ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 489
Скачиваний: 0
Для многих представителей западной цивилизации умение скрывать свои чувства и составляет признак цивилизованного человека. Так считает герой рассказа Р.Киплинга "Лиспет": Being a savage by birth, she took no trouble to hide her feelings, and the Englishman was amused. (R.Kipling). - Будучи дикаркой по рождению, она (Лиспет) не старалась скрыть своих чувств, и это забавляло англичанина.
Рефлексия говорящего в той или иной степени может иметь место, совпадая и не совпадая с речевым актом. В нашем понимании рефлексия представляет собой рациональную сторону поведения, выражаясь как некоторая дистанцированность или отстраненность субъекта действия заранее (планирование), впоследствии (воспоминание) и во время самого действия (самонаблюдение). Самонаблюдение связано с самоконтролем, поэтому рефлексия во время беседы распространяется на речевые акты, связанные прежде всего с негативной вежливостью. Например: He affected cheerful acceptance of my somewhat officious proposal to accompany him. (O.Henry). - "Он сделал вид, что с радостью принял мое несколько навязчивое предложение составить ему компанию". Герой рассказа О.Генри оценивает речевой акт, как бы со стороны наблюдая за собой и своим партнером. Примером контрастной рефлексии является начало 138 сонета В.Шекспира: When my love swears that she is made of truth I do believe her, though I know she lies... (W.Shakespeare) -"Когда клянешься мне, что вся ты сплошь служить достойна правды образцом, я верю, хоть и вижу, как ты лжешь..." (Пер.С.Маршака). На персональной дистанции рефлексия сочетается с мучительной двойственностью чувства - верить и в то же время не верить, сомневаться и в то же время пытаться устранить сомнения. На социальной дистанции рефлексия связана с расхождением предъявляемого и подлинного чувства. При этом предъявляемое чувство ритуализируется настолько, насколько это требуется для однозначной интерпретации в терминах приличий. Человек может процедить сквозь зубы поздравление, если от него требуется лишь формальная дань нормам поведения. Рефлексия помогает людям сохранить свое внутреннее единство в ситуациях, когда нормы поведения заставляют человека подавлять в себе подлинные чувства и желания: In business, I ruminated, I'd have to soft-soap people whom I despised. (J.Braine). Герой романа Дж.Брейна "Путь наверх" проектирует речевые акты лести, которые часто сопровождаются отрицательным отношенимем льстеца к предмету лести: "...мне придется подмазываться к людям, которых я презираю." Социальное взаимодействие требует демонстрации положительного отношения к партнеру. Напряжение между вынужденным поведением в обществе и естественными чувствами снимается рефлективно: человек оправдывается перед собой,
91
приводя рациональные доводы в пользу вынужденного поведения. На персональной дистанции рефлексия отражает борьбу чувств, знаменитое Odi et amo Катулла - "Ненавижу, любя". На социальной дистанции рефлексия выражается в отстраненности человека от внешне формального проявления уважения, эта отстраненность может принять форму внутренней насмешки, рационального объяснения или констатации собственной несостоятельности. Теоретически допустимо внешнее выражение неуважения, рефлективно опосредованное внутренним положительным отношением, своеобразное уважительное игнорирование. Но такое отношение является достаточно редким. Следует отметить, что уважительное игнорирование не тождественно понятию "вежливое невнимание" - civil inattention [Giddens,1987:123]. Имеется в виду то обстоятельство, что излишнее внимание к незнакомым людям, пристальное их разглядывание вызывает отрицательные чувства. Чем ближе в транспорте или в толпе оказались друг к другу незнакомые или малознакомые люди, тем настоятельнее социальное требование "вежливого невнимания", т.е. требование, предписывающее отвести взгляды, не рассматривать человека и в общем делать вид, что рядом как будто бы никого нет.
Вектор самоуважения представляет собой соотношение заботы о своем лице и о репутации партнера. П.Браун и С.Левинсон не случайно выбрали термин "лицо" для понятия самоуважения: репутация - это мера уважения со стороны других людей, это - доброе имя человека, лицо же - это уважение к самому себе. Потеря репутации не всегда есть потеря лица, и наоборот. Мы говорим о репутации партнера, а не о его лице потому, что статусная оценка - это соотносительная оценка позиции людей с чьей-либо точки зрения. Субъект оценки играет центральную роль, он может быть вышестоящим и нижестоящим, но в любом случае находится в фокусе рассмотрения. Поэтому и лицо партнера раскрывается в восприятии центрального участника общения, а это уже взгляд со стороны, и, следовательно, правомерно говорить о репутации партнера.
Теоретически возможны следующие соотношения статусных оценок применительно к самоуважению участников общения: 1) А заботится только о своем собственном лице, 2) А заботится только о репутации Б, 3) А заботится в большей мере о своем лице, чем о репутации Б, 4) А заботится в меньшей мере о своем лице, чем о репутации Б, 5) А заботится как о своем лице, так и о репутации Б, 6) А не заботится ни о своем лице, ни о репутации Б. Вежливость подразумевает приоритетную заботу о репутации партнера, т.е. нормальной ситуацией вежливого общения является соотношение (4), акцентированная вежливость проявляется не только как возвышение адресата, но и как принижение говорящего,
92
соотношение (2). Соответственно, невежливое поведение выражено в соотношении (3), а предельно невежливое - в соотношении (1). Соотношение (5) является пограничным между вежливым и невежливым поведением. Этот вид поведения представлен во многих случаях вуалирования позиции говорящего. Соотношение (6) характеризует либо отсутствие контакта и общения, либо предельно аффективное общение на персональной и интимной дистанции. Приведем пример не очень вежливого приглашения: Miss Grier ...drew me aside with an irresistible vehemence, and standing against my ear said: "You are to come back here to-night. There will be some people in to a late supper whom I want you to meet. You can, can't you ?" I made some show of protest, and the effect was appalling. "But, my dear young man," she cried, "I'll have to ask you to trust me. ...The fact is I have already telephoned a very dear friend of mine..." (T.Wilder). Приглашение герою романа Т.Уайлдера "Каббала" сделано в безапелляционной форме, с "непреодолимой горячностью" и особым выражением долженствования: форма you are to do something употребляется со значением распределения обязанностей. Услышав отказ, мисс Грие начинает кричать и объясняет герою, что он может ее подвести, если не вернется, так как она уже дала определенные обязательства. Планы и желания героя не очень интересуют мисс Грие, она озабочена только тем, чтобы собрать интересное общество.
Реакция партнера несомненно прогнозируется говорящим, сознательно или бессознательно, и в соответствии с имеющимся в литературе по коммуникативным ситуациям противопоставлением цели и результата речевого акта мы противопоставляем предполагаемую и фактическую реакцию партнера. Цель вежливого поведения - убедить партнера в добром отношении к нему и вызвать ответное доброе отношение. На персональном уровне ответная реакция должна быть личностной, на социальном уровне - формально приемлемой. Цель невежливого поведения определяется, на наш взгляд, сложнее. Это может быть стремление выйти на открытый конфликт и выяснить отношения с партнером на персональной дистанции, желание унизить партнера по общению и изменить статусное отношение на социальной дистанции; невежливое поведение может быть и бесцельным, в таком случае оно является показателем эмоционального срыва. Предполагаемая и фактическая реакция могут совпадать и не совпадать, вежливое обращение может вызвать неожиданную отрицательную реакцию, а намеренное оскорбление может не реализоваться. Примером несовпадения демонстрации явного неуважения и ответной предполагаемой реакции является обмен репликами персонажей из пьесы Б.Шоу: Louka (with searching scorn): "You have the soul of a servant, Nicola." Nicola
93
(complacently): "Yes: thats the secret of success in service." (B.Shaw). Реплика девушки носит оскорбительный характер ("У тебя - душа слуги"), но Никола не принимает оскорбления: он не видит ничего позорного в статусе слуги. Оскорбления воспринимаются как таковые только в том случае, когда участники общения разделяют единую систему ценностей.
Вектор зависимости показывает зависимость говорящего от адресата или адресата от говорящего. Этот вектор собственно и определяет позицию говорящего как статус вышестоящего или нижестоящего. Вежливое отношение вышестоящего к нижестоящему на персональной дистанции - это покровительство старшего и сильного младшему и слабому, защита, помощь и симпатия. На социальной дистанции вежливое отношение к нижестоящему партнеру представляет собой возвышение статуса этого партнера до своего собственного, т.е. учтивое общение на равных. Вежливое отношение нижестоящего к вышестоящему на персональной дистанции - это отношение доверия, признательности, подчинение человеку, который может защитить. На социальном уровне такой тип отношения выражается как строгое соблюдение дистанции и открытая демонстрация признания своего более низкого статуса. Невежливое отношение вышестоящего к нижестоящему на персональной дистанции выражается как отношение грубого доминирования, подчинения, не принимающего во внимание желания и чувства подчиненного человека. На социальной дистанции рассматриваемый тип отношения подобен персональному доминированию, но на первый план здесь выступает инструментальная функция, определяющая взаимоотношения руководителя и подчиненного. Для такого руководителя существуют только интересы дела, а люди выступают в качестве инструментов, средств для достижения цели. Невежливое отношение нижестоящего к вышестоящему на персональном уровне есть хамство в бытовом исполнении, т.е. дерзко-бесстыдное отношение к старшим. И, наконец, невежливое отношение к вышестоящему на социальной дистанции представляет собой попытку понижения статуса этого человека и предъявления претензии на право занимать более высокое положение. Отношения между приведенными типовыми поведенческими линиями характеризуются сочетаемостью и несочетаемостью, производностью и непроизводностью. Так, покровительство может перейти в деспотизм, игнорирование статусных различий - в хамство, деспотизм связан с инструментальным отношением к человеку, между покровительством и подчинением, а также между деспотизмом и хамством существуют отношения взаимодополнительности.
Способ языкового выражения статусно-оценочного поведения рассматривается нами в двух планах: а) прямое или косвенное выражение, б) развернутое или свернутое выражение. Например, жанровая специфика приказов выражается
94