Файл: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО (ВГИК).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

История отечественного кино как научная дисциплина

Периодизация истории отечественного кино

Цели и задачи курса

Методика преподавания

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Киноискусство 20-х годов

Украинское кино

Белорусское кино

Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советское киноискусство в послевоенный период

Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Неореализма.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х

Заключение

«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С-Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».

«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).

Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.

«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).

«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер. П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества»- (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.

«Комиссар» (1967, ВЭ- 1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы, созданные в фильме Н.Мордюковой, Р.Быковым, Р.Недашковской, В.Шукшиным. Лаконизм й метафоричность образного строя фильма. Запрет фильма.

«В огне брода нет» (1967, авт. сцен. Е.Габрилович и Г.Панфилов, реж. Г.Панфилов). Особенности драматургии. Притчевое начало. Юная художница Таня Теткина в исполнении И.Чуриковой. Нравственный смысл спора комиссара (А.Солоницин) и Фокича (М.Глузский). Особенности изобразительного решения (опер. ДДолинин, худ. М.Гаухман-Свердлов).

Наследие национальной культуры на экране

Активный интерес киноискусства к интерпретации литературной классики. Дискуссии об экранизации. Стремление воплотить содержательные аспекты литературного источ­ника, отвечающие духовным запросам современности. Новый уровень постижения наследия А.П.Чехова в ряде экранизаций. Обращение кинематофафистов к крупнейшим эпическим произведениям Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и к романам классиков советской литературы (М.Шолохова, А.Толстого, Л.Леонова и др.).


Наиболее значительные экранизации этого периода: «Попрыгунья» (1955, авт. сцен, и реж. С.Самсонов). Истолкование идеи и стиля рассказа А.П.Чехова. Образы Дымова (С.Бондарчук) и Ольги Ивановны (Л.Целиковская).

«Дама с собачкой» (1960, авт. сцен, и реж. И.Хейфиц). Гуров и Анна Сергеевна в исполнении А.Баталова и И.Саввиной. Чеховская атмосфера в фильме. Изобразительное (опер. А.Москвин) и музыкальное (комп. И.Симонян) решения,

«Идиот» (1-я сер. «Настасья Филипповна», 1958, авт. сцен, и реж. И.Пырьев, опер. В.Павлов). Принцип прочтения романа. Образы князя Мышкина (Ю.Яковлев) и Настасьи Филипповны (Ю.Борисова). Элементы театрализации. Упрощенная трактовка некоторых образов.

«Братья Карамазовы» (1969) - последний фильм И.Пырьева. Сценарий И.Пырьева и роман Ф.Достоевского. Основная проблематика фильма. Отеци братья Карамазовы в

33

34

исполнении М.Прудкина, М.Ульянова, К.Лаврова, А.Мягкова, В.Никулина.

«Преступление и наказание» (1970, авт. сцен. Н.Фигуровс'кий, Л.Кулиджанов, реж Л.Кулиджанов). Идейно-художественная концепция фильма. Стилистика фильма и поэтика Ф.Достоевского. Нравственная проблема в романе и фильме. Г.Тараторкин в роли Раскольникова. И.Смоктуновский - Порфирий Петрович, М.Булгакова - Катерина Ивановна.

«Скверный анекдот» реж. А.Алова и В.Наумова (1966, авт. сцен. А.Алов, В.Наумов, Л.Зорин). Экспрессивность и гротеск в образном языке фильма. Образы генерала Пралинского (Е.Евстигнеев) и Пселдонимова (В.Сергачев). Спорность авторского истолкования рассказа Ф.Достоевского. Драматическая судьба фильма.

«Война и мир» (1966-1967, авт. сцен. В.Соловьев, реж. С.Бондарчук). Четыре серии фильма - «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812-й год», «Пьер Безухое». Изобразительное решение (опер. А.Петрицкий, худ. М.Богданов, Т.Мясников). Поиски звуко-зрительных эквивалентов литературной образности. Актерские работы С.Бондарчука (Пьер Безухое), Л.Савельевой (Наташа Ростова), А.Кторова (старик Болконский), В.Тихонова (Андрей Болконский), Н.Трофимова (капитан Тушин) и др.

Кинотрилогия «Тихий Дон» (1957-1958, авт. сцен, и реж. С.Герасимов). Отражение судеб донского казачества. Эпичность повествования и психологический анализ характеров. Изображение эпохи, среды, быта в фильме. Трагедийность образа Григория (П.Глебов). Образ Аксиньи в исполнении Э. Быстрицкой.

«Тени забытых предков» С.Параджанова (1964, по мотивам одноименной повести М.Коцюбинского). Фольклорно-поэтический строй фильма. Образы Ивана (И.Миколайчук) и Марички (Л.Кадочникова). Образная выразительность изображения (опер. Ю.Ильенко, худ. М.Раковский, Г.Якубович).


Поверхностное, иллюстративное истолкование классики («Анна на шее», «Княжна Мери», «Герой нашего времени», «Накануне», «Три сестры», «Назар Стодоля» и др.).

Обращение советских кинематографистов к мировой литературе, экранизация ее шедевров.

«Отелло» (1956, авт. сцен, и реж. С.Юткевич). Традиции и новаторство в истолковании трагедии. Драматургическое и изобразительное решение фильма (опер. ЕАндриканис, худ. А.Вайсфельд, В.Доррер, М.Карякин). Отелло в исполнении -С.Бондарчука.' Музыка А.Хачатуряна в фильме.

«Дон Кихот» (1957, авт. сцен. Е.Шварц, реж. Г.Козинцев). Драматургические и режиссерские принципы экранизации. Изобразительное решение (опер. А.Москвин, А.Дудко, Й.Грицюс, Э.Розовский, худ. Е.Еней). Дон Кихот и Санчо Панса в исполнении Н.Черкасова и Ю.Толубеева.

«Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) реж. Г.Козинцева. Шекспир в творческой биографии Г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки «Гамлета». Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней). Гамлет в исполнении И.Смоктуновского.

Гуманистическая концепция фильма «Король Лир». Образы Лира (Ю.Ярвет), Гонерильи (Э.Радзиня), Реганы (Г.Волчек), Корделии (В.Шенд'рикова), Шута (О.Даль). Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней, В.Улитко, С.Вирсаладзе). Использование традиций классической живописи. Роль музыки Д.Шостаковича в этих экранизациях.

Поиски новых принципов кинематографической интерпретации духовного наследия прошлого в фильмах о выдающихся деятелях национальной культуры.

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею», 1966, ВЭ- 1971,.авт. сцен. А.Михалков-Кончаловский, А.Тарковский, реж. А.Тарковский). Философско-нравственная проблематика. Особенности композиции, жанра и стиля фильма и традиции русской национальной культуры Образ Руси XIV-XV веков и образ Рублева (А.Солоницын). Спор Рублева и Феофана Грека (Н.Сергеев). Значение новеллы «Колокол», образа Бориски (Н.Бурляев) в идейно-художественной концепции фильма. Новаторство режиссуры, изо­бразительного решения (опер. В.Юсов, худ. П.Черняев, при участии И.Новодережкина и С.Воронкова) и музыкального решения (комп. В.Овчинников). Статья А.Тарковского «Запечатленное время» и специфика образности фильма «Андрей Рублев». Значение фильма в развитии киноискусства, в творческой биографии мастера.

осмеяния. Использование эксцентрических приемов немой «комической». Серийные характеры-маски. Актерское трио-Ю.Никулин, Е.Моргунов, Г.Вицин. «Бриллиантовая рука» (1969). Пародийно-сатирические и приключенческие элементы сюжета. Разнооб­разие комедийных приемов.


Кинокомедии режиссера ПДанелия: лирическая «Я шагаю по Москве» (1964, авт. сцен. Г.Шпаликов); сатирическая «Тридцать три» (1866, авт. сцен. В.Ежов, В.Конецкий); трагикомедия «Не горюй!» по мотивам романа К.Тилье «Мой дядя Бенджамен» (1969, авт. сцен. Р.Габриадзе). Своеобразие комедийного почерка Г.Данелия.

Организация Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962). Расширение круга сатирических персонажей. Многообразие короткометражных сюжетных форм -игровых, документальных, мультипликационных.

Фильмы для детей и юношества

Увеличение выпуска фильмов для детей. Экранизация книг популярных детских писателей.

«Чук и Гек» (1953, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. В.Шкловский, реж. И.Лукинский), «Кортик» (1954, по одноименной повести А.Рыбакова, авт. сцен. А.Рыбаков, И.Гомелло, реж. В.Венгеров, М.Швейцер), «На графских развалинах» (1958, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. И.Болгарин, реж. В.Скуйбин), «Армия Трясогузки (1964) и «Армия Трясогузки снова а бою» (1968, авт. сцен. А.Власов, А.Млодик, реж. А.Лейманис), «Неуловимые мстители» (1968, авт. сцен. С.Ермолинский, Э.Кеосаян, реж. Э.Кеосаян).

Обращение к острым проблемам жизни школы. Протест против равнодушия, казенщины, ханжества в деле воспитания. Утверждение бережного отношения к внутреннему миру, духовным запросам детей и подростков в фильмах «А если это любовь?» (1961, авт. сцен. И.Ольшанский, Н.Руднева, реж. Ю.Райзман), «Друг мой, Колька» (1961, авт. сцен. А.Хмелик, реж. А.Митта и А.Салтыков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964, авт. сцен. С.Лунгин и Н.Нусинов, реж. Э.Климов), «Звонят, откройте дверь» (1966, авт. сцен. А.Володин, А.Митта, реж. А.Митта).

«Доживем до понедельника» С.Ростоцкого (1968, авт. сцен. Г.Полонский), Проблематика фильма. Психологизм в раскрытии характеров старшеклассников и их воспитателей. Учитель Мельников в исполнении В.Тихонова. Драматизм конфликтов и лирическая атмосфера. Значение фильма как произведения, противостоящего традиционным решениям школьной темы.

Эксцентрическая музыкальная комедия Р.Быкова «Айболит - 66» (1967, авт. сцен. В.Коростелев, Р.Быков). «Многоадресность» фильма. Сказочность и пародийность. Образы Айболита (О.Ефремов) и Бармалея (Р.Быков). Творческое использование театральной условности.

Проблема современной интерпретации фольклорного материала.

Фильмы-сказки реж. А.Роу: «Марья-искусница» (1960, авт. сцен. М.Чуприн), «Морозко» (1965, авт. сцен. М.Вольпин и Н.Эрдман), «Варвара краса - длинная коса» (1970, авт. сцен. М.Чуприн) и реж. А.Птушко: «Сказка о царе Салтане» (1966, авт. сцен. А.Птушко при участии И.Гелейна), «Руслан и Людмила» (1973, авт. сцен. А.Птушко при участии С.Болотина).


Заключение

Борьба в киноискусстве 1950 - 1960-х годов идейно-художественных тенденций, рожденных атмосферой «оттепели», и рецидивов схематизма, парадности, бесконфликтности. Основные сюжетно-обраэные мотивы кинематографа периода «оттепели». Достижения всех видов многонационального советского кино на пути постижения жизненной правды, внутреннего мира личности. Обновление художественного языка киноискусства, расширение его жанровых и стилевых возможностей. Трудности и потери, связанные с идеологической регламентацией и цензурой.

35

36

КИНОИСКУССТВО 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х ГОДОВ

Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны, в сфере культуры, литературы и искусства.

Противоречивость развития киноискусства 1970-х- первой половины 1980-х годов. Свойственные лучшим фильмам этого периода гражданский пафос, критика общественных недугов, смелые поиски в области киноязыка.

Приход на кинопроизводство нового поколения творческой молодежи, выпусников ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов, кинофакультетов Тбилисского и Киевского театральных институтов.

Организация Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства. Выпуск 4-томной «Истории советского кино». Публикация теоретического наследия классиков советского кино.

Мелочная опека киностудий со стороны Госкино, бюрократизм и перестраховка в оценке сценариев и фильмов, цензурные препятствия на пути талантливых кинопроизведений.

Отсутствие гласности в оценке фильмов, произвол в решении судеб картин. Увеличение потока «серых» фильмов. Резкое падение числа кинопосещений в середине 70-х годов. Низкий художественный уровень многих фильмов. Ориентация на закупку и широкий прокат западной киномакулатуры. Отсутствие на экранах значительных произведений мастеров западного кино.

Серьезные недостатки в развитии кинокритики. Свойственный многим критическим выступлениям ведомственный подход, благодушие в оценке кинопроцесса. Снижение эстетических критериев по отношению к художественно слабым, но идеологически «правильным» фильмам.

Характеристика основных тенденций в кинематографе этого периода.

Современность и современник на экране

Попытки художественного осмысления исторического опыта страны и ее научно-технических достижений в фильмах «Укрощение огня» (1972, авт. сцен, и реж. Д.Храбровицкий), «Сибириада» (1979, авт. сцен. В.Ежов, реж. А.Михалков-Кончаловский), «Вкус хлеба» (1979, авт. сцен. А.Лапшин, Р.Тюрин, В.Черных, реж. А.Сахаров). Трактовка истории в рамках официальных идеологических и политических установок. Иллюст­ративный подход к жизненному материалу. Образы Башкирцева (арт. К.Лавров, «Укрощение огня»), Сечкина (арт. С.Шакуров, «Вкус хлеба»), Алексея Устюжанина (Н.Михалков, «Сибириада»),