Файл: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО (ВГИК).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

История отечественного кино как научная дисциплина

Периодизация истории отечественного кино

Цели и задачи курса

Методика преподавания

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

История отечественного кино и другие специальные дисциплины

Киноискусство 20-х годов

Украинское кино

Белорусское кино

Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советское киноискусство в послевоенный период

Советское киноискусство 1950-1960-х годов

Неореализма.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

V съезд кинематографистов (май 1986 г.) - начало нового периода развития отечественного кино. Острая критика недостатков в развитии советского кино. Смена поколений в руководстве Союза.

Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х

Заключение

Приключенческий музыкальный фильм «Достояние республики» (1972, авт. сцен. А.Зак, С.Кузнецов, реж. В.Бычков), милицейский детектив «Сыщик» (1980, авт. сцен. В.Кузнецов, реж. В.Фокин).

Киносказки: мюзикл «Король-олень» (1970, по сказке К.Гоцци, авт. сцен.

39

40

В.Коростылев, реж. П.Арсенов), «Черная курица, или Подземные жители» (1981, по мотивам сказки А.Погорельского, реж. В.Гресь). Высокий уровень кинематографической пластики в этих работах. Утверждение духовности как высшего мерила человеческой ценности.

Научно-фантастические фильмы «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам» (1974-1981) - трилогия режиссера Р.Викторова. Проблема «очеловечивания» Вселенной в этих работах.

Обращение к детскому и юношескому кинематографу мастеров «взрослого» кино. «Дочки-матери» (1975, авт. сцен. А.Володин, реж. С.Герасимов), «Чужие письма» (1976, авт. сцен. Н.Рязанцева, реж. И.Авербах), «Белый Бим Черное ухо» (1977, авт. сцен, и реж. С.Ростоцкий, по одноименной повести Г.Троепольского). Этическая проблематика картин.

Историко-революционная тема

Снижение художественного уровня воплощения историко-революционной темы. Поверхностное, облегченное изображение гражданской войны во многих кинопроизведениях.

Творческие поиски и обретения в некоторых фильмах этого периода.

«Бег» (1971, по роману «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» М.Булгакова, авт. сцен, и реж. А.Алов и В.Наумов). Принципы трактовки литературного материала. Особенности композиционного и жанрового решения. Героика и гротеск в образном строе фильма. Актерский ансамбль: М.Ульянов, А.Баталов, В.Дворжецкий, Е.Евстигнеев, В.Басов. Работа оператора Л.Пааташвили.

Фильмы режиссера Н.Мащенко «Комиссары» (1970, по мотивам одноименной повести Ю.Либединского), «Иду к тебе» (1971), «Как закалялась сталь» (1973, многосерийный телевизионный фильм по одноименному роману Н.Островского). Нравственная проблематика фильмов. Образы Громова (И.Миколайчук, «Комиссары»), Леси Украинки (А.Демидова, «Иду к тебе»), Павла Корчагина (В.Конкин, «Как закалялась сталь»). Жанрово-стилевые особенности фильмов Н.Мащенко.

«Чрезвычайный комиссар» (1970, авт. сцен. О.Агишев, А.Хамраев, реж. А. Хамраев). Фильм как публицистическая драма. Образы Кобозева (А.Джигарханян) и Ходжаева (С.Чокморов). Документальное начало в образном строе фильма.

«Цену смерти спроси у мертвых» (1978, авт. сцен. М.Уит, реж. К.Кийск, опер. Ю.Силларт). Нравственный смысл противоборства Соммер (Ю.Кисиелюс) - Бруно (Г.Гирдвайнис). Документальное начало и экпрессивная образность в стилевом решении фильма.


«Агония» (1975, ВЭ- 1981, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов, реж. Э.Климов). История замысла и постановки. Новизна исторического материала. Авторская концепция. Принципы жанрового решения. Образы Распутина (А.Петренко), Николая II (А.Ромашин), Вырубовой (А.Фрейндлих), Манусевича-Мануйлова (Л.Броневой) и др. Изобразительное решение фильма (опер. Л. Калашников, худ. С.Воронков, Ш.Абдусаламов).

«Ленин в Париже» (1981, авт, сцен. Е.Габрилович, С.Юткевич, реж. С.Юткевич, опер. Н.Немоляев, худ. Л.Кусакова). Модель политического фильма. Особенности композиции. Метод «коллажа». Экспериментальный характер фильма. Противоречивость художественного итога.

«Красные колокола» (1982, фильм первый «Мексика в огне», фильм второй - «Я видел рождение нового мира», совместное производство СССР, Мексики, Италии, авт. сцен. С.Бондарчук, А.Сатуэра, реж. С.Бондарчук). Попытка обращения к опыту советского эпического кинематографа 1920 - 1930-х годов. Высокий профессионализм изобразительного решения (опер. В.Юсов, худ. Л.Шенгелия). Масштабность массовых эпизодов. Идеологический схематизм общей концепции, плакатность персонажей.

Плодотворное использование жанровых механизмов «вестерна» в фильмах о гражданской войне «Седьмая пуля» (1972) реж. А.Хамраева и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) реж. Н.Михалкова.

Девальвация историко-революционной темы в фильмах «Ищи ветра» (1978, реж В.Любомудров), «Поговорим, брат» (1978, реж. Ю.Чулюкин), «Шестой» (1981, реж.

С.Гаспаров) и многих других. Поверхностное, облегченное изображение событий гражданской войны.

Исчерпанность традиционных подходов к историко-революционной теме. Необходимость поиска новых идеологических и художественных решений.

Фильмы о Великой Отечественной войне

Развитие военной темы в этот период. Новые художественные решения. Достижения и потери.

Цикл фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм» (1970-1972), авт. сцен. .Ю.Бондарев, О.Курганов, Ю.Озеров, реж. Ю.Озеров, опер. М.Слабневич, худ. А.Мягков). Историко-документальная основа цикла и идеологическая корректировка истории Великой Отечест­венной войны. Образы реальных исторических деятелей и вымышленные образы рядовых участников войны в сюжетной структуре цикла. Образы маршала Г.К.Жукова (М.Ульянов), капитана Цветаева (Н.Олялин), санинструктора Зои (Л.Голубкина), солдата Дорожкина (В. Носик) и др. Идеализация личности Сталина. Постановочная масштабность батальных эпизодов, иллюзия документальности в изобразительной манере (опер. И.Слабневич, худ. А.Мягкоа).


Приверженность официальным идеологическим и политическим схемам, поверхностная иллюстративность в фильмах Ю.Озерова «Солдаты свободы» (1977) и «Битва за Москву» (1985).

«Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М.Шолохова, авт. сцен, и реж. С.Бондарчук). Внешняя «камерность» фабулы и внутренняя эпичность сюжета. Народность и национальное своеобразие образов Лопахина (В.Шукшин), Стрельцова (В.Тихонов), Звягинцева (С.Бондарчук), Копытовского (Г.Бурков), Некрасова (Ю.Никулин), Поприщенко (И.Лапиков). Тщательное, детальное воспроизведение воинских будней (опер. В.Юсов, худ. Ф.Ясюкевич).

«Белая птица с черной отметиной» (1972, авт. сцен. И.Миколайчук, Ю.Ильенко, реж. Ю.Ильенко). Синтез исторического и мифологического в структуре фильма. Тема Великой Отечественной войны в структуре картины. Связь образного языка фильма с опытом украинского национального фольклора. Поэтическая условность изобразительного ре­шения (опер. В.Калюта, худ. А.Мамонтов).

Лирико-драматическое воплощение темы Великой Отечественной войны в фильме режиссера С.Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972, по одноименной повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, С.Ростоцкий). Сюжет и характеры. Актерский ансамбль: А.Мартынов, Е. Драпеко, О.Остроумова, И.Шевчук и др.

Новые подходы к художественному осмыслению материала Великой Отечественной войны в фильмах А.Германа, Л.Шепитько, Э.Климова и некоторых других мастеров. Разрушение сложившихся стереотипов. Активизация личностного авторского начала. Углубление нравственной проблематики, обогащение гуманистического потенциала. Новые формы синтеза документального и игрового.

«Проверка на дорогах» (1971, ВЭ- 1986, по мотивам военной прозы Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский, реж. А.Герман). Переосмысление канонов «партизанского» фильма. Духовная напряженность сюжета. Нравственный смысл драматического конфликта. Образы Локоткова (Р.Быков), Лазарева (В.Заманский), майора (А.Солоницин), Соломина (О.Борисов). Особенности изобразительной манеры (опер. В.Федосов, худ. В.Юркевич). Драматическая судьба фильма.

«Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам повести К.Симонова «Из записок Лопатина», авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Герман). Тщательность воссоздания бытовых реалий и образ времени. Образы Лопатина (Ю.Никулин) и Ники (Л.Гурченко).

Фильм А.Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984, по запискам и повестям Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский). Особенности композиции, авторское начало в фильме. Образ предвоенной эпохи и нравственно-психологический облик поколения. Образы Лапшина (А.Болтнев), Адашовой (Н.Русланова), Ханина (А.Миронов). Новый уровень синтеза документального и игрового начал в образной структуре фильма, актерском исполнении, изобразительном строе (опер. В.Федосов, худ. Ю.Пугач) и


41

42

Ю.Ильенко). Синтез исторического и мифологического в структуре фильма. Тема Великой Отечественной войны в структуре картины. Связь образного языка фильма с опытом украинского национального фольклора. Поэтическая условность изобразительного ре­шения (опер. В.Калюта, худ. А.Мамонтов).

Лирико-драматическое воплощение темы Великой Отечественной войны в фильме режиссера С.Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972, по одноименной повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, С.Ростоцкий) Сюжет и характеры. Актерский ансамбль: А.Мартынов, Е. Драпеко, О.Остроумова, И Шевчуки др.

Новые подходы к художественному осмыслению материала Великой Отечественной войны в фильмах А.Германа, Л.Шепитько, Э.Климова и некоторых других мастеров. Разрушение сложившихся стереотипов. Активизация личностного авторского начала. Углубление нравственной проблематики, обогащение гуманистического потенциала. Новые формы синтеза документального и игрового.

«Проверка на дорогах» (1971, ВЭ - 1986, по мотивам военной прозы Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский, реж. АГерман). Переосмысление канонов «партизанского» фильма. Духовная напряженность сюжета. Нравственный смысл драматического конфликта. Образы Локоткова (Р.Быков), Лазарева (В.Заманский), майора (А.Солоницин), Соломина (О.Борисов). Особенности изобразительной манеры (опер. В.Федосов, худ. В.Юркевич). Драматическая судьба фильма.

«Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам повести К.Симонова «Из записок Лопатина», авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Герман). Тщательность воссоздания бытовых реалий и образ времени. Образы Лопатина (Ю.Никулин) и Ники (Л.Гурченко).

Фильм А.Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984, по запискам и повестям Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский). Особенности композиции, авторское начало в фильме. Образ предвоенной эпохи и нравственно-психологический облик поколения. Образы Лапшина (А.Болтнев), Адашовой (Н.Русланова), Ханина (А.Миронов). Новый уровень синтеза документального и игрового начал в образной структуре фильма, актерском исполнении, изобразительном строе (опер. В.Федосов, худ. Ю.Пугач) и музыкально-звуковом решении (комп. А.Гагуашвили).

Творческий опыт А.Германа и воплощение темы Великой Отечественной войны в фильмах «ленинградской школы» - «Торпедоносцы» (1983, по мотивам военных рассказов Ю.Германа, авт. сцен. С. Кармалита, реж. С. Аранович), «Порох» (1985, авт. сцен. В.Аристов, А.Макаров, реж. В.Аристов), «Соло» (1980, авт. сцен. А.Шульгина, реж. К.Лопушанский).


Проза Василя Быкова на экране. «Восхождение» (1977, по повести «Сотников», авт. сцен. Ю.Клепиков, Л.Шепитько, худ. Ю.Ракша, опер. В.Чухнов, реж. Л.Шепитько; «Знак беды», 1986, авт. сцен. Е. Григорьев, О. Никич, по одноименной повести, реж. М.Пташук.

«Восхождение». Притча как жанровая основа картины. Библейские мотивы в образном строе фильма и его философско-нравственная проблематика. Образы Сотникова (Б.Плотников), Рыбака (В.Гостюхин), Портнова (АСолоницин). Эстетический потенциал черно-белого изображения и изобразительная стилистика фильма.

Начало работы над фильмом по роману В.Распутина «Прощание с Матерой». Трагическая гибель в 1979 году. Вклад Л.Шепитько в развитие киноискусства.

«Факт» (1982, авт. сцен. В.Жалакявичюс, реж. А.Грикявичюс, опер. Д.Печюра). Документальность сюжетной основы. Особенности композиций и стиля. Актерский ансамбль: А.Кайдановский, Р.Адомайтис, Д.Банионис, Ю.Будрайтис, В.Майнелите, Е.Соловей и др.

«Иди и смотри» (1985, по «Хатынской повести» А.Адамовйча, авт. сцен. А.Адамович, реж. Э.Климов, опер. А.Родионов, худ. В.Петров, комп. О.Янченко, звукооператор В.Морс). Эпическое и драматическое в композиции фильма и его трагедийный пафос. Образ Флёры (А.Кравченко) и образ народа в фильме. Философское осмысление феномена фашизма, психологии коллективного преступления. Документальное и игровое в образной структуре картины. Теория «монтажа аттракционов» С.Эйзенштейна и монтаж «эмоциональных ударов» в фильме. Особенности звукового решения. Антифашистский гуманистический пафос фильма, его международный успех.

Тема духовных, нравственных последствий войны в фильмах режиссера Н.Губенко «Пришел солдат с фронта» (1972, авт. сцен. В.Шукшин), «Подранки» (1977, авт. сцен.

Изобразительное решение фильмов (худ. А.Адабашьян, опер. П.Лебешев).

«Васса» (1983, реж. Г.Панфилов). Сценическая традиция постановки пьесы М.Горького «Васса Железнова» и трагедийная трактовка заглавного образа на экране (И.Чурикова). Воссоздание быта и метафорическая образность.

Истооизм как характерная особенность современного экранного мышления

Обращение В.Шукшина к исторической теме. Судьба замысла фильма о Степане Разине, роман В.Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Продолжение традиции «объективного» стиля воссоздания истории. Многочисленные просчеты и неудачи («Емельян Пугачев», «Ярослав Мудрый» и др.).

Попытка авторской интерпретации исторических событий, разработка «субъективного» стиля; поиски яркого экранного образа, жанровое своеобразие некоторых фильмов на историческую тему. Интерес к историко-биографическому материалу.