Файл: karasik_yazyk_sotsialnogo_statusa.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2024

Просмотров: 476

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор явно не относит себя к посредственности - в основе

приведенной сентенции лежит оправдание статусного

неравенства людей. Адресатом подобной сентенции должен

стать, вероятно, представитель интеллектуальной элиты.

Прагматический подход к изучению явлений, традиционно

рассматриваемых в семантике или синтаксисе, позволяет

выявить новые существенные характеристики соответствующих

явлений. Так, в грамматике различаются общие и специальные

вопросы, при этом в английском языке общие вопросы делятся

на собственно общие, альтернативные и присоединенные

[Г.Г.Почепцов,1981:180]. По признаку запроса информации

вопросы делятся на информативные и риторические. Между

информативными и риторическими вопросами существует

градуальное пространство, заполняемое модальными,

эмоционально-оценочными и отрицательными компонентами,

например: "Ты себе желаешь зла ?" - "Ты ведь не желаешь

себе зла ?" - "Разве ты желаешь себе зла ?" На

принципиально иной основе подразделяются вопросы к

модальной (модусной) и диктальной части высказывания:

"Думаю, что сегодня он уже не приедет." - Вопросы к

модальной части высказывания: "Почему ты в этом уверен ?

Почему ты говоришь об этом сейчас ? Ты на самом деле так

считаешь ?" Вопросы к диктальной части высказывания: "А

когда же он приедет ? Не случилось ли чего ? Может быть,

все же подождем ?" [Арутюнова, 1970:45]. С коммуникативной

точки зрения выделяются верификативные, апеллятивные,

переспрашивающие, уточняющие, эксплицирующие и

идентифицирующие вопросы [Чахоян, 1979:80-87]. В

содержательном отношении с ориентацией на модальную часть

высказывания можно выделить вопросы уточнения, возражения,

недоумения и т.д. Прагматическая теория вопроса построена

Э.Гуди, в исследовании которой в качестве концептуальной

модели вопроса используется пересечение двух осей:

информационность - риторичность и уважение - контроль.

Различные виды вопросов занимают определенное место в

пространстве, образуемом пересечением названных осей (Схема

7).

Схема 7.

Прагматические типы вопросов

информационные

 

вопросы к вопросы

вопросы-

божеству

загадки

вопросы заин-

экзаменацион-

тересованности

ные вопросы

вежливые

вопросы на

вопросы

допросе

вежливые

судебно-риту-

158


просьбы

альные вопросы

приказы в ви-

воспитатель-

де вопросов

ные вопросы

шутливые воп-

вопросы-

росы-вызовы

приветствия

риторические вопросы [Goody,1978:27].

Ось "уважение - контроль" (по горизонтали) выражает статусные отношения. Не случайно к полюсу контроля примыкают институциональные типы вопросов: вопросы на экзамене и в суде. Право задавать такие вопросы принадлежит лицам с закрепленным общественным статусом вышестоящего по отношению к нижестоящему (преподаватель - студент, судебный чиновник или представитель власти - ответчик или пленный). Вопросы-загадки также являются разновидностью контроля, поскольку предполагается, что спрашивающему известен ответ. В этой связи следует отметить, что метод сократической беседы, подведения ученика к выводу посредством серии вопросов, психологически не является безупречным: ученик постоянно чувствует себя в состоянии лишенного инициативы, связанного, и, следовательно, унижаемого. Вероятно, Сократ понимал, что враждебное отношение к нему со стороны некоторых сограждан отчасти имело объективные основания. У афроамериканцев вопросы взрослых к детям ассоциируются главным образом с воспитательно-нормативными целями. Чернокожие ребята воспринимают вопросы со стороны взрослых (обычно в семье) как знак того, что взрослые заметили какие-то нарушения в поведении деией и собираются наказать этих детей [Gay, Abrahams,1973:333]. Вопросы, выражающие интерес к собеседнику, являются, по сути дела, знаками доброго расположения, "поглаживаниями", в терминологии Э.Берна. Классическим примером восьмиходового ритуала встречи хорошо знакомых американцев в неформальной ситуации является следующий диалог:

A: Hi !

B: Hi !

A: Warm enough forya ?

B: Sure is. Looks like rain, though.

A: Well, take cara yourself.

B: I'll be seeing you.

A: So long.

B: So long. [Berne,1980:34-35].

Вопрос, выражающий интерес к собеседнику, тематически оформлен в виде вопроса о погоде. Беседа о погоде играет роль фатической коммуникации, и не случайно обмен репликами на тему погоды ограничен двумя ходами. В этом диалоге представлены три фазы: начало, окончание и в промежутке - выражение доброго расположения к партнеру, сначала в виде беседы о погоде, а затем - в виде обмена знаками внимания

159


(в диалектном произношении): "Ну, давай, смотри." - "Я

загляну к тебе." В первом случае выражается симпатия как

забота о товарище, во втором случае - симпатия как желание

продолжить общение. Такой диалог характеризуется

 

нейтрализацией статусных различий участников общения.

Вежливые вопросы и вежливые просьбы представляют собой

один из способов снижения категоричности высказывания.

Снижение категоричности непосредственно связано с

 

увеличением дистанции между участниками общения, а

увеличение дистанции есть актуализация статусных различий.

Снижение категоричности высказываний осуществляется при

помощи различных модальных слов со значением предположения,

модусной предикатной группы ("я думаю/ я боюсь/ я надеюсь,

что"), модальных глаголов, вводных элементов, форм

сослагательного наклонения, придаточных условия ("Если я не

ошибаюсь / Если я Вас правильно понял"), утвердительных

предложений в функции вопроса [Старикова,1985:72-77],

различных способов приблизительной номинации [Сахно,

1983:31], эвфемизмов и вопросительных предложений с

модально-отрицательными компонентами.

 

Прагматическая информация выражается грамматически и

лексически. В лингвистической литературе выделены типы

прагматических значений, закрепленных в языковых единицах:

общая оценка, оценка по параметрам количества,

 

желательности / нежелательности, истинности, иллокутивной

функции и статусных отношений [Апресян,1988:10-14].

Подведем некоторые итоги.

 

Важнейшей характеристикой прагматического значения

является позиция говорящего по отношению к адресату,

социально-ситуативный статус человека. В различных

лингвистических моделях прагматического значения отмечены

такие его характеристики, как ситуативная обусловленность,

адресативность, субъективность, сложная и очень подвижная

структура, неразрывная связь с невербальным смыслом,

тенденция к имплицитному выражению и вытекающая отсюда

необходимость особого толкования прагматического значения.

Категории прагмалингвистики весьма разнородны.

Социальный статус участников общения находит выражение,

специфически преломляясь, в принципах и сферах общения, в

речевых актах и речевых жанрах, в способах воздействия и

прагматических значениях языковых единиц, в типах адресатов

и в модусе высказывания. Отношения предмета нашего изучения

с другими категориями прагмалингвистики показаны на схеме

8.

 

 

Схема 8.

 

 

Социальный статус человека в системе прагмалингвистических

категорий

 

 

Принципы

Участники общения

Сферы

160



общения

(говорящий - адре-

общения

 

сат - третье лицо)

 

Речевые

Социальный статус

Речевые

акты

участников общения

жанры

Способы воз-

Модус высказывания

Прагмати-

действия

 

ческие

 

 

значения

 

 

языковых

 

 

единиц

Социальный статус участников общения является одной из характеристик участников общения, непосредственно связан с речевым актом и речевым жанром и проявляется в модусе высказывания. Речевые акты обусловлены принципами общения и непосредственно связаны со способами воздействия (связь иллокуции и перлокуции). Речевые жанры обусловлены сферами общения и диктуют выбор языковых единиц. Категории принципов, участников и сфер общения относятся к числу факторов общения, категории речевых актов и речевых жанров - к числу типов общения, категории способов воздействия, модуса высказывания и значений языковых единиц - к числу средств общения. Социальный статус человека является специфической факторной категорией прагмалингвистики.

2.2. СТРУКТУРА СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ

Моделирование структуры статусных отношений представляет собой конкретизацию понятия социального статуса человека. В данной работе выделяются следующие компоненты статусно-маркированной ситуации: 1) партнеры коммуникации, 2) статусные векторы партнеров, 3) мотивация статусных векторов, 4) динамика статусных отношений, 5) статусно-связанные и статусно-нейтральные обстоятельства.

Статусные отношения выводятся из статусномаркированной или статусно-мотивирующей ситуации, т.е. такой ситуации, когда взаимодействие участников общения обусловлено связывающим их неравенством. Противопоставляется ситуативное и социальное неравенство участников общения. Примерами ситуативного неравенства являются ситуации, когда один человек просит прощения у другого, ведет себя невежливо по отношению к другим людям либо хамит им. Ситуативное неравенство часто совпадает с закрепленным социальным неравенством. Например, судья

161