Файл: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО (ВГИК).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

История отечественного кино как научная дисциплина

Периодизация истории отечественного кино

Цели и задачи курса

Методика преподавания

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Киноискусство 20-х годов

Украинское кино

Белорусское кино

Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советское киноискусство в послевоенный период

Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Неореализма.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х

Заключение

Жанровые особенности «Сибириады», поиски ярких экспрессивных решений в сфере пластики, монтажа, цвета (опер. Л.Пааташвили, худ. Н.Двигубский, А.Адабашьян).

Активный интерес киноискусства к «производственной теме». Фильмы «Здесь наш дом» (1974, по пьесе Н.Дворецкого «Человек со стороны», реж. В.Соколов), «Человек на своем месте» (1973, авт. сцен. В.Черных, реж. А.Сахаров), «Самый жаркий месяц» (1974, авт. сцен. Г.Бокарев, Ю.Карасик, реж. Ю.Карасик), «Премия» (1975, авт. сцен. А.Гельман, реж. С.Микаэлян), «Обратная связь» (1978, авт. сцен. А.Гельман, реж. В.Трегубович), «Надежда и опора» (1982, авт. сцен. Ю.Черниченко, реж. В.Кольцов) и др.

Публицистичность в постановке производственно-экономических, хозйственно-управленческих и т.п. проблем. Ограниченность возможностей социальной критики. «Производственное» и нравственное в художественной структуре фильмов. Образы «деловых людей» - Чешков (В.Заманский), Семен Бобров (В.Меньшов), Виктор Лагутин (Л.Дьячков), Курков (Ю.Демич) и др.

«Премия» - наиболее значительный фильм «производственной» темы. Острота социально-нравственного конфликта. Своеобразие сюжетной структуры и режиссерского решения. Образ бригадира Потапова (Е.Леонов). Образы начальника стройтреста Батарцева (В.Самойлов), главбуха (М.Глузский), главного инженера (А.Джигарханян), секретаря парткома (О.Янковский).

Эксплуатация сложившихся сюжетных схем в многочисленных «производственных» фильмах конца 70-х начала 80-х годов. Исчерпанность старых подходов, угасание

интереса кинематографистов к «производственной» теме.

Социально-нравственная проблематика фильмов С.Герасимова «У озера» (1970) и «Любить человека» (1973).

Дальнейшая разработка жанровой формы «фильма-размышления» в картине «У озера». Публицистическое начало фильма. Образы Бармина (О.Жаков), Лены (Н.Белохвостикова), Черных (В.Шукшин). Особенности сюжетной композиции, актерского исполнения и изобразительного решения (худ. П.Галаджев, опер. В.Рапопорт, В.Архангельский). Документальный материал в образном строе картины.

«Любить человека». Нравственный смысл личных взаимоотношений Марии (Л.Виролайнен) и Калмыкова (А.Солоницын). Иллюстративное решение «производственной» сюжетной линии.

Последние фильмы В.Шукшина - «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1974).

Лирико-комедийный тон повествования. Общественная значимость проблематики в фильме «Печки-лавочки». Комедийное и драматическое в образе тракториста Ивана Расторгуева (В.Шукшин). Принципы изобразительного решения (опер. А.Заболоцкий, худ. П.Галаджев).


Трагедийность образа Егора Проедина («Калина красная») в исполнении В.Шукшина. Образы, созданные в фильме актерами Л.Федосеевой-Шукшиной, И.Рыжовым, А.Ваниным. Идейно-художественные особенности фильма и опыт национальной культуры и фольклора. Изобразительное (худ. И.Новодережкин, опер. А.Заболоцкий) и музыкальное (комп. П.Чекалов) решение. Всенародный успех фильма.

Фильмы А.Тарковского «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980). Глубина художественного постижения важных философско-нравственных проблем. Творческое наследование гуманистических духовных ценностей национальной русской и мировой культуры. Новаторство кинорежиссуры.

«Солярис» (по одноименному роману С.Лема, авт. сцен. Ф.Горенштейн, А.Тарковский, опер. В.Юсов, худ. М.Ромадин, комп. Э.Артемьев). Оригинальность режиссерской интерпретации литературного источника. Научно-фантастическая фабула и нравственная проблематика фильма. Основные темы и мотивы фильма. Образы Криса Кельвина (Д.Банионис), Сарториуса (А.Солоницын), Снаута (Ю.Ярвет), Хари (Н.Бондарчук). Особенности изобразительного и музыкально-звукового решения.

«Зеркало» (авт. сцен. А.Мишарин, А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, худ. Н.Двигубский). Автобиографические мотивы и глубина художественных обобщений. Многосложность композиционной структуры фильма. Образ лирического героя и образ исторического времени. Образы матери и жены в исполнении М.Тереховой. Документальное и условно-метафорическое начало в образном строе фильма.

«Сталкер» (по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», авт. сцен. А. и Б.Стругацкие, опер. А.Княжинский, худ. А.Тарковский). Фильм как философская притча. Нравственная проблематика. Образы Сталкера (А.Кайдановский), Писателя (А.Солоницын), Ученого (Н.Гринько). Пластическая выразительность образа Зоны. Особенности ритмического строя фильма.

Продолжение философских, психологических и этических поисков А.Тарковского в его фильмах периода эмиграции- «Ностальгия» (1983, Италия) и «Жертвоприношение» (1985, Швеция).

Вклад художника в мировую кинематографическую культуру.

«Белорусский вокзал» (1972, авт. сцен. В.Трунин, реж. А.Смирнов). Традиционность драматургического и пластического решения и значительность нравственного смысла. Психологическая правда характеров. Актерский ансамбль: Е.Леонов, А.Папанов, А.Глазырин, В.Сафонов, Н.Ургант. Драматургическая роль песни Б.Окуджавы. Режиссерское решение финала картины. «Осень» (1974, авт. сцен, и реж. А.Смирнов).


Фильм режиссера Э.Климова «Прощание» (1982, по мотивам повести В.Распутина «Прощание с Матерой», авт. сцен. Л.Шепитько, Р.Тюрин, Г.Климов). Книга В.Распутина и фильм «Прощание». Гражданская страстность авторских раздумий об отношении к духовному и нравственному опыту предыдущих поколений, к родной природе. Дарья в исполнении С.Станюты. Мотивы русского фольклора в образном строе фильма, экспрессивность и метафоричность изобразительного (опер. А.Родионов, худ. Ю.Схиртладзе) и музыкального (комп. В.Артемов, А.Шнитке) решения.

37

38

Социально-нравственная проблематика фильмов Ю.Райзмана «Странная женщина» (1978, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман), «Частная жизнь» (1982, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман), «Время желаний» (1984, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман).

«Странная женщина». Образ Жени Шевелевой (И.Купченко). Полемическая заостренность авторской позиции. Дискуссия о фильме.

«Частная жизнь». Новый ракурс в художественном анализе традиционного героя. М.Ульянов в роли Абрикосова.

Современность в фильмах Г.Панфилова «Начало» (1970, авт. сцен. Е.Габрилович, Г.Панфилов), «Прошу слова» (1976, авт. сцен. Г.Панфилов), «Тема» (1979, ВЭ - 1986, авт. сцен. А.Червинский, Г.Панфилов). Специфика социального конфликта у Панфилова. Нравственное начало героинь И.Чуриковой фабричная девчонка Паша Строганова («Начало»), мэр города Елизавета Уварова («Прошу слова»), экскурсовод Саша («Тема»),

Своеобразие композиции фильма «Начало». Смысл сопоставления образов Паши и Жанны д'Арк.

Внутренняя драма Кима Есенина («Тема»).

Особенности режиссерского стиля Г.Панфилова.

Образы современных «деловых» женщин. Издержки женской эмансипации - одна из тем в творчестве Ю.Райзмана и Г.Панфилова. Дальнейшая ее разработка в фильмах «Несколько интервью по личным вопросам» (1979), «Москва слезам не верит» (1980), «Зимняя вишня» (1985) и др.

«Несколько интервью по личным вопросам» Л.Гогоберидзе (1979, авт сцен. З.Арсенишвили, Л.Гогоберидзе). Публицистическая острота в постановке социально-нравственных проблем. Тонкий психологизм актерской манеры С.Чиаурели. Своеобразие композиции и стилистики фильма.

«Москва слезам не верит» (1980, авт. сцен. В.Черных, реж. В.Меньшов). Тема и жанр фильма. Образы Людмилы (И.Муравьева), Тони (Е.Рязанова), Кати (ВАлентова), Гоши (А.Баталов). Ностальгическая знаковость Москвы конца 50-х годов (опер. И.Слабневич, худ. С.Меняльщиков). Зрительский успех картины.

Нравственные искания современников в фильмах кинодраматурга А.Миндадзе и режиссера В.Абдрашитова: «Слово для защиты» (1977), «Поворот» (1979), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982). Многомерность характеров и коллизий. Юридический казус как способ выявления жизненных позиций героев. Напряженность нравственных конфликтов. Психологизм актерского исполнения. Подлинность изобрази­тельной фактуры фильмов. Общественная значимость картин.


«Остановился поезд». Публицистическая острота в постановке насущных общественных проблем. Образы Ермакова (О.Борисов) и Малинина (А.Солоницын) Сущность нравственного противоборства. Смысл метафорического финала фильма

Развитие темы нравственных исканий в фильмах «Парад планет» (1984) и «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). Проблематика фильмов. Жанрово-стилевые особенности. Новая мера экранной условности.

Современная тема в фильмах Н.Михалкова: «Пять вечеров» (1979, по мотивам одноименной пьесы А.Володина, авт. сцен. А.Адабашьян, Н.Михалков), «Родня» {1982, авт. сцен. В.Мережко), «Без свидетелей» (1983, по мотивам пьесы С.Прокофьевой «Беседа без свидетелей», авт. сцен. Н.Михалков, С.Прокофьева, Р.Фаталиев).

«Пять вечеров». Камерность картины. Ретро-стиль. Общественно значимые проблемы в пьесе конца пятидесятых и в фильме. Образы, созданные в фильме актерами Л.Гурченко и С.Любшиным.

Образ времени в фильме «Родня». Образы Марии Васильевны (Н.Мордюкова), Нины (С.Крючкова), Стасика (Ю.Богатырев) и др. Элементы гротеска в жанрово-стилевом воплощении жизненного материала. Споры о фильме в печати. Несостоявшиеся люди.

«Без свидетелей». Своеобразие драматургии фильма. Он (М.Ульянов) и Она (И.Купченко). Смысл нравственного противоборства героев.

Сотрудничество Н.Михалкова с группой творческих единомышленников: сценаристом, художником и актером А.Адабашьяном, художником С.Самулекиным, оператором П.Лебешевым, композитором Э.Артемьевым. Широта диапазона изобразительно-выразительных средств. Отношение Н.Михалкова к актеру.

Проблема реализации личности в фильмах «Жил певчий дрозд» О.Иоселиани (1971, авт. сцен. О.Иоселиани, Д.Эристави, О.Мехришвили, И.Нусинов, Ш.Какичашвили, С.Лунгин), «Ты и я» (авт. сцен. Г.Шпаликов, Л.Шепитько, реж. Л. Шепитько»), «Человек, которому везло» (авт. сцен. К.Ершов, Г.Панфилов, реж. К.Ершов), «Послесловие» М.Хуциева (1984, по мотивам рассказа Ю.Раховского «Тесть приехал», авт. сцен. М.Хуциев), «Полеты во сне и наяву» Р.Балаяна (1983, авт. сцен. В.Мережко), «Жил-был доктор» (1984, авт. сцен. Д.Притула, Э.Дубровский, реж. В.Сорокин).

Нравственно-психологический конфликт и тема коррозии личности в фильмах «В четверг и больше никогда» (1977, авт. сцен. А.Битов, реж. А.Эфрос) и «Отпуск в сентябре» (1979 ,ТВ., авт. сцен, и реж. В.Мельников, по мотивам пьесы А. Вампилова «Утиная охота», картина подверглась запрету и была реабилитирована лишь в годы перестройки).

Характеры и судьбы Гии Агладзе (арт. Г.Канделаки, «Жил певчий дрозд»), Швыркова (арт. А.Мягков, «Послесловие»), Сергея Макарова (арт. О.Янковский, «Полеты во сне и наяву»).


Жанровые различия фильмов, индивидуальность авторского стиля.

Фильмы для детей и юношества

Увеличение количества фильмов для детей и юношества при недостаточно высоком идейно-художественном уровне большинства из них. Снижение качества работы Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького. Увлечение низкопробными детективами на материале истории революции и гражданской войны.

Ведущая тема лучших детских и юношеских фильмов этого периода - тема высокой духовности как средства защиты молодого человека от разлагающего влияния конформизма, безнравственности, проявляющихся в обществе.

Фильмы для детей Р.Быкова: «Внимание, черепаха!» (1970, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов), «Телеграмма» (1972, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975, авт. сцен. А.Ахундова). Острота социально-нравственных проблем в фильме «Чучело» (1984, авт. сцен. В.Железников). Общественное значение фильма.

Появление новых мастеров, последовательно обращающихся к детскому и юношескому кино.

Режиссер С.Соловьев и его фильмы: «Сто дней после детства» (1975, авт. сцен. А.Александров, С.Соловьев), «Спасатель» (1980, авт. сцен. С.Соловьев), «Наследница по прямой» (1982, авт. сцен. С.Соловьев), «Чужая Белая и Рябой» (1985, авт. сцен. С.Соловьев, по повести Б.Ряховского «Детство архитектора Найденова»). Анализ внутреннего мира молодого человека, проблема духовности.

Режиссер Д.Асанова и ее фильмы: «Не болит голова у дятла» (1975, авт. сцен. Ю.Клепиков), «Ключ без права передачи» (1977, авт. сцен. Г.Полонский), «Никудышная» (1980, авт. сцен. В.Приемыхов), «Пацаны» (1983, авт.сцен. Ю.Клепиков), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (1985, авт. сцен. В.Приемыхов).

Характерное для Р.Быкова, Д.Асановой, С.Соловьева движение от лирических интонаций ранних фильмов к жесткой постановке проблемы в фильмах «Пацаны», «Чучело», «Чужая Белая и Рябой».

Фильмы о детстве и оторочестве в обстоятельствах войны: «Пятнадцатая весна» (1970, авт. сцен. В.Смирнов, Б.Медовой, реж И.Туманян), «И тогда я сказал - нет» (1974, авт. сцен, и реж. П.Арсенов), «Ореховый хлеб» (1979, авт.сцен. С.Шальтянис, реж. А.Жебрюнас), «Летняя поездка к морю» (1980, авт. сцен. Ю.Клепиков, реж. ОАранович), «Ночь коротка» (1982, авт. сцен. М.Беликов, В.Меньшов, реж. М.Беликов). Разнообразие жанровых и стилевых решений. Тема гражданского и нравственного становления подростка в дни народного бедствия.

Условные жанровые и стилевые решения