Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нимать и чувствовать - единый про-

цесс как в жизни, так и в сцениче-

ском творчестве. У актера, овладев-

шего этим главнейшим принципом сце-

нического общения, обязательно, не-

пременно обострятся и зрение, и слух.

Для этого необходимо постоянно со-

вершенствовать свою внутреннюю и

внешнюю технику сценического обще-

ния.

А теперь мы рассмотрим...

ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКА

СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:

- волевое начало;

- наличие цели.

Здесь тоже, вроде бы, все ясно, как

дважды два. Однако, считаю, не поме-

шает, если мы немного углубимся в эту

тему.

Что сразу мы можем и должны от-

метить? Волевое начало (воля) и на-

личие цели (цель) тоже находятся во

взаимосвязи. Они взаимозависимы.

Чтобы добиться намеченной цели,

человек должен проявить волевое уси-

лие. Иначе говоря, волевое усилие

всегда целенаправленно. Характер,

напор и «объем» проявленных волевых

усилий - в прямой зависимости от зна-

чимости цели, от условий (трудностей),

которые потребуется преодолеть, пре-

жде чем удастся добиться намеченной

цели.

Цель может быть временной и

«незначительной» (на одну сцену/ на

один акт) и постоянной, «глобальной»

(на весь спектакль - сразу вспомните о

сверхзадаче), достижение которой

свершается в кульминации, в главном

событии.

121

Возьмем Яго. Какую он преследует

^ель? На что направлены его волевые

/силия? Отбить у командира красивую

teayuJKy? Простите/ кишка тонка, и Яго

>то понимает. Но может, он из чувства

•ависти/ от ревности потерял голову?

1ичего подобного: его поступки гово-

)ят о том, что он все обдумывает зара-

iee. Значит, голова у него на месте. А

южет, он, как всякий рядовой/ метит

> генералы? Но мы знаем, Яго наивно-

тью не страдает. Что же тогда еще

южно предположить? Неужели здесь

'ешающее значение имеет расовая

роблема? Ведь с точки зрения Яго, это

^е чудовищная несправедливость:

ерный генерал командует белыми

оплатами и офицерами, черный муж-

ина крадет белую девушку (Яго ведь

оначалу не знает/ что Дездемона сама

ежит к Отелло), и ему это сходит с

ук. Даже сенат принимает сторону

юрнокожего»! Где же справедли-

эсть?!

Так неужели Яго берет на себя мис-

1ю борца за «утраченные нравы»? И

WTaer себя вправе совершать такие

грзкие поступки, причиняя страдания


^ в чем не повинным людям и, в кон-

2 концов, погубив их. Неужели это та

'о цель, на которую направлены все

'о гадкие волевые усилия?

А может, вы другим путем подойде-

те к решению поставленного мною во-

проса, обнаружите, что у Яго другая

цель? Тогда и волевые его усилия будут

восприняты вами иначе. Пройдитесь по

линии поведения Яго/ применяя метод

действенного анализа, поупражняйте

себя. Как говорил экстравагантный

А.А.Гончаров: «Нет предела самосо-

вершенствованию творческих натур.

Только альпинисты, забравшись на

свою вершину, могут почивать на ней,

ликуя. Наши вершины бесконечны. Для

нас в радость - сам процесс восхожде-

ния!»

Продолжим разговор о сценическом

действии. Мы коснулись его основных

принципов (смотреть и видеть, слушать

и слышать, понимать и чувствовать) и

основных признаков (волевое начало и

наличие цели).

Логически закономерна следующая

тема:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО

ДЕЙСТВИЯ:

физическое действие и

психическое действие.

Мы их объединили не случайно: они

[еразделнмы/ но - и это очень важно

нать - только в части психофизи-

[еского самочувствия.

Дело в том/ что само психическое

ействие не может быть выражено

сихически. Один человек на другого

еловека может воздействовать толь"

о физически. Психически воздейст-

овать друг на друга не могут даже

астоящие психи, психически

гздоровые люди. Так утверждают

юные.

А Станиславский утверждает, что

:ихическое действие существует, что

:ть даже виды психического

яствия.

- Странно, - возникает недоумение/

у человека нет возможности дейст-

»вать психически, однако психичес-

>е действие - по Станиславскому -

ть. Как это понимать?

Разберемся. Начнем с определения

аниславского:

«Физическое действие — это

едство для выполнения психи"

ского действия».

Слишком лаконично? Но давайте

осуждать, попробуем расширить эту

юничную формулировку. Допустим:

— физическое действие - это вне-

шняя форма проявления внут-

реннего. психического состояния...

(желания, стремления). Так?

- Так и есть/ - подтвердит

Станиславский. - В жизни, как

правило, психическое состояние

оказывает решающее влияние на

физическое действие.

- А наоборот, чтобы физическое


действие влияло на психическое, такое

возможно?

А.А.Гончаров, в своей обычной

манере/ с легкой иронией и сарказмом,

на подобный вопрос однажды ответил

так:

- Не имеет значение, кто сверху. В

паре всегда взаимодействуют на

равных оба партнера.

В подтверждение гончаровского

«афоризма» - короткий пример из

итальянского фильма.

Перед зеркалом, криво висящим

всего лишь на одном гвозде/ стоит

смазливая молоденькая особа; она в

ночной прозрачной рубашке, снимает с

лица уже «взбитый» вазелином макияж,

мурлычет песенку/ дразняще погляды-

вая в сторону.

Б широкой, раскидистой постели/

будто взятой на прокат из эпохи Ре-

нессанса/ не спуская с особы жадных

глаз, нетерпеливо ерзает усатый мужи-

чок, слюняво попыхивая длиннющей

сигарой...

Но вот от его сигары остается уже

зсего лишь малюсенький «бычок», ко-

горый обжигает ему губы. Он свирепо

'асит его в пепельнице и ударяет кула-

юм по стене.

Висящее на стене зеркало еще

юльше сдвигается в сторону; оно так

юрекосилось, что вынуждена переко-

:иться и молодая особа, чтобы прино-

>овиться к нему/ к своему тоже пере-

юшенному отражению/ причем она

делает это нарочито вызывающе.

Мужчина, выпучив глаза, вскакива-

т/ подбегает к особе и толкает ее на

юстель.

Особа/ прикрыв руками вывалив-

лиеся поверх рубашки массивные гру-

и, кричит ультимативно:

- Пока не прибьешь зеркало - ни

iary ко мне! - и показывает ему язык.

- Да больно ты нужна, мартышка! -

разъяренный мужчина швыряет пе-

ельницей в зеркало -дребезги!

Она хватает коробку с его любимы-

и сигарами - и выбрасывает ее в ок-

о:

- Ты на себя посмотри/ урод! - и

эрчит ему страшную рожу.

Мужчина повержен: он мгновенно

-«икает, виновато застегивает на вы-

ирающем животе пижаму, плачет и/

выркая носом, жалобно клянясь ма-

мой, обещает убить особу.

Особа по-кошачьи подходит к нему,

гладит-царапает ноготками его лысину

и тоже клянется, мурлыча, что за нее

отомстит папа.

Окончательное примирение, как вы

догадываетесь, происходит в постели.

Я специально привел такую сценку -

«незатейливую по драматургии», но для

нашей темы подходящую, «наглядно»

демонстрирующую взаимозависимость

психических и физических действий/


когда психическое действие провоци-

рует соответствующее физическое

действие, и наоборот - физическое

вызывает соответствующее психиче-

ское действие.

Чувство - капризно. Это очень тон-

кий «инструмент психотехники». Ведь

не секрет/ бывают случаи, когда у ар-

тистов на репетиции (случается и во

время спектакля) вдруг «пропадает»

чувство, или вовсе «не хочет появлять-

ся».

«Возьмите за правило, - советует

Станиславский/ - Не ждать чувства, а

действовать, и верное физическое

действие вызовет верное чувство,

верное психическое действие».

Это правило и «обосновало» - «ме-

тод простых физических действий».

Вот почему:

«Физическое действие - это при-

ем актерской психотехники. - объяс-

няет Станиславский. - От жизни чело-

веческого тела - к жизни человече-

ского духа роли».

- Прекрасно! - благодарим мы Ста-

ниславского за простоту изложения

сложных понятий и делаем предвари-

тельные выводы.

Итак, нам уже известно: психиче-

ское самочувствие влияет на физи-

ческое, точнее - психическое со-

стояние человека вызывает у него

ответную физическую реакцию. Та-

ким образом, вполне будет логично,

если мы скажем, что «психическое»

самым непосредственным образом

действует на «физическое». Подчерк-

нем: действует! Значит, Станиславский

был прав, введя в свою методику такое

понятия, как «психическое действие».

ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

зависят от объекта воздействия и

средств, при помощи которых осуще-

ствляется психическое действие.

ч?»

В зависимости от объекта ПСИХР

ческие действия делятся на внешние i

внутренние.

Внешние - направлены на внешни]

объект/ на партнера, на его сознание

целью изменить его (это мы уж<

усвоили).

Внутренние - направлены на сво<

собственное сознание (взвинтить себя

если это требуется, или подавит

излишнюю нервозность...).

Особо следует отметить, что именн<

внутреннее, психическое действш

определяет актерскую способносп

думать на сцене, в кадре, чт<

разительно отличает мастера о

ремесленника. Этой темы мы коснемс

более подробно, когда подойдем i

«внутреннему монологу».

Теперь рассмотрим, какими могу

быть психические действия.

В зависимости от средств и;


выражения (физических) они могу

быть мимическими и словесными.

Мимические средства выражение

в свою очередь подразделяются:

на мимику действия и

на мимику чувств.

Их различие - в волевом происхож

ении «мимики действия» и непроиз-

ольном характере проявления

1имики чувств».

Мимика действия - результат

олевого усилия, когда актер

эзнательно хочет повлиять на

артнера (укорить, одобрить...), но при

X)M не пользуясь текстом/ лишь

^микой лица, глаз (подмигнуть,

[ыбнуться/ надуть губы...)

Мимика чувств - рождается

^произвольно, подсознательно,

)тому и проявляется так же

^произвольно, без волевого усилия.

^помните, что отражается на лице

ловека, когда он неожиданно

пугался или испытал «нечаянную

дость».

Мимика чувств/ ее выразительность

еют очень большое значение,

обенно во «внутренних монологах», в

>нах молчания»!

А теперь -

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ !

Почему я поставил восклицатель-

й знак? Потому что Станиславский

едавал словесному действию

>бенное значение:

«Словесное действие — есть выс-

шая форма сценического действия,

сценического общения... Слово —

выразитель мысли, самое эффек-

тивное средство воздействия на соз-

нание собеседника, партнера»», - и

советовал:

«Прежде всего, нужно знать, чего

добиваешься от партнера. При этом

мысли превращаются в целеустремлен-

ное словесное действие, действие раз-

будит темперамент, чувства, и речь из

рассудочной превратится в эмоцио-

нальную».

И еще, он уточнял:

«Говорить - значит «рисовать зри-

тельные образы»», поэтому нужно го-

ворить не столько уху/ сколько глазу ,

чтобы человек/ с которым вы общае-

тесь, посмотрел на то/ что вам нужно,

вашими глазами/ чтобы он стал видеть

события так, как их видите вы, как вы

этого хотите». Остается добавить: на

что и должно быть направлено ваше

волевое усилие. Однако, вызывать у

партнера определенные «зрительные

образы»» вы сможете лишь в том слу-

чае, когда сами будете их «видеть» сво-

им «внутренним взором»». Только при

этом условии, вы, действуя словами/

будете добиваться цели. В противном

случае - вы всего-навсего «молотите

текст»»/ бросаете «слова-пустышки» и,

начит/ бездействуете.

Важно и «умение слушать» (процесс