Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

его применение - по Станиславскому -

гораздо глубже и значительнее.

В доказательство приведу неболь-

шой фрагмент режиссерского анализа

из книги Анатолия Васильевича Эфро-

са «Профессия: режиссер».

<«В первом акте Астров жалуется,

что жизнь его засосала, что он стал чу-

даком, что он ничего не хочет/ никого

не любит.

152

И Войницкий зевает, выходит с

сонным, помятым лицом. Весь акт он

стонет, что ему тоскливо и скучно.

Все говорят обо всем впрямую, не

прячась, но в чем же подтекст, тот са-

мый подтекст, который как будто так

важен у Чехова?

Может быть, все это чушь, и надо

впрямую играть и эту зевоту/ и эти чу-

дачества от тоски...

Ведь эта скука и эта тоска так оче-

видны. Но суть как раз в том, что им не

скучно сегодня.

Ибо - Елена Андреевна!

Подтекст как раз в том, что Астров

и Войницкий сознают: их сегодня

страшно волнует что-то!

Одно дело - болтать о тоске в пус-

тую. Другое же дело, когда случится

этот приезд, появление женщины, за-

пах ее, эта новизна ощущений...

Они мгновенно ожили, они взвол-

нованы, взбудоражены. Этот подъем и

есть подтекст, и в этом подтексте -

вся драма, ибо ему, подъему, суждено

оборваться. И вот тогда возникает тос-

ка, только гораздо страшнее преж-

ней...»

А вот пример/ как Андрей Михайло-

вич Лобанов вскрывает подтекст Се-

ребрякова в той же пьесе Чехова «Дядя

Ваня».

153

- Что такое речь Серебрякова? -

:прашивает он исполнителя этой роли.

Однако неожиданно (а так ли уж не-

)жиданно?) задает следующий вопрос,

казалось бы, совсем на другую тему: -

1 все же, за что стреляют в Серебря-

юва? Ведь не за то, что он бездарен!

^сли стрелять в бездарность/ можно

юрестрелять много народу. Серебря-

юв должен быть в первых актах сыг-

ран так, чтобы заслужить себе пулю...

вообще он очень практичный человек.

болезнь у него есть, конечно, но глав-

юе - использование болезни в своих

интересах.

Эгоизм/ для которого характерно: «я

юлею, значит, все должны болеть».

Вот это, лобановское «самооправ-

дание» Серебрякова, ставшее опорой

^сех «выступлений» персонажа по всей

ibece, очень убедительно подтвержда-

ет важнейший акцент Станиславского:

То, что в области действия называется

жвозным действием, то в области речи

лы называем подтекстом».


Для разрядки. Лобанов даже беспо-

юился о «подтексте зрителя», о его

•внутреннем монологе»: «Надо чтобы

зыстрел дяди Вани в Серебрякова был

5ы для всех облегчением, чтобы зри-

гель подумал: «Жаль, что мимо».

Полагаю, достаточно примеров. Но

юдводить итоги по подтексту не бу-

дем. Как мы уже знаем, все элементы

«системы» находятся в постоянном

взаимодействии и взаимосвязи. Следо-

вательно, в процессе знакомства с дру-

гими элементами мы еще не раз встре-

тимся и с подтекстом.

Ближе всех к подтексту -

ВНУТРЕННИЙ МОНОПОГ

Начнем эту тему шутя. Предлагаю

вашему вниманию фрагмент театраль-

ного капустника 70-х годов.

- На вид такой вы умный, а

молчите.

- Я разговариваю, юный не-

знакомец.

-?

- Сам с собою.

-??

- Люблю поговорить я с ум-

ным человеком, как только что

заметили вы справедливо.

???

- По вашему психофизиче-

скому состоянию я понимаю, вы

с курса первого, не выше, и

внутреннего монолога не каса-

лись.

155

- О/ что я слышу! Он вам

знаком? Я тоже жажду знать!

- За знаньями - к «системе

Станиславского», и к Кнебель -

мастеру его ученья.

- О, кто такие? Почему не

знаю?

- Какой позор!

- Но я хочу...

- Сомкни уста/ наивный,

желторотый неуч! Не ровен час,

убью тебя при помощи простых

физических приспособлений!

- О/ пощадите! Я объяс-

нюсь...

- Довольно, говорливый!

Словесное общение с тобой

гнетет меня, а мне же по нутру/

как творческой натуре, внутри

себя охота быть, в себя и ухожу,

во внутренний свой монолог,

что значит - в думы погружа-

юсь...

Человек всегда думает. Даже тогда,

когда он думает, что не думает - отды-

хает, спит. Но мозг всегда работает,

как утверждают ученые, и когда чело-

век спит - мозг не отключается полно-

стью.

Человек - постоянно думающее су-

щество. Когда человек думает - он

мыслит, он мысленно разговаривает

сам с собой или мысленно ведет диалог

с партнером. Согласны? Тогда и мы за

знаньями вновь обратимся к «системе

Станиславского» и к Кнебель - мастеру

его ученья.

«Внутренний монолог - это внут-

ренняя жизнь «человеческого духа

артистороли»^ - Станиславский верен

себе, он упрямо внедряет профес-

сиональную терминологию. - Это


умение думать, как думает персо-

нажи, - вот необходимое условие, поз-

воляющее актеру владеть и успешно

пользоваться внутренним монологом.

«Только в том случае, - вторит

своему учителю Кнебель, - когда у

актера на сцене, как у всякого

человека в жизни, кроме тех слов,

что он произносит, будут возникать

слова и мысли, не высказанные

вслух (а они не могут не возникать,

если человек воспринимает окружаю-

щее), - только в таком случае актер

добьется подлинно органического

существования в предлагаемых

обстоятельствах пьесы н.

И вот их советы, Станиславского и

Кнебель: не забывать, всегда помнить,

что внутренний монолог

— невозможен без знания артистом

157

природы характера своего пер-

сонажа/ его мировоззрения,

мироощущения, его сверхзадачи

и т.д.;

- всегда связан с процессом об-

щения, с процессом оценки

происходящего, с сопоставлени-

ем своей точки зрения с выска-

занными мыслями партнеров;

- всегда эмоционален, органи-

чески связан с психофизическим

самочувствием;

- пособник вживанию в роль,

перевоплощению в образ.

М.О.Кнебель учила «уделять прис-

тальное внимание не только тексту

внутреннего монолога, но и его пред-

лагаемым обстоятельствам», в данном

случае - психофизическому самочувст-

вию персонажа/ и в качестве «подхо-

дящего примера» приводила фрагмент

эпизода из повести М.Горького «Мать»,

когда Ниловна обнаруживает, что за

ней следят шпики.

«Попалась?» - спросила она себя. А

в следующий миг ответила/ вздрагивая:

«Может быть/ еще нет...»

И тут же, сделав над собой усилие/

строго сказала: «Попалась!»

Оглядывалась и ничего не видела/ а

мысли одна за другою искрами вспыхи-

вали и гасли в ее мозгу.

«Оставить чемодан, - уйти?»

158

Но более ярко мелькнула другая ис-

кра: «Сыновнее слово бросить? В такие

руки...» Она прижала к себе чемодан.

«А - с ним уйти?.. Бежать...»

Эти мысли казались ей чужими,

точно их кто-то извне насильно втыкал

в нее. Они ее жгли, ожоги их больно

кололи мозг/ хлестали по сердцу, как

огненные нити... Она погасила все эти

хитрые, маленькие, слабые огоньки,

повелительно сказав себе: «Стыдись!»

Ей сразу стало лучше, и она совсем

окрепла, добавив: «Не позорь сына-то!»


Безусловно, внутренние монологи,

прописанные авторами, вслух произно-

симые артистами, помогают читателям,

зрителям глубже «проникнуть в психо-

физическое состояние персонажей»,


познать их характеры, понять их

поступки.

Известный своей «тривиальностью»

прием «озвучивания» внутреннего моно-

лога, используемый в комедиях, воде-

вилях, когда персонажи открыто сооб-

щают зрителям о своих переживаниях,

о дальнейших своих действиях/ - на-

столько прост и ясен, что не нуждается

в «подробном исследовании».

А вот внутренний монолог «закры-

того типа», когда у персонажа-артиста,

«кроме тех слов, что он произносит,

возникают слова и мысли, не

высказанные вслух», - этот монолог

159

является сложнейшим элементом

актерской психотехники и потому

требует к себе более «проникновен-

ного» отношения.

Но прежде вспомним о приобретен-

ных знаниях/ скажем скромнее - тот

путь, который мы уже проделали,

двигаясь в избранном направлении,

как от казавшихся нам простых поня-

тий «смотреть и видеть»/ «слушать и

слышать», «понимать и чувствовать»

мы, последовательно познавая «систе-

му», подошли к более высоким катего-

риям актерской психотехники - «рисо-

вать зрительные образы», «видеть внут-

ренним взором». А если еще добавить в

этот ряд «волевое усилие, соразмерное

целенаправленному действию»? А «виде-

ние»? А «подтекст»?

Я напомнил вам об этих элементах,

с которыми мы уже познакомились,

конечно же, не без умысла: они сейчас

очень нам понадобятся, в том числе и

внутреннее психическое действие -

действие, направленное внутрь себя/

на свое собственное сознание.

К сожалению, правила нашего об-

щения не дают нам возможности под-

креплять теорию практикой непос-

редственно на сценической площадке.

Но у нас уже возник и прижился, по-

моему, неплохой вариант «практиче-

160

ского осмысления» пройденного теоре-

тического материала на примерах ана-

лиза фрагментов известных пьес из-

вестными режиссерами.

Вот и сейчас мы детально разберем

- уникальный для нашего случая - мо-

нолог героини из третьего акта шек-

спировской трагедии «Ромео и Джуль-

етта», взяв за основу детальный анализ

этого монолога, проведенный Марией

Осиповной Кнебель на Высших режис-

серских курсах ГИТИСа.

Для начала, в экспозиции нашего

разбора, восстановим в памяти фабулу/

предлагаемые обстоятельства, основ-

ные крупные события и т.д. по линии