обучения Сталина в семинарии известно очень мало. В семинарии он много читал, регулярно посещал библиотеку. Постоянно получал предупреждения за чтение запрещенной литературы. Упрямый по характеру он часто спорил с товарищами по общественным и научным проблемам.
Первое знакомство с марксизмом относится к 1897 году. По настоянию своих знакомых Саши Цулукидзе и Ладо Кецховели он начинает внимательно знакомиться с социалистической и марксистской литературой. Крутым поворотом на пути революционного становления молодого Джугашвили явился август 1898 года. Тогда он стал членом социал-демократической организации под названием «Месаме Даси». Позднее с этого момента отсчитывался партийный стаж Сталина. Организация, название которой в переводе означает «третья группа», была образована в 1892 году, и, поскольку у нее не было националистических целей, царские власти проявили к ней терпимость и позволили ей действовать легально. В конце 1898 года Джугашвили регулярно принимает участие в сходках читательского социалистического кружка «Месаме Даси». В то время он еще только учился писать практические работы.
Весной 1899 года все чаще молодой Джугашвили вступал в конфликты с дирекцией семинарии. После того как он получил сразу несколько замечаний по поводу неявки на экзамен и нарушения режима, его исключили из семинарии. Потом он остался без работы и на короткое время вернулся домой в Гори. В конце года 28 декабря он получил работу и служебную квартиру в Тифлисской физической обсерватории. Имея работу для прикрытия, он посвятил себя нелегальной деятельности. Участвовал в организации революционных выступлений.
В 1900 году в Тифлис прибыл В.К. Курнатовский – представитель редакции «Искры», которую редактировал Ленин, и познакомился с руководителем демонстрации. Это был первый контакт Джугашвили с революционными силами за пределами Закавказья.
Коба – профессиональный революционер.
Весной 1901 года тифлисские социал-демократы готовились к празднованию 1 мая. Охрана арестовала многих революционеров. Добрались и до Джугашвили. Сделали обыск в его квартире. Пришлось ему перейти на нелегальное положение. В течение 16 лет он жил под различными фамилиями, скрываясь от полиции. Джугашвили стал профессиональным революционером, солдатом подпольной организации, боровшейся за власть. Джугашвили среди революционеров был известен под кличками – Коба, Иванович, Василий. Он с самого начала относился к типу социал-демократов организаторов – людей практики. В нем не чувствовалась одухотворенная решительность интеллигента, хотя с 1901 года он регулярно работал в партийной печати. Его образованность напоминала образованность самоучки. Его произведения не несли следов работы над литературой, выходившей за рамки прочитанного в семинарии. Как в то время, так и позднее, он скорее писал для сравнительно необразованных людей. Во всех его работах и выступлениях до конца жизни чувствовалась склонность к диалектике. Он с большим удовольствием использовал форму вопросов и ответов. Ход его мысли был прост и прямолинеен. Эти особенности стиля можно объяснить как внутренним движением его души, так и влиянием обучения в духовной семинарии. Для его статей не было характерно теоретизирование, поэтому они, несомненно, были общедоступны и понятны. В условиях начала XX века эта особенность имела первостепенное значение для революционера пропагандиста.
В ноябре 1901 года Джугашвили становится членом тифлисского комитета РСДРП. Но многие товарищи были недовольны его грубостью и манерой поведения. Именно тогда он взял себе псевдоним – Коба из романа Александра Казбеш «Отцеубийца». В романе Коба неподкупен, крепок духом, неустрашим. В 1902-1903 гг. Коба шесть раз подвергался арестам, сочинял прокламации, отсидел год в тюрьме. Шесть раз он был сослан в Сибирь и столько же раз ему удавалось бежать.
На II съезде РСДРП наметился раскол партии на меньшевиков и большевиков. Большевистские принципы построения партии полностью соответствовали характеру Кобы. Он относился к тому типу профессиональных революционеров, для которых ленинское понимание построения партии имело решающее значение. Однако в годы подполья стало явным расхождение взглядов Ленина и Кобы. По мнению Ленина, партия должна быть авангардом масс. Коба же определенным образом абсолютизировал организацию. Он склонялся к тому, что закрытая организация испытанных борцов стоит больше, чем стихийные движения масс.
Меньшевик Арсенидзе в воспоминаниях о Кобе этого периода характеризовал у него полное отсутствие человеческих мотивов революционера. Отсюда и вытекало его отношение к людям как к вещам, а к вещам он подходил исключительно на основе чистой целесообразности. Не чувствовался в нем характерный для революционера внутренний огонь, не было видно душевной теплоты. Выражался он грубо, а в речи чувствовалась сила и настойчивость. В этот период своей деятельности Коба пишет листовки, брошюры, принимает участие в заседании конференции 1905 года, где впервые встретился с Лениным.
О своих впечатлениях он позднее писал: «Я надеялся увидеть горного орла нашей партии, великого человека, великого не только политически, но и физически… Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем не отличающегося от обыкновенных смертных».
Коба, будучи типичным представителем российских комитетчиков, обходился, в отличие от Ленина, без непосредственных связей с международным рабочим движением. Его опыт формировался в условиях царского самодержавия. Это воспитывало в нем сочувствие к кадрам, работавшим внутри страны, вызывало симпатию к образу мышления практических организаторов, и порождало недоверие к эмигрантам.
На съезде партии в Стокгольме обсуждался вопрос о боевых отрядах партии. Была принята резолюция с осуждением террористических акций (грабеж банков, почтовых вагонов, перевозящих деньги), которые в тот период все меньше носили политический характер. Но Кобы продолжал руководить этими акциями террора. Его даже хотели судить партийным судом за нарушение этой резолюции.
О Сталине говорят, что теория не была его сильной стороной. Когда он познакомился с марксизмом, то его привлекла ориентированность на политическую практику. Марксизм был для Сталина единым учением, которое дает веру в ликвидацию социального неравенства и указывает практике путь, ведущий к этому.