ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 775
Скачиваний: 0
КНИГА 1
1. О том, что зависит от нас и что не зависит от нас
Среди всех способностей вы не найдете ни одной другой,
которая была бы в состоянии исследовать самое себя, стало быть, которая была бы в состоянии одобрять или не одоб-
2рять. В какой лишь мере обладает возможностью исследова
ния способность к грамоте? Лишь в той, чтобы распознать буквы. А способность к музыке? Лишь в той, чтобы распо-
ззнать музыкальный звук. Так исследует ли какая-нибудь из них самое себя? Отнюдь. Вот когда ты пишешь что-то другу, то, какие буквы нужны, способность к грамоте скажет, а сле
дует ли писать другу или не следует писать, способность к
грамоте не скажет. Так же и способность к музыке - относи
тельно музыкальных звуков, а следует ли петь сейчас и иг
рать на кифаре или не следует ни петь, ни играть на кифаре,
4она не скажет. Какая же способность скажет? Та, которая ис следует и самое себя и все остальное. А какая это? Способ ность разума. Только она одна получена нами постигаюшей как самое себя, - свою сущность, свои возможности, свою
5ценность, - так и все остальные способности. В самом деле, что иное говорит, что золото прекрасно? Ведь само оно не
говорит. Ясно, что это говорит способность пользоваться
6 представлениями. Что иное различает способность к музы
ке, способность к грамоте, остальные способности, одобря ет пользование ими и указывает своевременность? Ничто
иное.
7 Так вот, как и стоило того, боги сделали зависящим от
нас только самое лучшее из всего и главенствующее - |
пра |
вильное пользование представлениями, а все остальное - |
не |
8зависящим от нас. Потому ли, что они не хотели? Я думаю,
что если бы они могли, они бы и все то предоставили в наше
9распоряжение. Но они никак не могли. В самом деле, по
скольку мы находимся на земле и связаны таким телом и та
ким окружающим обществом, как было бы возможно, чтобы
мы в этом не испытывали препятствий со стороны всего того,
40
что относится к внешнему миру? А что говорит Зевс? 1О «Эпиктет, если бы было возможно, я сделал бы и бренное
тело твое и бренное имущество свободным инеподвластным
препятствиям. Но в действительности, да не будет тебе неве- |
11 |
|||||||||
домо, оно не есть твое, оно - |
брение, искусно замешенное. |
|
||||||||
А поскольку этого я не мог, мы дали тебе некоторую часть |
12 |
|||||||||
нашу - эту способность влечься и невлечься, стремиться и |
|
|||||||||
избегать, словом, способность пользоваться представления- |
|
|||||||||
ми, заботясь о которой и полагая в которой все свое, ты ни |
|
|||||||||
когда не будешь испытывать помех, никогда не будешь ис |
|
|||||||||
пытывать препятствий, не будешь стенать, не будешь жало |
|
|||||||||
ваться, не будешь льстить никому. Что же? Разве этого, по- |
|
|||||||||
твоему, |
мало? - |
Ни в |
коем |
случае! - |
Так ты довольству- |
13 |
||||
ешься этим? - |
Я молю богов об этом». |
|
|
|
||||||
Но в действительности, несмотря на то, что в нашей воз- |
14 |
|||||||||
можности заботиться только об одном и привязываться толь- |
|
|||||||||
ко к одному, мы предпочитаем заботиться о многом и быть |
|
|||||||||
привязанными ко многому - |
к телу, имуществу, брату, дру- |
|
||||||||
гу, чаду, рабу. И поскольку мы привязаны ко многому, то нас |
15 |
|||||||||
все это обременяет и отвлекает. Поэтому, если плыть невоз- |
16 |
|||||||||
можно1 |
, |
мы |
сидим |
терзаясь |
и беспрестанно |
выглядываем: |
|
|||
«Какой |
|
дует |
ветер?» - |
«Борей». Какое |
нам |
дело до него? |
|
|||
«Когда подует Зефир?» Когда будет угодно ему, милейший, |
|
|||||||||
или Эолу. Не тебя ведь бог сделал распорядителем ветров, а |
|
|||||||||
ЭолаС• «Как же быть?» Получше устраивать то, что зависит от |
17 |
|||||||||
нас, а всем остальным пользоваться так, как оно есть по |
|
|||||||||
своей природе. «Как же оно есть по своей природе?» Как хо- |
|
|||||||||
чет бог. «Значит, чтобы сейчас отрубили голову только мне?» |
18 |
|||||||||
Что же, ты хотел бы, чтобы отрубили всем, к твоему утеше- |
|
|||||||||
нию? |
Не хочешь ли ты подставить голову так, как какой- |
19 |
||||||||
нибудь Латеран' в Риме, которого Нерон велел обезглавить? |
|
|||||||||
Он подставил голову, ему нанесли удар, и так как удар сам |
|
|||||||||
оказался слабым, он чуть сжался - и снова подставил ее. А |
20 |
|||||||||
еще раньше, когда явился Эпафродит4 и стал расспрашивать |
|
|||||||||
его о причине столкновения, он ответил: «Если я захочу ска- |
|
|||||||||
зать, то я скажу твоему господину». |
|
|
|
|||||||
- Чем же следует руководствоваться в таких вещах? - |
21 |
|||||||||
Да чем иным, как не знанием того, что мое и что не мое, что в |
|
|||||||||
моей возможности и что не в моей возможности? Я должен |
22 |
|||||||||
умереть. Так разве вместе с тем и стенать? Быть закованным. |
|
|||||||||
Разве вместе с тем и скорбеть? Быть изгнанным. Так разве |
|
|||||||||
кто-нибудь мешает мне вместе с тем смеяться, не поникать |
|
|||||||||
духом, благоденствовать? «Открой тайну». - |
«Нет. Это ведь |
23 |
||||||||
зависит от меня». - |
«Но я закую тебя». - «Человек, что ты |
|
||||||||
говоришь? Меня? Ты закуешь мою ногу, а мою свободу воли' |
|
|||||||||
и Зевс не может одолеть». - |
«Я брошу тебя в тюрьму». - |
24 |
41
«Бренное тело». - «Я обезглавлю тебя». - «Когда же я го
ворил тебе, что только моя голова неотрубаема?»
25 Вот к чему следовало бы приучать себя занимающимся философией, вот о чем писать каждый день, вот в чем
26упражняться. Трасеяб говаривал: «По мне лучше казнь сегод-
27ня, чем изгнание завтра». Что же ему сказал Руф?7 «Если ты выбираешь это как более тяжелое, что за глупый выбор? А если как более легкое, кто тебе дал выбирать? Не хочешь ли
ты приучать себя довольствоваться тем, что дано?»
28Что ведь поэтому говорил Агриппин?~ «Сам я себе пре-
пятствий не создаю». Ему сообщают: «Тебя судят в сена-
29те». - «Да будет судьба благосклонна! Однако уже пять ча
сов'! (а в этот час он по своему обыкновению упражнялся и
затем обмывался холодной водой), пойдем поупражняемся».
30Когда он кончил упражняться, пришли и сказали ему: «Ты
осужден». - «На изгнание, - спрашивает он, - или на
смерть?» - «На изгнание». - «А имущество что?» - «Не
изъято». - «Позавтракаем, значит, в АрицииIО».
31Вот это и есть приучить себя к тому, к чему следует при-
учать себя: сделать стремление и избегание неподвластным
помехам и не терпящим неудач. Я должен умереть. Если уже, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю,
поскольку настал час завтрака, и вот тогда я умру. Как? Как
подобает возвращающему чужое.
2. Как блюсти то, что к лицу, во всем
Для существа, обладающего разумом, невыносимо только
2 неразумное, а разумное выносимо. Побои не невыносимы по
|
своей природе. - Как это так? - |
Смотри, как: лакедемоняне |
||||
|
претерпевают |
бичевание, |
убежденные в том, |
что |
это ра- |
|
3 |
зумно1 • - А |
повеситься |
это не |
невыносимо? - |
Во |
всяком |
случае, когда кто-то убежден в том, что это разумно, он идет
4и вешается. Словом, если мы обратим внимание, то найдем,
что ничто так не удручает существо, обладающее разумом,
как неразумное, и наоборот, ничто так не привлекает его, как
5разумное. Однако разумное и неразумное у одного оказы
вается одним, у другого другим, так же как и благо и зло, по-
6лезное инеполезное. ПQЭТОМУ, главным образом, нам и нуж
но образованиее, чтобы мы научились применять общее по
нятие3 о разумном и неразумном к частным случаям согласно
7природе. А для суждения о разумном и неразумном каждый
из нас исходит не только из ценностей того, что относится к
8внешнему миру, но и того, что каждому из нас к лицу. Ведь
кому-то одному кажется разумным подавать ночной горшок,
поскольку он только то имеет в виду, что если не подаст, то
42
получит побои и не получит еды, а если подаст, то не претер-
пит ничего сурового или тягостного, а кому-то другому не |
9 |
только самому подать кажется невыносимым, но и стерпеть, |
|
когда другой подает. Так вот, если ты меня спросишь: |
1О |
«Подавать ли мне горшок или нет?», я скажу тебе, что полу- |
|
чить еду ценится больше, чем не получить, и быть вы дранным ценится меньше, чем не быть выдранным, так что,
если ты меришь свое по этим меркам, иди подавай. - |
Но это |
11 |
|||||
было бы несообразно со мной. - |
В этом ты сам должен раз |
|
|||||
бираться, не я, потому что именно ты знаешь, сколько ты для |
|
||||||
себя стоишь и за сколько ты продаешь себя. Ведь одни про- |
|
||||||
дают по одной цене, другие - по другой. Поэтому Агриппин |
12 |
||||||
Флору\ раздумывавшему, следует ли выступить в зрелищах |
|
||||||
Нерона, чтобы и самому исполнить какую-то роль, сказал: |
|
||||||
«(Выступи». А когда тот спросил: «Почему ты сам не высту- |
13 |
||||||
паешь?», он ответил: «Я и не думаю». В самом деле, раз че- |
14 |
||||||
ловек раздумывает о таких вещах, сопоставляя и рассчитывая |
|
||||||
ценности того, что относится к внешнему миру, значит, он |
|
||||||
близок к людям, забывшим о своем лице. О чем ведь ты меня |
15 |
||||||
спрашиваешь? «Смерть предпочтительнее или жизнь?» Я от |
|
||||||
вечаю: жизнь. «Страдание или удовольствие?» Я отвечаю: |
|
||||||
удовольствие. «Но если я не буду играть в трагедии, мне го- |
16 |
||||||
лову отрубят». Стало быть, иди и играй в трагедии, а я играть |
|
||||||
в трагедии не буду. «Почему?» Потому что ты сам считаешь |
17 |
||||||
себя одним каким-то утком среди утков туники. «Так что |
|
||||||
же?» Тебе было надо думать о том, как бы тебе быть подоб- |
|
||||||
ным остальным людям, точно так же как и уток не хочет |
|
||||||
иметь ничего исключительного по сравнению с остальными |
|
||||||
утками. А я хочу быть пурпурной полосой, той небольшой и |
18 |
||||||
блистательной частью, благодаря которой и все остальное |
|
||||||
представляется великолепным и прекрасным5• Так что же ты |
|
||||||
мне говоришь: «Уподобься большинству»? Да как я тогда |
|
||||||
буду пурпурной полосой? |
|
|
|
|
|
|
|
Все это знал и Приск Гельвидий\ и, зная, делал. Когда |
19 |
||||||
Веспасиан7 повелел ему, чтобы он не являлся в сенат, он от |
|
||||||
ветил: «От тебя зависит не дозволить мне быть сенатором, но |
|
||||||
пока я буду им, я должен являться». - |
«Ну являйся, - |
|
гово- |
20 |
|||
рит тот, - но молчю>. - |
«Не запрашивай моего мнения, и я |
|
|||||
буду молчать». - «Но я должен запросить мнение». - |
«А |
|
|||||
я - сказать |
то, что представляется |
справед.[IИВЫМ». - |
«Но |
21 |
|||
если ты скажешь, я убью тебя». - |
«Когда же я говорил тебе, |
|
|||||
что я бессмертен? И ты сделаешь то, что твое, и я - |
то, что |
|
|||||
мое. Твое - |
убить, мое - |
умереть без трепета. Твое - |
из- |
|
|||
гнать, мое - |
отправиться без |
печалю>. Какую же |
пользу |
22 |
принес Приск, один? А какую пользу приносит пурпурная
полоса тоге? Да какую иную, как не ту, что блистает на ней
43