ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 253
Скачиваний: 7
оказалось, вовремя.
Знаете, что она сказала в
ответ на мое предложение - от-
везти мумию на кладбище?
- Ах, вот где мое место?!
Благодарны вам за совет! На том
прощевайте!
- Да неужто не услышу я вас
больше? - хотел и я ее подку-
сить, но в трубке уже пиликали
короткие гудки.
Она позвонила на второй
день поздно вечером. Я понял -
после «Грозы». И вновь произ-
несла монолог. Но какой!
- Господи, если бы вы знали,
что я пережила, испытала! -
трепетал от счастья ее краси-
вый грудной голос. - Мне сказа-
ли, что сегодня я играла Кате-
рину... как никогда!
И она рассказала/ как и чем
она «оживила» себя. Вот ее вто-
рой монолог:
- Наверно, я ждала... вы по
головке меня погладите. А вы,
как все, отмахнулись от меня.
Так мне сперва показалось. А
потом слышу... кто-то внутри
меня... кричит мне: дура, дура!
Он же хотел встряхнуть твою
душевную заводь, которая дав-
ным-давно застоялась, как бо-
лото, и ряской покрылась! Ох,
как я тут взвилась/ как стала се-
бя бичевать-хлестать! Раньше-то
жалела себя, родимую. Потому и
замкнулась, в себя ушла. Вокруг
столько вранья, хамства! Люди
так опустились, обнаглели -
пьют, воруют! Они и в театр
приходят - кто с водкой, кто с
«мобильником», в зале - булька-
нье и трезвоны! А ты играй для
них/ «прикидывайся»! Вот меня
злость и обуяла! Я ведь всех - и
зрителей и артистов - всех в од-
ну кучу! Как жить-то, думаю,
среди вас таких? - она горько,
открыто плакала. - После разго-
вора с вами всю ночь самоедст-
вом занималась, всю свою
жизнь переворошила. Много
всего у меня было - и хорошего,
и плохого. Но оказалось/ что
хорошего-то больше! И не раз-
валина я еще/ а раскисла/ как
квашня! Тут про мумию вспом-
нила. Только не смейтесь. Воб-
щем, утром я на кладбище по-
ехала. А там я еще ни разу не
была: родные-то мои, слава Бо-
гу, все живы. Понимаете меня?
Чужого горя я ведь вблизи-то не
видела... Вот и сейчас, говорю с
вами/ а перед глазами...
Ее рассказ был очень эмо-
ционален. Я лишь фабульно из-
ложу то/ что она увидела/ что/ в
результате, пережила, что вы-
несла для себя.
На кладбище хоронили це-
лый взвод молодых пареньков/
убитых на чеченской войне. Ри-
туал прощания с погибшими
солдатами нынче всем знаком:
почти каждый день мы это ви-
дим по телевидению. Видела и
актриса. Но - простите и не со-
чтите за кощунство - «живьем»
такое массовое горе предстало
пред ней во всем своем драма-
тизме впервые.
Выстроились в ряд... два-
дцать три могилы, возле них -
двадцать три гроба. Траурные
венки, траурная музыка... Пла-
чут матери и отцы, жены и не-
весты, плачут стоящие в риту-
альном карауле солдаты/ еще не
побывавшие на войне, плачут их
143
командиры...
Она (актриса) увидела не
сценическое, не поддельное, а
действительное горе во всей
своей реальности. Ей показа-
лось, что сюда, на это кладбище
пришли сегодня все-все живые
люди/ все сняли шапки и скло-
нили головы, словно прощения
просят у погибших... И она
(актриса) в их числе...
А вечером, в театре она
играет свою Катерину, как еще
никогда не играла.
Вот он, «загадочный пара-
докс» творческой профессии:
потрясенный горем человек...
создает шедевр! Оглохший
Бетховен - знаменитую «Лунную
сонату», великий русский худож-
ник Крамской/ через неделю
после смерти своего ребенка,
встает за мольберт и пишет кар-
тину высочайшего живописного
мастерства - «Неутешное горе».
И опять прошу извинить ме-
ня за вероятную жестокость су-
ждения: видимо (или все-таки),
творческие люди «нуждаются» в
эмоциональных ударах, даже
если эти удары по своему со-
держанию «отрицательно заря-
жены». Вам не кажется стран-
ным утверждение Ф.М. Достоев-
ского, что «писателю нужно
столько счастья, сколько и не-
счастья»? Неужели несчастье
стимулирует творчество? Немно-
го смягчим суждение: а может,
не сам факт несчастья является
«допингом» творчества, а чувст-
ва, пережитые по его поводу?
Вот что записал в своем
дневнике П.И.Чайковский, за-
кончив работу над финальной
картиной «Пиковой дамы»:
«Ужасно плакал, когда Гер-
манн испустил дух!»
Флоберу, например, когда
описывал сцену самоубийства
Эммы Бовари, показалось, что
он тоже отравился: так отчет-
ливо он ощутил на языке вкус
мышьяка.
И совсем печальные приме-
ры: Москвин умер на сцене во
время спектакля, играя Ивана
Грозного, Добронравов - царя
Федора. Есть и более «совре-
менные примеры»...
Какая жестокая цена за ра-
дость творческого вдохновенья,
за полноту эмоций и физических
затрат, за взволнованные внут-
14S
ренние монологи/ за яркое ви-
дение...
Но не будем на мрачной ноте
заканчивать эту тему - видение.
Обратимся к примеру, щадяще-
му нашу нервную систему.
Вот строки из «Героя нашего
1ремени» М.Ю.Пермонтова:
«Уж солнце начинало прятаться за
;неговой хребет/ когда я въехал в
^айшаурскую долину... Со всех сторон
оры неприступные/ красноватые
калы, обвешанные зеленым плющом и
венчанные купами чинар, желтые
брывы, исчерченные промоинами/ а
ам высоко-высоко золотая бахрома
негов, а внизу Арагва, обнявшись с
ругой безымянной речкой, шумно
ырывающейся из черного, полного
глою ущелья, тянется серебренною
итыо и сверкает, как змея своей
ешуею»».
Читая эти строки, уверен, вы
лолне отчетливо представляете (види-
i!) воссозданную автором «картину».
воссозданную» - потому что
арисовал» он ее, уже находясь не в
элине/ а в домашней обстановке. Так
UWM же сильным и ярким вообра-
ением, видением владел Пермонтов,
если, воздействуя на нас не впрямую,
всего лишь посредством печатного
слова/ сумел «разбудить» нашу фанта-
зию, «включить» наш «внутренний
взор», создать «зрительные образы»!
А Пушкин, помните? Он же не сидя
в театральной ложе описывает, как
танцует Истомина, как и с кем обща-
ется Онегин,' но мы прекрасно все это
видим, будто сами в это время нахо-
димся в театре и являемся свидетеля-
ми, запечатленной пером Пушкина,
сцены.
Вот какое огромное значение имеет
видение в творческом деле, и добавлю
- без преувеличения - особенно в сце-
ническом!
Завершая разговор о видении, еще
раз повторим в назидание себе: не
позволять дремать своим чувствам,
постоянно наблюдать жизнь,
фиксировать увиденное, вызванные им
впечатления, «обрабатывать» их,
формировать в «зрительные образы» и
откладывать в «кладовой» эмоцио-
нальной памяти, чтобы по мере
надобности всегда можно было ими
воспользоваться.
/1дя этого нужно изучать и
постоянно осваивать на практике
147
органические законы творчества/
развивать свои природные способ-
ности/ чему «система Станиславского» и
способствует, учит.
Прежде чем перейти к
следующему разделу, хочу
признаться: меня поначалу
немного смутило вот какое об-
стоятельство. После «словесно-
го действия», где мы справед-
ливо обратили внимание на то/
как нужно действовать актеру
своим текстом и как восприни-
мать текст партнера, мы как-то
незаметно перешли к видению/
миновав подтекст. Но, «прокру-
тив киноленту» нашего общения,
я понял, почему так произошло.
Конечно, если идти по логике
внешнего развития знакомства с
«системой»» и ее элементами, тог-
да я должен был последовать
формально принятой очеред-
ности: за «текстом» - «подтекст».
По меня «занесло» вперед, что и
смутило. Теперь же, еще раз
проанализировав, почему я пос-
тупил именно так, мне кажется,
что мои действия были право-
мерны, так как новые предла-
гаемые обстоятельства нашего
общения (потребность в
немедленном знакомстве с
видением) соответственно пот-
ребовали немедленного освое-
ния этой новой темы.
Ну, а теперь -
ПОДТЕКСТ
Сразу дадим определение,
позаимствовав его у Станиславского:
«В реальной жизни и в высокохудо-
жественных произведениях скрытое
содержание каждой фразы всегда
богаче прямого логического смысла.
Скрытое содержание текста - это и
есть подтекст... Веди текст
определяет - что говорить, то
подтекст определяет истинный
смысл сказанных слов, словесного
действия».
Вот так, как всегда у
Станиславского, лаконично и ясно.
А вот немного посложнее, но тоже
вполне доступные для понимания,
определения:
- подтекст - это явная, внутренне
ощущаемая «жизнь человеческого ду-
ллп
ха» роли/ которая непрерывно течет
под словами текста, все время оправ-
дывая и оживляя их;
- подтекст - это то/ что заставляет
нас говорить слова роли;
- подтекст артистороли определяет
и наполняет отношение говорящего к
гому, кому он говорит и к тому, о чем
эн говорит.
И уже чисто практические подсказ-
ки.
Из разряда улавливаемых на лету:
- подтекст находится в прямой зави-
симости не только от характера персо-
1ажа, но и от характера предлагаемых
)бстоятельств/ от характера событий и
'.п.
- подтекст первой фразы может
тать прямым текстом последующей
>разы, фраз...
Из разряда усваиваемых в результа-
е кропотливого психофизического
нализа, проделанного над ролью, пье-
ой за столом и на сценической пло-
щадке:
То, что в области действия назы-
ается сквозным действием, то в об"
асти речи мы называем подтек"
гом.
Не надо заучивать эти понятия и
пределения (это я - новичкам), поста-
аемся их понять и почувствовать, по-
вествовать и понять.
Поцдем от простого к сложному,
как рекомендует Станиславский.
Вот пример, пока простейший - для
скорости проникновения в его суть.
- Ах, какая музейная чистота и по-
рядок у вас! - говорит сосед, войдя в
вашу квартиру.
А в вашей квартире полным ходом
идет ремонт; ободраны обои, забрыз-
ганы известкой валяющиеся на полу
газеты, мебель друг на дружке, укры-
тая всевозможным тряпьем, одним
словом, кавардак и грязь - естествен-
ные доказательства квартирного ре-
монта, тем более, если вы, в целях
экономии, его осуществляете сами
своими подручными средствами.
Так вот, разве сосед не видит этот
беспорядок, разве не понимает, чем он
вызван? И видит, и понимает. Однако
говорит, как вам кажется, невпопад.
Почему? За его словами скрывается
какой-то иной смысл? Правильно. И ес-
ли бы вы, когда сосед произносил свой
текст, слушали его внимательно, вы
непременно бы услышали интонацию
(как был сказан текст), и по ней поня-
ли бы/ что сосед, допустим, настроен
добродушно - он вам сочувствует, или
- иронизирует: «ишь/ какой грязнуля,
неумеха», то есть вы уловили бы под-
текст сказанной соседом фразы.
151
Я уже говорил/ что приведенный
пример - упрощенное понимание и ис-
пользование подтекста. Заключается
он в простейшем «приеме контраста»:
говорю, наоборот, для остроты впе-
чатления - большого ума не требуется.
Таких примеров масса в современных
спектаклях, в кинофильмах. Подобные
элементарные «контрастные подтек-
сты» словесного и физического дейст-
вия стали уже расхожими штампами.
Ну, допустим: ОНА истерически кричит,
что ненавидит ЕГО, готова убить ско-
вородкой, замахивается и тут же/ без
малейшей психологической паузы/ без
какой-либо оценки своего поступка,
бросается ЕМУ на шею и/ уже счастли-
во улыбаясь/ тараторит словесный
примитив, но зато как органично: «Я
же люблю тебя, дурачок, ох, как я
люблю тебя/ ты даже не знаешь, как я
люблю тебя, любимый, любимый!»
На самом деле смысл подтекста и