ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 7
нимать и чувствовать - единый про-
цесс как в жизни, так и в сцениче-
ском творчестве. У актера, овладев-
шего этим главнейшим принципом сце-
нического общения, обязательно, не-
пременно обострятся и зрение, и слух.
Для этого необходимо постоянно со-
вершенствовать свою внутреннюю и
внешнюю технику сценического обще-
ния.
А теперь мы рассмотрим...
ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКА
СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ:
- волевое начало;
- наличие цели.
Здесь тоже, вроде бы, все ясно, как
дважды два. Однако, считаю, не поме-
шает, если мы немного углубимся в эту
тему.
Что сразу мы можем и должны от-
метить? Волевое начало (воля) и на-
личие цели (цель) тоже находятся во
взаимосвязи. Они взаимозависимы.
Чтобы добиться намеченной цели,
человек должен проявить волевое уси-
лие. Иначе говоря, волевое усилие
всегда целенаправленно. Характер,
напор и «объем» проявленных волевых
усилий - в прямой зависимости от зна-
чимости цели, от условий (трудностей),
которые потребуется преодолеть, пре-
жде чем удастся добиться намеченной
цели.
Цель может быть временной и
«незначительной» (на одну сцену/ на
один акт) и постоянной, «глобальной»
(на весь спектакль - сразу вспомните о
сверхзадаче), достижение которой
свершается в кульминации, в главном
событии.
121
Возьмем Яго. Какую он преследует
^ель? На что направлены его волевые
/силия? Отбить у командира красивую
teayuJKy? Простите/ кишка тонка, и Яго
>то понимает. Но может, он из чувства
•ависти/ от ревности потерял голову?
1ичего подобного: его поступки гово-
)ят о том, что он все обдумывает зара-
iee. Значит, голова у него на месте. А
южет, он, как всякий рядовой/ метит
> генералы? Но мы знаем, Яго наивно-
тью не страдает. Что же тогда еще
южно предположить? Неужели здесь
'ешающее значение имеет расовая
роблема? Ведь с точки зрения Яго, это
^е чудовищная несправедливость:
ерный генерал командует белыми
оплатами и офицерами, черный муж-
ина крадет белую девушку (Яго ведь
оначалу не знает/ что Дездемона сама
ежит к Отелло), и ему это сходит с
ук. Даже сенат принимает сторону
юрнокожего»! Где же справедли-
эсть?!
Так неужели Яго берет на себя мис-
1ю борца за «утраченные нравы»? И
WTaer себя вправе совершать такие
грзкие поступки, причиняя страдания
^ в чем не повинным людям и, в кон-
2 концов, погубив их. Неужели это та
'о цель, на которую направлены все
'о гадкие волевые усилия?
А может, вы другим путем подойде-
те к решению поставленного мною во-
проса, обнаружите, что у Яго другая
цель? Тогда и волевые его усилия будут
восприняты вами иначе. Пройдитесь по
линии поведения Яго/ применяя метод
действенного анализа, поупражняйте
себя. Как говорил экстравагантный
А.А.Гончаров: «Нет предела самосо-
вершенствованию творческих натур.
Только альпинисты, забравшись на
свою вершину, могут почивать на ней,
ликуя. Наши вершины бесконечны. Для
нас в радость - сам процесс восхожде-
ния!»
Продолжим разговор о сценическом
действии. Мы коснулись его основных
принципов (смотреть и видеть, слушать
и слышать, понимать и чувствовать) и
основных признаков (волевое начало и
наличие цели).
Логически закономерна следующая
тема:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ:
физическое действие и
психическое действие.
Мы их объединили не случайно: они
[еразделнмы/ но - и это очень важно
нать - только в части психофизи-
[еского самочувствия.
Дело в том/ что само психическое
ействие не может быть выражено
сихически. Один человек на другого
еловека может воздействовать толь"
о физически. Психически воздейст-
овать друг на друга не могут даже
астоящие психи, психически
гздоровые люди. Так утверждают
юные.
А Станиславский утверждает, что
:ихическое действие существует, что
:ть даже виды психического
яствия.
- Странно, - возникает недоумение/
у человека нет возможности дейст-
»вать психически, однако психичес-
>е действие - по Станиславскому -
ть. Как это понимать?
Разберемся. Начнем с определения
аниславского:
«Физическое действие — это
едство для выполнения психи"
ского действия».
Слишком лаконично? Но давайте
осуждать, попробуем расширить эту
юничную формулировку. Допустим:
— физическое действие - это вне-
шняя форма проявления внут-
реннего. психического состояния...
(желания, стремления). Так?
- Так и есть/ - подтвердит
Станиславский. - В жизни, как
правило, психическое состояние
оказывает решающее влияние на
физическое действие.
- А наоборот, чтобы физическое
действие влияло на психическое, такое
возможно?
А.А.Гончаров, в своей обычной
манере/ с легкой иронией и сарказмом,
на подобный вопрос однажды ответил
так:
- Не имеет значение, кто сверху. В
паре всегда взаимодействуют на
равных оба партнера.
В подтверждение гончаровского
«афоризма» - короткий пример из
итальянского фильма.
Перед зеркалом, криво висящим
всего лишь на одном гвозде/ стоит
смазливая молоденькая особа; она в
ночной прозрачной рубашке, снимает с
лица уже «взбитый» вазелином макияж,
мурлычет песенку/ дразняще погляды-
вая в сторону.
Б широкой, раскидистой постели/
будто взятой на прокат из эпохи Ре-
нессанса/ не спуская с особы жадных
глаз, нетерпеливо ерзает усатый мужи-
чок, слюняво попыхивая длиннющей
сигарой...
Но вот от его сигары остается уже
зсего лишь малюсенький «бычок», ко-
горый обжигает ему губы. Он свирепо
'асит его в пепельнице и ударяет кула-
юм по стене.
Висящее на стене зеркало еще
юльше сдвигается в сторону; оно так
юрекосилось, что вынуждена переко-
:иться и молодая особа, чтобы прино-
>овиться к нему/ к своему тоже пере-
юшенному отражению/ причем она
делает это нарочито вызывающе.
Мужчина, выпучив глаза, вскакива-
т/ подбегает к особе и толкает ее на
юстель.
Особа/ прикрыв руками вывалив-
лиеся поверх рубашки массивные гру-
и, кричит ультимативно:
- Пока не прибьешь зеркало - ни
iary ко мне! - и показывает ему язык.
- Да больно ты нужна, мартышка! -
разъяренный мужчина швыряет пе-
ельницей в зеркало -дребезги!
Она хватает коробку с его любимы-
и сигарами - и выбрасывает ее в ок-
о:
- Ты на себя посмотри/ урод! - и
эрчит ему страшную рожу.
Мужчина повержен: он мгновенно
-«икает, виновато застегивает на вы-
ирающем животе пижаму, плачет и/
выркая носом, жалобно клянясь ма-
мой, обещает убить особу.
Особа по-кошачьи подходит к нему,
гладит-царапает ноготками его лысину
и тоже клянется, мурлыча, что за нее
отомстит папа.
Окончательное примирение, как вы
догадываетесь, происходит в постели.
Я специально привел такую сценку -
«незатейливую по драматургии», но для
нашей темы подходящую, «наглядно»
демонстрирующую взаимозависимость
психических и физических действий/
когда психическое действие провоци-
рует соответствующее физическое
действие, и наоборот - физическое
вызывает соответствующее психиче-
ское действие.
Чувство - капризно. Это очень тон-
кий «инструмент психотехники». Ведь
не секрет/ бывают случаи, когда у ар-
тистов на репетиции (случается и во
время спектакля) вдруг «пропадает»
чувство, или вовсе «не хочет появлять-
ся».
«Возьмите за правило, - советует
Станиславский/ - Не ждать чувства, а
действовать, и верное физическое
действие вызовет верное чувство,
верное психическое действие».
Это правило и «обосновало» - «ме-
тод простых физических действий».
Вот почему:
«Физическое действие - это при-
ем актерской психотехники. - объяс-
няет Станиславский. - От жизни чело-
веческого тела - к жизни человече-
ского духа роли».
- Прекрасно! - благодарим мы Ста-
ниславского за простоту изложения
сложных понятий и делаем предвари-
тельные выводы.
Итак, нам уже известно: психиче-
ское самочувствие влияет на физи-
ческое, точнее - психическое со-
стояние человека вызывает у него
ответную физическую реакцию. Та-
ким образом, вполне будет логично,
если мы скажем, что «психическое»
самым непосредственным образом
действует на «физическое». Подчерк-
нем: действует! Значит, Станиславский
был прав, введя в свою методику такое
понятия, как «психическое действие».
ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
зависят от объекта воздействия и
средств, при помощи которых осуще-
ствляется психическое действие.
ч?»
В зависимости от объекта ПСИХР
ческие действия делятся на внешние i
внутренние.
Внешние - направлены на внешни]
объект/ на партнера, на его сознание
целью изменить его (это мы уж<
усвоили).
Внутренние - направлены на сво<
собственное сознание (взвинтить себя
если это требуется, или подавит
излишнюю нервозность...).
Особо следует отметить, что именн<
внутреннее, психическое действш
определяет актерскую способносп
думать на сцене, в кадре, чт<
разительно отличает мастера о
ремесленника. Этой темы мы коснемс
более подробно, когда подойдем i
«внутреннему монологу».
Теперь рассмотрим, какими могу
быть психические действия.
В зависимости от средств и;
выражения (физических) они могу
быть мимическими и словесными.
Мимические средства выражение
в свою очередь подразделяются:
на мимику действия и
на мимику чувств.
Их различие - в волевом происхож
ении «мимики действия» и непроиз-
ольном характере проявления
1имики чувств».
Мимика действия - результат
олевого усилия, когда актер
эзнательно хочет повлиять на
артнера (укорить, одобрить...), но при
X)M не пользуясь текстом/ лишь
^микой лица, глаз (подмигнуть,
[ыбнуться/ надуть губы...)
Мимика чувств - рождается
^произвольно, подсознательно,
)тому и проявляется так же
^произвольно, без волевого усилия.
^помните, что отражается на лице
ловека, когда он неожиданно
пугался или испытал «нечаянную
дость».
Мимика чувств/ ее выразительность
еют очень большое значение,
обенно во «внутренних монологах», в
>нах молчания»!
А теперь -
СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ !
Почему я поставил восклицатель-
й знак? Потому что Станиславский
едавал словесному действию
>бенное значение:
«Словесное действие — есть выс-
шая форма сценического действия,
сценического общения... Слово —
выразитель мысли, самое эффек-
тивное средство воздействия на соз-
нание собеседника, партнера»», - и
советовал:
«Прежде всего, нужно знать, чего
добиваешься от партнера. При этом
мысли превращаются в целеустремлен-
ное словесное действие, действие раз-
будит темперамент, чувства, и речь из
рассудочной превратится в эмоцио-
нальную».
И еще, он уточнял:
«Говорить - значит «рисовать зри-
тельные образы»», поэтому нужно го-
ворить не столько уху/ сколько глазу ,
чтобы человек/ с которым вы общае-
тесь, посмотрел на то/ что вам нужно,
вашими глазами/ чтобы он стал видеть
события так, как их видите вы, как вы
этого хотите». Остается добавить: на
что и должно быть направлено ваше
волевое усилие. Однако, вызывать у
партнера определенные «зрительные
образы»» вы сможете лишь в том слу-
чае, когда сами будете их «видеть» сво-
им «внутренним взором»». Только при
этом условии, вы, действуя словами/
будете добиваться цели. В противном
случае - вы всего-навсего «молотите
текст»»/ бросаете «слова-пустышки» и,
начит/ бездействуете.
Важно и «умение слушать» (процесс