ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.09.2024
Просмотров: 933
Скачиваний: 1
Нужно отличать содержание от сюжета, ибо содержание включает в себя сюжет. Полнота содержания — в системе образов, которые она составляет.
Фабула — кратко выраженный сюжет, квинтэссенция сюжета. Замысел — предопределение решения.
Решение — замысел, реализованный в конкретных формах. Решение — воплощенный замысел.
Решение — образное существование замысла.
Решение — образное выражение мысли спектакля, сцены. Сама природа решения связана с понятием жанра.
Для чего «роман жизни»? Уйти от банальных первовидений — как это будет? Ответить на вопрос: как было на самом деле?
Конфликт часто бывает неразрешимым. Конфликт при его неразрешимости делает классическую пьесу вечной.
Конфликт столкновения персонажей с действительностью — то новое, что открыл в драматургии Чехов.
«Три сестры». У Немировича-Данченко — тоска по лучшей жизни и мрачная действительность. В БДТ — стремление к лучшей жизни и полная парализованность интеллигенции.
Конфликт в «Отелло» между варварством, которое заложено в цивилизации, и мавром, подавляющим варварские инстинкты в себе.
Определить тему и конфликт означает овладеть львиной долей замысла.
Надо не просто мыслить на сцене. Интеллектуальный артист, такой, как Юрский, мыслит сверхзадачей. Он не может, не понимая конечной цели, начинать репетировать.
Евстигнеев — Сатин. Какое ощущение, про что играть сегодня! Все сделал по-новому, без всякой искусственности! Через него я читаю обнаженную, трепещущую мысль.
На наших глазах произошло разложение Смоктуновского в роли Мышкина. Ему наговорили, где и что он делает гениально, он стал обращать на это внимание, и роль расползлась. «У вас руки, как у Ван Клиберна!» Он стал обращать внимание на руки — и все.
Физическое действие предполагает сознательность, умышленность поступка. Физическое действие — тот манок, который от сознательного приводит к подсознанию.
29
Стихи Превера — сценичны.
Не надо повторять актеру то, что он знает. Скажите ему, в чем он не прав. Не превращайтесь
втетерева на току.
КЧехову рвалась дама. Мария Павловна пустила ее. Несколько часов она не выходила из кабинета Антона Павловича. Когда ушла, Чехов сказал сестре: «Зачем ты ее пустила?» Утром появился рассказ «Драма».
Этот пример необходим, чтобы понять: есть волшебное стеклышко, кристалл, через который художник пропускает жизнь.
Самое трудное — обнаружить авторский поворот отражения жизни через артиста. Жанр определяет природу игры.
Открыть жанр в драматургии и воплотить на сцене — это и есть решить спектакль. Ставить перед собой вопрос: чем эта пьеса отличается от пьес того же автора?
Внутренний монолог — это какое препятствие и как его преодолеть? Внутренний монолог — это содержание оценки, в которой рождается новая цель.
Сопротивление артиста — сопротивление материала. Надо быть готовым, это будет сопровождать вас всю жизнь. Представьте себе, что вы учитесь жокейскому делу. Вам нужно обуздать лошадь. Вы что, будете ходить и жаловаться, что она вас сбрасывает?
Нельзя слепо следовать методологии ради методологии! Нельзя быть рабом и педантом! Методология — бритва! Дуракам и сумасшедшим ее давать нельзя!
9 июня 1973 года. Экзамен Г. А. Товстоногов, М. Л. Рехельс, А. Н. Куницын
Режиссерский анализ сцен: «Прощание в июне» А. Вампилова, «Пять вечеров» и «Назначение» А. Володина, «Город на заре» А. Арбузова, «Жестокость» П. Нилина, «Нашествие»
Л. Леонова
Перед началом Георгий Александрович попросил дать ему список режиссерских работ, которые должны быть показаны сегодня, выяснил, у кого из студентов есть незачеты по смежным дисциплинам. Отчитал и не допустил к экзамену Алексея Л.
ТОВСТОНОГОВ. Евгений, пожалуйста, сюда, за столик.
ЕВГЕНИЙ А. Можно я попозже, Георгий Александрович? У меня актеры должны подойти.
Георгий Александрович согласился и обратился к Дмитрию М.
ТОВСТОНОГОВ. У вас «Прощание в июне» Вампилова? Ваши актеры готовы к показу? ДМИТРИЙ М. Нет, к сожалению, Георгий Александрович. Они пару дней назад разъехались. ТОВСТОНОГОВ. Ну, что ж, жаль. Как же так получилось? Они знали, что экзамен в июне? ДМИТРИЙ М. Сначала показ намечался на май. Но в связи с болезнью Аркадия Иосифовича
перенесли, а у актеров свои планы...
ТОВСТОНОГОВ. Тогда побеседуем. Прошу. (Георгий Александрович пригласил Дмитрия присесть за столик. Тот, сев напротив, тяжело вздохнул.) А почему у вас такой унылый вид?
Еще слова не произнесли, а уже такой опечаленный? ДМИТРИЙ М. Сумбур в голове.
ТОВСТОНОГОВ. Отчего сумбур? У вас год был. Представьте себя в театре, перед труппой. Мы подыграем. Заразите нас вампиловской пьесой. (Дмитрий вздохнул еще тяжелей.) Нет, вы посмотрите на него! Он же всех мух уморить может! У вас такой вид, что до сдачи экзамена вы его уже провалили! Что с вами, Дима? Вы, как обреченный. А обреченный человек идет на дно, даже руками не шевелит! Вам нравится пьеса?
ДМИТРИЙ М. Очень.
30
ТОВСТОНОГОВ. Вы хотели бы видеть пьесу в театре в вашем воплощении?
ДМИТРИЙ М. Да.
ТОВСТОНОГОВ. Вот и расскажите о замысле спектакля, о решении, то есть о том, как ваш замысел реализуется, в каких сценических компонентах?
ДМИТРИЙ М. Вампилов... «Прощание в июне»... Комедия...
ТОВСТОНОГОВ. Разве можно говорить о комедии, еле рот раскрывая? Расскажите об этом весело, заразительно, в той тональности, которую я вам задаю!
ДМИТРИЙ М. В центре пьесы — бунт молодежи... Бунт, свойственный молодым поколениям... Ну, а в связи с этим бунтом возникают крайности, которые мы объективно воспринимаем с юмором.
ТОВСТОНОГОВ. Как-то трудно бунт связывается с юмором. Пугачевский бунт, например: там уже не до юмора было. И все-таки вы как-то по периферии рассуждаете. С чего начинается пьеса? С розыгрыша. Два молодых человека попадают в совершенно незнакомый им дом...
РЕХЕЛЬС. Георгий Александрович, вы не о той пьесе говорите. ТОВСТОНОГОВ. Как это не о той? Вампилов «Прощание в июне».
РЕХЕЛЬС. Вы говорите о вампиловской, но о другой. О «Старшем сыне», или «Свидании в предместье».
ТОВСТОНОГОВ. Да-да, вы правы. А «Прощание в июне» — это?.. Да-да, конечно, вспом-
нил. (Г.А. в нескольких предложениях пересказал фабулу вампиловской пьесы.) Ну, так объясните конкретно, против чего бунтует молодежь?
ДМИТРИЙ М. Молодежью движет нежелание жить по... . Вернее, желание добраться самим до истины. Бунт против формализма, делячества.
ТОВСТОНОГОВ. Делячества? А кто этим заражен в пьесе? ДМИТРИЙ М. Репников — ректор.
ТОВСТОНОГОВ. Какое сквозное пьесы? Как вы определили, за что идет борьба? ДМИТРИЙ М. Сквозное — борьба за Колесова.
ТОВСТОНОГОВ. Как может быть сквозное борьбой за какого-либо персонажа? Как же вы
не ответили на этот вопрос? Если мы следим за Колесовым, за его взлетами и падениями, то определите его цель в пьесе, то есть сквозное роли, оно подскажет и сквозное действие пьесы.
ДМИТРИЙ М. Сквозное Колесова — борьба за независимость. ТОВСТОНОГОВ. Наши симпатии должны быть на стороне Колесова? ДМИТРИЙ М. Да.
ТОВСТОНОГОВ. На человеке, который хочет жить в обществе и быть от него независимым? Тогда, во-первых, не кажется ли вам, что ректор Репников прав?! А ведь ректор — негативное лицо в пьесе. Ну, а во-вторых, получается, что каждая борьба за независимость заканчивается поражением. Вы про это хотите ставить спектакль?
ДМИТРИЙ М. Нет, про это ставить нельзя.
ТОВСТОНОГОВ. А как попадает в эту тему Золотуев — человек, у которого живет и работает Колесов? Хотя как установить, попадает Золотуев в тему или нет, если сама тема не определена?!
ДМИТРИЙ М. Я имел в виду независимость от ложных истин. Идет борьба за самостоятельность в решениях проблем. (Подробно рассказав о поступках Золотуева.) Таким образом, Золотуев — лицо патологическое.
ТОВСТОНОГОВ. Нет, Золотуев — лицо социальное. Главный конфликт, по существу, нравственный — между Колесовым и Золотуевым. У них основная схватка. Золотуев тоже, вашими словами, за независимость, только путем взяточничества, воровства. Так, пойдем дальше. Как вы определили жанр?
ДМИТРИЙ М. Лирическая комедия.
31
ТОВСТОНОГОВ. Прекрасно! Вот и объясните нам, почему вампиловская комедия — лирическая?
ДМИТРИЙ М. В пьесе есть любовные линии.
ТОВСТОНОГОВ. Ну и что? Любовная линия наличествует и в «Гамлете», но там я ничего лирического не вижу. «Ромео и Джульетта» — лирическая трагедия? Линия любви еще ни о чем не говорит. Но если вы это видите так, то докажите. Через что это должно проявиться?
ДМИТРИЙ М. Мне показалось, что через любовь молодых людей. Колесов — Таня. Затем, Букин — Фролов — и...
ТОВСТОНОГОВ. Там любовный треугольник? Ну, хорошо. А через какие выразительные средства прочтется жанр?
ДМИТРИЙ М. Через музыку. В спектакле будет много музыки, которая носит характер музыкального комментария.
ТОВСТОНОГОВ. Приведите какой-нибудь пример из пьесы, где вам необходима музыка, и объясните на этом примере, что такое музыкальный комментарий.
ДМИТРИЙ М. Можно я сначала покажу вам эскиз? ТОВСТОНОГОВ. Покажите... Кто вам делал это? ДМИТРИЙ М. Я вместе с художником. Я ему рассказывал....
ТОВСТОНОГОВ. Кто делал? ДМИТРИЙ М. Я клеил...
ТОВСТОНОГОВ. Кто художник? ДМИТРИЙ М. Аверкин. Студент.
ТОВСТОНОГОВ. Во-о-от! Наконец-то. А то: «клеил, краски разводил». Этот город какого значения?
ДМИТРИЙ М. Областной.
ТОВСТОНОГОВ. А почему на афише Плисецкая? Народная артистка, разве она сюда приедет? А это кто такие на афише?
ДМИТРИЙ М. Болгарская группа.
ТОВСТОНОГОВ. Болгарская группа может приехать, верю, а Плисецкая нет. Разве вы не объяснили художнику, что по афише я должен понять, что это за городок?
ДМИТРИЙ М. С Плисецкой, согласен, неточность. А вот насчет болгарской группы, я как раз и хочу привести пример. Пример в связи с этой афишей. Вот из нее, из этой фотографии появляются музыканты, которые следят за происходящим на сцене.
ТОВСТОНОГОВ. Это что - лубок? ДМИТРИЙ М. Да, что-то вроде.
ТОВСТОНОГОВ. Каковы их функции? Они только здесь или в каждой картине?
ДМИТРИЙ М. В каждой. Они следят за героями, сопровождают их, переживают за них, подыгрывают. Вот в следующей картине они на свадьбе сидят.
ТОВСТОНОГОВ. Проанализируйте ваш отрывок из спектакля, выбранную вами сцену. ДМИТРИЙ М. Без показа трудно.
ТОВСТОНОГОВ. Что же делать, если сцену нельзя посмотреть? Расскажите, что происходит в отрывке, сколько кусков, что у кого по действию? Дайте мне пьесу. (Товстоногов прочел вслух начало.) Этого достаточно. Пожалуйста. Анализируйте.
ДМИТРИЙ М. Исходное событие — скандал в доме Репникова. В результате дочь Репникова Таня ушла из дома, гуляла всю ночь и вот под утро разыскала Колесова на даче...
ТОВСТОНОГОВ. Зачем она это сделала? Что она хочет? ДМИТРИЙ М. Признаться ему в любви.
ТОВСТОНОГОВ. Разве? Включайтесь все. Правильно определил Дмитрий цель Тани? АСПИРАНТ. Мне кажется, правильно. Таня влюблена. Ей кажется, все в жизни может изме-
ниться, если Колесов об этом узнает.
ТОВСТОНОГОВ. Признаться в любви может быть целью, если чувство осознано, выношено, но не хватает смелости признаться. А представьте, что он ее вообще забыл? Как он на нее посмотрит, как встретит? Что подумает?
32
АСПИРАНТ. Мне кажется, ей это не важно. Она настолько влюблена в него, что потеряла прежнюю гордость.
ТОВСТОНОГОВ. А какие обстоятельства привели ее к данной сцене? (Делает анализ обстоятельств.) Влюбленность
— не отрицаю. Но любовь до потери гордости? Где это подтверждается материалом?
ДМИТРИЙ М. Может, она хочет узнать, как он к ней относится?
ТОВСТОНОГОВ. Вот это уже другой разговор. Узнать, как он к ней относится, совсем иное, нежели признаться. Дорогой Дмитрий! Вы не готовы! Ни о проблеме, ни о замысле, ни о решении сцены вы не имеете конкретного представления. Вам при-
дется, как следует, поработать летом. Осенью будете пересдавать. (Попросил присесть за стол на-
против комиссии Евгения А.)
ЕВГЕНИЙ А. Можно я пойду, позову актеров? ТОВСТОНОГОВ. Нет, сначала расскажите о пьесе. ЕВГЕНИЙ А. Георгий Александрович, актеры торопятся. ТОВСТОНОГОВ. У вас «Пять вечеров»?
ЕВГЕНИЙ А. Да, сцена.
Вошли студенты актерского курса под руководством И. П. Владимирова.
ТОВСТОНОГОВ. Кто кого играет? СЕРГЕЙ МЕЖОВ. Я - Славика. ЛИДИЯ МЕЛЬНИКОВА. Я - Тамару.
ТОВСТОНОГОВ (Владимиру Ч.). А вы Ильина?
ВЛАДИМИР Ч. (готовя площадку). Извините за наглость, Георгий Александрович, но — да! ТОВСТОНОГОВ. Его самого?
ВЛАДИМИР Ч. После Ефима Захаровича Копеляна, конечно, это кощунство, но что делать? Приходится.
После просмотра Георгий Александрович поблагодарил и отпустил актеров-студентов.
ТОВСТОНОГОВ. Отрывок, в общем-то, неплохой. Кроме первого ужасающего куска. Я бы его вообще не показывал. Надо было начать с диалога Тамары и Ильина...
Начало сцены было решено следующим образом. Посреди площадки за столом сидел Славик, склонившись над книжкой. Ильин вытаскивал у него из-за шиворота цветок, апельсин, платок...