Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осприятия текста/ слов/ произноси-

ых партнером). Как это происходит в

^изни?

«Когда мы слушаем партнера, - на-

эдим объяснение у М.О.Кнебель, - то

начала, в первые секунды, восприни-

аем его слова как бы «механически» -

нами, на слух, а уж потом «видим» ус-

?1шанное своим «внутренним взором».

По существу, если коротко и про-

'о, можно сформулировать такое пра-

1ЛО:

говорить — значит рисовать зри"

•льные образы партнеру,

слушать — значит видеть то, о чем

>ворит партнер.

А это означает, что мы уже внедри-

[сь во «владения» следующего элемен-

психотехники:

Если «смотреть и видеть» - (в боль-

;й степени) внешний элемент сцени-

ского общения, то есть проявляется

внешне, ко'-^ артист реально видит

реально происходящее на сцене, то

видение - исключительно психоло-

гический, внутренний процесс, воз-

никающий в сознании, в эмоцио-

нальной памяти артиста, причем

только в том случае, когда включа-

ется воображение и его непремен-

ный спутник - «внутренний взор».

«Актеру, прежде чем получить право

на видение, - напутствует Станислав-

ский как педагог-практик, - необходи-

мо провести огромную подготовитель-

ную работу». Имеется в виду анализ

действия и анализ действИЕМ. Только

после того, как артист досконально

изучил предлагаемые обстоятельства

пьесы, безошибочно определил сверх-

задачу, сквозное действие, основные

крупные события и наверняка «попал»

в характер персонажа/ исходя из его

поступков, когда актеру уже начинает

«грезиться образ» - значит настала пора

включать видение, которое теперь

будет работать безошибочно.

Бот почему Станиславский утверж-

дал:

«Видение - это закон образного

мышления актера на сцене. •• без

образного мышления нет искусства!»»

Что еще нужно взять у Стани-

славского о видении? Перечислю самое

необходимое:

- природа сценического видения

аналогична жизненной способности

юловека: видеть то, о чем говоришь;

- видение опирается на опыт, на

юличество и качество жизненных на-

шюдений;

- видение должно быть содержа-

'ельным, ярким, а эмоциональная па-

1ять/ с ним связанная/ - темперамент-

[ой, сильной, способной вновь и вновь

ахватывать и увлекать/ будоража

нутреннее, психическое состояние;


- эмоциональная память - верный

омощник видения/ испытанное, про-

битое чувство, оставившее неизглади-


ый след, впечатление в сознании че-

овека, способное при воспоминании

овторно заставить человека пережить

тучившееся;

- видение обусловливает органич-

ость психического самочувствия и

ювесного действия;

- текст роли от повторения приеда-

гся, и смысл его тускнеет, теряется/ а

здение от повтора обогащается, ста-

эвится ярче, сильнее. Поэтому следу-

г: текст фиксировать видением и го-

)рить о том, что видишь, мыслью -

ювами;

- необходимо тренировать видение

[дельных моментов роли, постепенно

скапливать эти видения, логически и

^следовательно создавать зрительные

образы, «киноленту роли», при этом

нельзя допускать/ чтобы лента видения

обрывалась. Только тогда у артиста

возникнет ощущение магического «Я -

есмь!»

Специально для режиссеров хочу

процитировать приверженца «системы»

Андрея Михайловича Лобанова:

«Одного видения режиссеру мало -

оно похоже на сон: вижу ясно во сне,

что схватил зубами жар-птицу, -- про-

снулся, а во рту перо от подушки. Нуж-

но еще видение спектакля реализовать

через работу с актерами, добиться,

чтобы твоим видением практически

были заражены актеры, а потом и зри-

тельный зал, которому нет дела до тво-

их сновидений».

Таким был требовательным Лоба-

нов/ такое серьезное значение прида-

вал видению и его практическому при-

менению.

Вспомним из истории МХАТа, как

самозабвенно работали его основатели

- и режиссеры и артисты, как они на-

чинали. Сами создавали свой театр

(шили костюмы, ладили декорации/ со-

бирали по домам реквизит), «создавали»

и самих себя - осваивали новую, тогда

еще «непредсказуемую», с трудом вос-

принимаемую, «методологию» Стани-

славского, постоянно устраивали «<по-

135

ходы в жизнь». Взять хотя бы посеще-

ние «ночлежных нумеров» Хитровки -

во время работы над пьесой

М.Горького «На дне». Что они там иска-

ли, что хотели «подглядеть»? Условия

жизни «на дне»? Костюмы, грим? Пе

только. После премьеры спектакля

восторженная пресса в первую оче-

редь отмечала «невиданную доселе

психологическую глубину актерской

игры»? Можно смело предположить/

какой действительно глубокий след ос-

тавила в сознании артистов та «экскур-

сия» на Хитровку, как творчески она


обогатила их/ сколько видений и зри-

тельных образов они собрали в копил-

ку своей эмоциональной памяти.

«Там/ на Хитровке, - вспоминал Ста-

ниславский, - мы «нашли» духовную

сущность/ внутренний смысл пьесы -

свобода во что бы то ни стало!»

Вот какое основополагающее зна-

чение имеют «жизненные образы».

Возможно ли без них создание правди-

вых образа-роли и образа спектакля?

Будут ли эти образы наполнены жиз-

ненной органикой, смогут ли они эмо-

ционально воздействовать на зрителя?

«Без видения, - говорила Мария

Осиповна Кнебель/ - искусство обре-

чено быть формальным, безжизнен-

ным. Без него «внутренний экран» пуст,

тускнеет «зеркало души» и/ как следст-

36

вие, гаснет «жизнь человеческого духа»

роли. Творческий человек не имеет

права «просто так» ходить по улице.

Постоянно всматривайтесь в жизнь, не

отворачивайтесь от чужого горя, сопе-

реживайте. Иначе - ваша душа очерст-

веет, и тогда вы не сможете/ (лишите

себя права) быть на сцене, даже в ку-

кольном театре, даже спрятавшись за

ширму».

Недавно мне позвонила ак-

триса, в прошлом - моя ученица,

и поведала о своей беде:

- Я совершенно не могу иг-

рать Катерину. Тяну роль, как

скрипучую тяжелую телегу. А в

финале - готова провалиться от

стыда! Ничего не вижу, кроме

бороды Тихона, и та меня раз-

дражает! Я должна покаяться

перед ним, а мне не стьщно, мне

и в голову не идет, как ему тя-

жело. Я мечтаю - лишь бы по-

скорее броситься с обрыва!.. Я

стала злой, бесчувственной,

безразличной к людям!.. Мне

нужно уйти из театра?..

В этом телефонном монологе

все восклицательные знаки по-

ставил я. В финальном монологе

Катерины из «Грозы» почти каж-

дую ее фразу Островский закан-

чивает именно знаком воскли-

цания. Но у звонившей актрисы

их не было. Она говорила о сво-

ей беде без всякого сострада-

ния к себе, холодно, рациональ-

но... Мое молчание слишком за-

тягивалось: я не знал, что ей

посоветовать. Если бы она про-

изнесла свой монолог с теми

восклицательными знаками/ ко-

торые я поставил, тогда и раз-

думывать не надо было: она

полна энергии, чувств/ ей стоит

лишь «разрядиться», «встрях-

нуться» - и все образуется. Но

она ведь честно призналась, что

«стала злой, бесчувственной,

безразличной к людям». Неуже-


ли - тупик, пустота? Может, она

права, она ведь лучше себя зна-

ет. Может, действительно ей

нужно уйти из театра?

- Но я без театра погибну, -

пролепетала она совсем туск-

лым голосом: угадала или «под-

слушала» мой внутренний моно-

лог.

- Вы паникер, безвольный

человек! - вдруг я чуть не за-

кричал на нее: наверное, хотел

спровоцировать агрессивность,

задеть ее самолюбие. - А ваш

опыт, мастерство?! А ваши

«закрома», «сусеки»?! Вы давно

туда не заглядывали, или они

опустели?

- Вы имеете в виду закрома

нашей Родины? - съехидничала

она, при этом голосок ее уже

зазвучал покрепче.

- Молодчина! - как можно

веселее похвалил я ее.

- Ну и ну! - она даже

хохотнула. - Я взываю о помощи

- что мне делать? Я вам про

«жить не хочу», а вы почему-то

веселитесь!

Тут я и в самом деле разве-

селился:

- Бросайте вы этот театр к

черту! Купите ларек и займитесь

продажей!

- Что-о? - пришла она в

ужас.

А я сделал вид, будто она

заинтересовалась моим предло-

жением.

- Что продавать? Да мало

ли?! Скажем, все созданные

вами образы - с приложением

фотографий. Можно пустить с

молотка и элементы актерской

психотехники/ заодно и харак-

тер - они вам тоже больше не

понадобятся!

- Зря стараетесь зацепить

меня за живое. Внутри у меня

все высохло - пустота. Я - му-

мия, вот кто я!

Но я и хотел зацепит ее за

живое;

- Тогда берите в охапку эту

мумию и прямиком на кладбище.

Похороните ее добросовестно,

облейте слезами/ и, потрясенная

горем, с возрожденными чувст-

вами, вечером реанимируете и

свою Катерину!

Все-таки я был склонен ду-

мать, что она устала не от жиз-

ни, она устала... штамповать

свою Катерину. Она уже не ис-

пытывала на спектаклях ни с

чем не сравнимое подсозна-

тельное чувство удовлетворе-

ния: «Я могу! Я умею!» Долго иг-

рая эту роль, актриса не попол-

няла свои внутренние актерские

«запасы», не углубляла подтек-

сты, не обновляла видения. В

результате - закономерные по-

следствия: притуплялся текст/

угасал «внутренний взор», она с

каждым спектаклем все хуже и

хуже видела своих партнеров,

они стали ее раздражать, злить.

А злость губительно действует

на творческое состояние. Это и

почувствовала актриса, и, как