ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2024
Просмотров: 476
Скачиваний: 0
Автор явно не относит себя к посредственности - в основе |
|
приведенной сентенции лежит оправдание статусного |
|
неравенства людей. Адресатом подобной сентенции должен |
|
стать, вероятно, представитель интеллектуальной элиты. |
|
Прагматический подход к изучению явлений, традиционно |
|
рассматриваемых в семантике или синтаксисе, позволяет |
|
выявить новые существенные характеристики соответствующих |
|
явлений. Так, в грамматике различаются общие и специальные |
|
вопросы, при этом в английском языке общие вопросы делятся |
|
на собственно общие, альтернативные и присоединенные |
|
[Г.Г.Почепцов,1981:180]. По признаку запроса информации |
|
вопросы делятся на информативные и риторические. Между |
|
информативными и риторическими вопросами существует |
|
градуальное пространство, заполняемое модальными, |
|
эмоционально-оценочными и отрицательными компонентами, |
|
например: "Ты себе желаешь зла ?" - "Ты ведь не желаешь |
|
себе зла ?" - "Разве ты желаешь себе зла ?" На |
|
принципиально иной основе подразделяются вопросы к |
|
модальной (модусной) и диктальной части высказывания: |
|
"Думаю, что сегодня он уже не приедет." - Вопросы к |
|
модальной части высказывания: "Почему ты в этом уверен ? |
|
Почему ты говоришь об этом сейчас ? Ты на самом деле так |
|
считаешь ?" Вопросы к диктальной части высказывания: "А |
|
когда же он приедет ? Не случилось ли чего ? Может быть, |
|
все же подождем ?" [Арутюнова, 1970:45]. С коммуникативной |
|
точки зрения выделяются верификативные, апеллятивные, |
|
переспрашивающие, уточняющие, эксплицирующие и |
|
идентифицирующие вопросы [Чахоян, 1979:80-87]. В |
|
содержательном отношении с ориентацией на модальную часть |
|
высказывания можно выделить вопросы уточнения, возражения, |
|
недоумения и т.д. Прагматическая теория вопроса построена |
|
Э.Гуди, в исследовании которой в качестве концептуальной |
|
модели вопроса используется пересечение двух осей: |
|
информационность - риторичность и уважение - контроль. |
|
Различные виды вопросов занимают определенное место в |
|
пространстве, образуемом пересечением названных осей (Схема |
|
7). |
Схема 7. |
Прагматические типы вопросов |
|
информационные |
|
вопросы к вопросы |
вопросы- |
божеству |
загадки |
вопросы заин- |
экзаменацион- |
тересованности |
ные вопросы |
вежливые |
вопросы на |
вопросы |
допросе |
вежливые |
судебно-риту- |
158
просьбы |
альные вопросы |
приказы в ви- |
воспитатель- |
де вопросов |
ные вопросы |
шутливые воп- |
вопросы- |
росы-вызовы |
приветствия |
риторические вопросы [Goody,1978:27].
Ось "уважение - контроль" (по горизонтали) выражает статусные отношения. Не случайно к полюсу контроля примыкают институциональные типы вопросов: вопросы на экзамене и в суде. Право задавать такие вопросы принадлежит лицам с закрепленным общественным статусом вышестоящего по отношению к нижестоящему (преподаватель - студент, судебный чиновник или представитель власти - ответчик или пленный). Вопросы-загадки также являются разновидностью контроля, поскольку предполагается, что спрашивающему известен ответ. В этой связи следует отметить, что метод сократической беседы, подведения ученика к выводу посредством серии вопросов, психологически не является безупречным: ученик постоянно чувствует себя в состоянии лишенного инициативы, связанного, и, следовательно, унижаемого. Вероятно, Сократ понимал, что враждебное отношение к нему со стороны некоторых сограждан отчасти имело объективные основания. У афроамериканцев вопросы взрослых к детям ассоциируются главным образом с воспитательно-нормативными целями. Чернокожие ребята воспринимают вопросы со стороны взрослых (обычно в семье) как знак того, что взрослые заметили какие-то нарушения в поведении деией и собираются наказать этих детей [Gay, Abrahams,1973:333]. Вопросы, выражающие интерес к собеседнику, являются, по сути дела, знаками доброго расположения, "поглаживаниями", в терминологии Э.Берна. Классическим примером восьмиходового ритуала встречи хорошо знакомых американцев в неформальной ситуации является следующий диалог:
A: Hi !
B: Hi !
A: Warm enough forya ?
B: Sure is. Looks like rain, though.
A: Well, take cara yourself.
B: I'll be seeing you.
A: So long.
B: So long. [Berne,1980:34-35].
Вопрос, выражающий интерес к собеседнику, тематически оформлен в виде вопроса о погоде. Беседа о погоде играет роль фатической коммуникации, и не случайно обмен репликами на тему погоды ограничен двумя ходами. В этом диалоге представлены три фазы: начало, окончание и в промежутке - выражение доброго расположения к партнеру, сначала в виде беседы о погоде, а затем - в виде обмена знаками внимания
159
(в диалектном произношении): "Ну, давай, смотри." - "Я |
||
загляну к тебе." В первом случае выражается симпатия как |
||
забота о товарище, во втором случае - симпатия как желание |
||
продолжить общение. Такой диалог характеризуется |
|
|
нейтрализацией статусных различий участников общения. |
||
Вежливые вопросы и вежливые просьбы представляют собой |
||
один из способов снижения категоричности высказывания. |
||
Снижение категоричности непосредственно связано с |
|
|
увеличением дистанции между участниками общения, а |
||
увеличение дистанции есть актуализация статусных различий. |
||
Снижение категоричности высказываний осуществляется при |
||
помощи различных модальных слов со значением предположения, |
||
модусной предикатной группы ("я думаю/ я боюсь/ я надеюсь, |
||
что"), модальных глаголов, вводных элементов, форм |
||
сослагательного наклонения, придаточных условия ("Если я не |
||
ошибаюсь / Если я Вас правильно понял"), утвердительных |
||
предложений в функции вопроса [Старикова,1985:72-77], |
||
различных способов приблизительной номинации [Сахно, |
||
1983:31], эвфемизмов и вопросительных предложений с |
||
модально-отрицательными компонентами. |
|
|
Прагматическая информация выражается грамматически и |
||
лексически. В лингвистической литературе выделены типы |
||
прагматических значений, закрепленных в языковых единицах: |
||
общая оценка, оценка по параметрам количества, |
|
|
желательности / нежелательности, истинности, иллокутивной |
||
функции и статусных отношений [Апресян,1988:10-14]. |
||
Подведем некоторые итоги. |
|
|
Важнейшей характеристикой прагматического значения |
||
является позиция говорящего по отношению к адресату, |
||
социально-ситуативный статус человека. В различных |
||
лингвистических моделях прагматического значения отмечены |
||
такие его характеристики, как ситуативная обусловленность, |
||
адресативность, субъективность, сложная и очень подвижная |
||
структура, неразрывная связь с невербальным смыслом, |
||
тенденция к имплицитному выражению и вытекающая отсюда |
||
необходимость особого толкования прагматического значения. |
||
Категории прагмалингвистики весьма разнородны. |
||
Социальный статус участников общения находит выражение, |
||
специфически преломляясь, в принципах и сферах общения, в |
||
речевых актах и речевых жанрах, в способах воздействия и |
||
прагматических значениях языковых единиц, в типах адресатов |
||
и в модусе высказывания. Отношения предмета нашего изучения |
||
с другими категориями прагмалингвистики показаны на схеме |
||
8. |
|
|
Схема 8. |
|
|
Социальный статус человека в системе прагмалингвистических |
||
категорий |
|
|
Принципы |
Участники общения |
Сферы |
160
общения |
(говорящий - адре- |
общения |
|
сат - третье лицо) |
|
Речевые |
Социальный статус |
Речевые |
акты |
участников общения |
жанры |
Способы воз- |
Модус высказывания |
Прагмати- |
действия |
|
ческие |
|
|
значения |
|
|
языковых |
|
|
единиц |
Социальный статус участников общения является одной из характеристик участников общения, непосредственно связан с речевым актом и речевым жанром и проявляется в модусе высказывания. Речевые акты обусловлены принципами общения и непосредственно связаны со способами воздействия (связь иллокуции и перлокуции). Речевые жанры обусловлены сферами общения и диктуют выбор языковых единиц. Категории принципов, участников и сфер общения относятся к числу факторов общения, категории речевых актов и речевых жанров - к числу типов общения, категории способов воздействия, модуса высказывания и значений языковых единиц - к числу средств общения. Социальный статус человека является специфической факторной категорией прагмалингвистики.
2.2. СТРУКТУРА СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ
Моделирование структуры статусных отношений представляет собой конкретизацию понятия социального статуса человека. В данной работе выделяются следующие компоненты статусно-маркированной ситуации: 1) партнеры коммуникации, 2) статусные векторы партнеров, 3) мотивация статусных векторов, 4) динамика статусных отношений, 5) статусно-связанные и статусно-нейтральные обстоятельства.
Статусные отношения выводятся из статусномаркированной или статусно-мотивирующей ситуации, т.е. такой ситуации, когда взаимодействие участников общения обусловлено связывающим их неравенством. Противопоставляется ситуативное и социальное неравенство участников общения. Примерами ситуативного неравенства являются ситуации, когда один человек просит прощения у другого, ведет себя невежливо по отношению к другим людям либо хамит им. Ситуативное неравенство часто совпадает с закрепленным социальным неравенством. Например, судья
161