ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
Последние работы С.Герасимова - «Юность Петра», «В начале славных дел» (1980) и «Лев Толстой» (1984). Проблема «герой и эпоха», решаемая на биографическом материале. Поэтизация образа «юности», «начала» России. Тема трагического противостояния прогрессивных начинаний и реакции.
Нравственная проблематика фильма «Лев Толстой». Особенности композиции и стиля. Л.Н.Толстой в исполнении С.Герасимова. Иллюстративность некоторых персонажей из окружения писателя.
«Юность гения» (1983, реж. Э.Ишмухамедов). Исторический герой и авторская интерпретация событий далекого прошлого. Незаурядная личность и общество -оригинальность трактовки известной проблемы. Национальный колорит картины. Эпический сюжет и поэтическая интерпретация.
Относительный успех фильмов, осмысляющих историю с позиций современности. Исторический материал и автор. Жанровое своеобразие исторического фильма (сказание, легенда, баллада) и другие способы реализации исторической темы.
Кинокомедия и музыкальный Фильм
Трудности кинокомедии на новом этапе. Традиции и поиски новых решений
Дальнейшее развитие творческого содружества Э.Рязанова и Э.Брагинского. Успех лирических комедий «Ирония судьбы» (1975), «Служебный роман» (1977). Особенности их жанровой структуры. Трудная судьба сатирической комедии «Гараж» (1980). Возвращение к лирической комедии в фильме «Вокзал для двоих» (1983).
Своеобразие комедийного дара Г.Данелии. «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), трагикомедия «Осенний марафон» (1980). Антигерой эпохи Бузыкин (О.Басилашвили).
Появление новых режиссеров комедийного фильма.
В.Титов и его комедии «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972) и «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975).
Комедии режиссера С.Овчарова «Нескладуха», «Небывальщина» (1984), «Левша» (1985). Обращение к мотивам и образам русского фольклора, активное использование новых средств киновыразительности.
Комедийное начало в драматургии В.Мережко. Сложности реализации его комедийных сценариев. Социальные и нравственные аспекты творчества кинодраматурга. Наиболее удачные комедийные фильмы по сценариям В.Мережко: «Здравствуй и прощай» (1973, реж. В.Мельников), «Родня» (1982, реж. Н.Михалков).
Традиции комедий 30-50-х годов в фильме В.Меньшова «Любовь и голуби» (1984, авт. сцен. В. Гуркин).
Активное развитие грузинской кинокомедии. Комедийные короткометражки. Комедия И.Квирикадзе «Городок Анара» (1977). Трудная судьба его сатирической комедии на историческом материале «Пловец» (1982).
Кинокомедии Э.Шенгелая «Чудаки» (1974, авт. сцен. Р.Габриадзе) и «Голубые горы, или Необыкновенная история» (1984, авт. сцен. Р.Чейшвили). Жанровые особенности
43
44
фильмов. Яркое социальное звучание и оригинальная кинематографическая форма.
Комедийное решение современной темы в белорусском фильме «Белые росы» (1984, авт. сцен. А Дударев, реж. И.Добролюбов).
Увеличение количества комедийных фильмов и низкий художественный уровень многих из них. Изменение лица комедии: кризис нарядной, праздничной комедии и ее вытеснение бытовой, сатирической, фольклорной, комедией-притчей.
Ориентация на яркие зрелищные формы, способные привлечь внимание массового зрителя.
Музыкальный фильм на историко-революционном материале «Бумбараш» (1972, по мотивам ранних произведений А.Гайдара, реж. Н.Рашеев, А.Народицкий, комп. В.Дашкевич). Особенности жанрового решения.
Музыкальные фильмы М.Захарова по сценариям Г.Горина «Обыкновенное чудо» (1978, по мотивам пьесы Е.Шварца, комп. Г.Гладков) и «Тот самый Мюнхгаузен» (1979, комп. А.Рыбников). Своеобразие кинематографической формы. Гуманистический пафос фильмов.
Музыкальные фильмы Э.Лотяну, созданные в содружестве с композитором Е.Догой: «Латуары» (1973), «Табор уходит в небо» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Анна Павлова» (1978). Фольклорные мотивы и образы в творчестве Э.Лотяну. Поэтичность образных решений. Просчеты вкуса в некоторых фильмах.
Фильм режиссера А.Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, комп. А.Шнитке). Оригинальность трактовки литературных и исторических источников.
Обращение к жанру мюзикла. Редкие удачи на этом пути. Наиболее удавшийся мюзикл- «Мелодии Верийского квартала» (1973, реж. Г.Шенгелая, комп. Г.Цабадзе).
Заключение
В период, явившийся своеобразным перепутьем между оттепелью 60-х годов и перестройкой, начавшейся во второй половине 80-х, во всей жизни страны, в том числе в области литературы и искусства, все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Кинематограф все настойчивее стараются превратить в рупор официальных идеологических установок. Между тем, несмотря на объективные трудности развития, киноискусство этого периода оказалось на редкость богатым - как в содержательном, так и в художественном плане. Талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции отечественного кинематографа предыдущего этапа. Наряду с обретаемым «новым историзмом» и с тенденцией к живописно-поэтической зрелищное™, охватившей в семидесятые годы чуть ли не весь репертуар, лучшие произведения демонстрировали стремление отобразить жизнь во всей ее противоречивости, выделяя и описывая не только те явления и процессы, которые соответствовали принятой системе ценностей, но и запечатлевая то, что диссонировало с ней. Иные фильмы, сыгравшие в ту пору общественно важную роль, со временем, разумеется, утратили свое значение, зато в других, наоборот, с годами открывался неиссякающий запас волнующей человечности и художественной выразительности, уточнялось их истинное место в духовно-творческих исканиях отечественного кино.
Перемены творческого климата в кино начинаются со вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.
КИНОИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х - 1990-х ГОДОВ Перестройка в кино
V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.
Резкая конфронтация с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами. Взрыв протеста против цензуры, против сложившихся в период застоя
явления. Кинематограф все настойчивее стараются превратить в рупор официальных идеологических установок. Между тем, несмотря на объективные трудности развития, киноискусство этого периода оказалось на редкость богатым - как в содержательном, так и в художественном плане. Талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции отечественного кинематографа предыдущего этапа. Наряду с обретаемым «новым историзмом» и с тенденцией к живописно-поэтической зрелищности, охватившей в семидесятые годы чуть ли не весь репертуар, лучшие произведения демонстрировали стремление отобразить жизнь во всей ее противоречивости, выделяя и описывая не только те явления и процессы, которые соответствовали принятой системе ценностей, но и запечатлевая то, что диссонировало с ней. Иные фильмы, сыгравшие в ту пору общественно важную роль, со временем, разумеется, утратили свое значение, зато в других, наоборот,: с годами открывался неиссякающий запас волнующей человечности и художественной выразительности, уточнялось их истинное место в духовно-творческих исканиях отечественного кино.
Перемены творческого климата в кино начинаются со вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.
КИНОИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-х - 1990-х ГОДОВ Перестройка в кино
V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.
Резкая конфронтация с предшествующей историей советского кино, его идеологией и его приоритетами. Взрыв протеста против цензуры, против сложившихся в период застоя догматов и авторитетов, против канонов социалистического реализма. Борьба за обретение права на индивидуальное художественное высказывание.
Деятельность конфликтной комиссии СК СССР. Выпуск на экран фильмов, долгов время лежавших на полке («Тема» Г.Панфилова, «Проверка на дорогах» А.Германа, «Долгие проводы» К.Муратовой, «Комиссар» А.Аскольдова, «Интервенция» Г.Полоки, «Иванов катер» М.Осепьяна и др.), а также восстановление авторских версий фильмов, подвергнувшихся в свое время серьезным переделкам по требованию идеологической цензуры («Застава Ильича» М.Хуциева, «История Аси Клячиной...» А. Михалкова-Кончаловского и др.)
Большой общественный резонанс, сопровождающий выход фильмов, выразивших новые тенденции общественного сознания: «Покаяние» Т.Абуладзе (1984, ВЭ - 1986, авт. сцен. Н.Джанелидзе, Т.Абуладзе, Р.Квеселава). Фильм как завершающая часть кинотрилогии («Мольба», «Древо желаний», «Покаяние»). Глубина художественного анализа идеологии и психологии тоталитаризма. Жанрово-стилевое решение. Образы Варлаама И Авеля Аравидзе в исполнении А.Махарадзе.
«Взрыв» остросоциальной кинодокументалистики, последоваший за выходом на экраны документальных лент «Легко ли быть молодым?» Ю.Подниекса, «А прошлое кажется сном» С.Мирошниченко и др., выразивших новые тенденции общественного сознания.
Реорганизация советской киноиндустрии в контексте происходящей в стране политической и экономической перестройки. Постановление Совета Министров СССР «О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии» (ноябрь 1989), открывающее дорогу к частному производству фильмов и их прокату. Первые попытки осмысления и реализации принципиально новой «базовой» модели отечественного кинопроизводства, предполагающей независимость «студий нового типа» от идеологической и художественной опеки государственных органов. Разгосударствление кинопроизводства и проката. Возникновение кооперативных студий и превращение творческих объединений государственных студий в самостоятельные производственные структуры. Неясность перспектив внедрения этой
45
46
Творческие попытки создать образ «смутного» времени, раскрыть внутренние причины трагического опустошения личности, человеческой потерянности, глубины личностных драм.
«Маленькая Вера» (1988, авт. сцен. М.Хмелик, реж. В.Пичул) как знаковая картина эпохи перестройки и гласности. Образы, созданные актерами Н.Негодой, А.Соколовым, Л.Зайцевой, Ю.Назаровым.
Преобладание пессимистического мироощущения в выборе материала и в точке зрения на него. Феномен экранной «чернухи»: изображение нищеты, отверженности, неустроенных человеческих судеб. Герои фильмов - бомжи, проститутки, неудачники, наркоманы, персонажи отверженные и обреченные.
Обращение к ранее запретному, табуированному для кинематографического отображения.
Расчеты с советским прошлым в игровых картинах на современном материале: «Трагедия в стиле рок» (1988, авт. сцен, и реж. С.Кулиш, комп. С.Курёхин), «ЧП районного масштаба» (1988, авт. сцен. Ю.Поляков, реж. С. Снежкин), «Куколка» (1988, авт. сцен. И.Агеев, реж. И.Фридберг), «Слуга» (1989, авт. сцен. А.Миндадзе, реж. В.Абдрашитов, в главн. ролях Ю.Беляев и О.Борисов), «Сатана» (1990, авт. сцен, и реж. В.Аристов), «Палач» (1990, авт. сцен. С.Белошников, реж. В.Сергеев), осмысление настоящего как расплату за долгие десятилетия существования при тоталитарном режиме.