Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 775

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КНИГА 1

1. О том, что зависит от нас и что не зависит от нас

Среди всех способностей вы не найдете ни одной другой,

которая была бы в состоянии исследовать самое себя, стало быть, которая была бы в состоянии одобрять или не одоб-

2рять. В какой лишь мере обладает возможностью исследова­

ния способность к грамоте? Лишь в той, чтобы распознать буквы. А способность к музыке? Лишь в той, чтобы распо-

ззнать музыкальный звук. Так исследует ли какая-нибудь из них самое себя? Отнюдь. Вот когда ты пишешь что-то другу, то, какие буквы нужны, способность к грамоте скажет, а сле­

дует ли писать другу или не следует писать, способность к

грамоте не скажет. Так же и способность к музыке - относи­

тельно музыкальных звуков, а следует ли петь сейчас и иг­

рать на кифаре или не следует ни петь, ни играть на кифаре,

4она не скажет. Какая же способность скажет? Та, которая ис­ следует и самое себя и все остальное. А какая это? Способ­ ность разума. Только она одна получена нами постигаюшей как самое себя, - свою сущность, свои возможности, свою

5ценность, - так и все остальные способности. В самом деле, что иное говорит, что золото прекрасно? Ведь само оно не

говорит. Ясно, что это говорит способность пользоваться

6 представлениями. Что иное различает способность к музы­

ке, способность к грамоте, остальные способности, одобря­ ет пользование ими и указывает своевременность? Ничто

иное.

7 Так вот, как и стоило того, боги сделали зависящим от

нас только самое лучшее из всего и главенствующее -

пра­

вильное пользование представлениями, а все остальное -

не

8зависящим от нас. Потому ли, что они не хотели? Я думаю,

что если бы они могли, они бы и все то предоставили в наше

9распоряжение. Но они никак не могли. В самом деле, по­

скольку мы находимся на земле и связаны таким телом и та­

ким окружающим обществом, как было бы возможно, чтобы

мы в этом не испытывали препятствий со стороны всего того,

40



что относится к внешнему миру? А что говорит Зевс? 1О «Эпиктет, если бы было возможно, я сделал бы и бренное

тело твое и бренное имущество свободным инеподвластным

препятствиям. Но в действительности, да не будет тебе неве-

11

домо, оно не есть твое, оно -

брение, искусно замешенное.

 

А поскольку этого я не мог, мы дали тебе некоторую часть

12

нашу - эту способность влечься и невлечься, стремиться и

 

избегать, словом, способность пользоваться представления-

 

ми, заботясь о которой и полагая в которой все свое, ты ни­

 

когда не будешь испытывать помех, никогда не будешь ис­

 

пытывать препятствий, не будешь стенать, не будешь жало­

 

ваться, не будешь льстить никому. Что же? Разве этого, по-

 

твоему,

мало? -

Ни в

коем

случае! -

Так ты довольству-

13

ешься этим? -

Я молю богов об этом».

 

 

 

Но в действительности, несмотря на то, что в нашей воз-

14

можности заботиться только об одном и привязываться толь-

 

ко к одному, мы предпочитаем заботиться о многом и быть

 

привязанными ко многому -

к телу, имуществу, брату, дру-

 

гу, чаду, рабу. И поскольку мы привязаны ко многому, то нас

15

все это обременяет и отвлекает. Поэтому, если плыть невоз-

16

можно1

,

мы

сидим

терзаясь

и беспрестанно

выглядываем:

 

«Какой

 

дует

ветер?» -

«Борей». Какое

нам

дело до него?

 

«Когда подует Зефир?» Когда будет угодно ему, милейший,

 

или Эолу. Не тебя ведь бог сделал распорядителем ветров, а

 

ЭолаС• «Как же быть?» Получше устраивать то, что зависит от

17

нас, а всем остальным пользоваться так, как оно есть по

 

своей природе. «Как же оно есть по своей природе?» Как хо-

 

чет бог. «Значит, чтобы сейчас отрубили голову только мне?»

18

Что же, ты хотел бы, чтобы отрубили всем, к твоему утеше-

 

нию?

Не хочешь ли ты подставить голову так, как какой-

19

нибудь Латеран' в Риме, которого Нерон велел обезглавить?

 

Он подставил голову, ему нанесли удар, и так как удар сам

 

оказался слабым, он чуть сжался - и снова подставил ее. А

20

еще раньше, когда явился Эпафродит4 и стал расспрашивать

 

его о причине столкновения, он ответил: «Если я захочу ска-

 

зать, то я скажу твоему господину».

 

 

 

- Чем же следует руководствоваться в таких вещах? -

21

Да чем иным, как не знанием того, что мое и что не мое, что в

 

моей возможности и что не в моей возможности? Я должен

22

умереть. Так разве вместе с тем и стенать? Быть закованным.

 

Разве вместе с тем и скорбеть? Быть изгнанным. Так разве

 

кто-нибудь мешает мне вместе с тем смеяться, не поникать

 

духом, благоденствовать? «Открой тайну». -

«Нет. Это ведь

23

зависит от меня». -

«Но я закую тебя». - «Человек, что ты

 

говоришь? Меня? Ты закуешь мою ногу, а мою свободу воли'

 

и Зевс не может одолеть». -

«Я брошу тебя в тюрьму». -

24

41


«Бренное тело». - «Я обезглавлю тебя». - «Когда же я го­

ворил тебе, что только моя голова неотрубаема?»

25 Вот к чему следовало бы приучать себя занимающимся философией, вот о чем писать каждый день, вот в чем

26упражняться. Трасеяб говаривал: «По мне лучше казнь сегод-

27ня, чем изгнание завтра». Что же ему сказал Руф?7 «Если ты выбираешь это как более тяжелое, что за глупый выбор? А если как более легкое, кто тебе дал выбирать? Не хочешь ли

ты приучать себя довольствоваться тем, что дано?»

28Что ведь поэтому говорил Агриппин?~ «Сам я себе пре-

пятствий не создаю». Ему сообщают: «Тебя судят в сена-

29те». - «Да будет судьба благосклонна! Однако уже пять ча­

сов'! (а в этот час он по своему обыкновению упражнялся и

затем обмывался холодной водой), пойдем поупражняемся».

30Когда он кончил упражняться, пришли и сказали ему: «Ты

осужден». - «На изгнание, - спрашивает он, - или на

смерть?» - «На изгнание». - «А имущество что?» - «Не

изъято». - «Позавтракаем, значит, в Ариции».

31Вот это и есть приучить себя к тому, к чему следует при-

учать себя: сделать стремление и избегание неподвластным

помехам и не терпящим неудач. Я должен умереть. Если уже, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю,

поскольку настал час завтрака, и вот тогда я умру. Как? Как

подобает возвращающему чужое.

2. Как блюсти то, что к лицу, во всем

Для существа, обладающего разумом, невыносимо только

2 неразумное, а разумное выносимо. Побои не невыносимы по

 

своей природе. - Как это так? -

Смотри, как: лакедемоняне

 

претерпевают

бичевание,

убежденные в том,

что

это ра-

3

зумно1 - А

повеситься

это не

невыносимо? -

Во

всяком

случае, когда кто-то убежден в том, что это разумно, он идет

4и вешается. Словом, если мы обратим внимание, то найдем,

что ничто так не удручает существо, обладающее разумом,

как неразумное, и наоборот, ничто так не привлекает его, как

5разумное. Однако разумное и неразумное у одного оказы­

вается одним, у другого другим, так же как и благо и зло, по-

6лезное инеполезное. ПQЭТОМУ, главным образом, нам и нуж­

но образованиее, чтобы мы научились применять общее по­

нятие3 о разумном и неразумном к частным случаям согласно

7природе. А для суждения о разумном и неразумном каждый

из нас исходит не только из ценностей того, что относится к

8внешнему миру, но и того, что каждому из нас к лицу. Ведь

кому-то одному кажется разумным подавать ночной горшок,

поскольку он только то имеет в виду, что если не подаст, то

42


получит побои и не получит еды, а если подаст, то не претер-

пит ничего сурового или тягостного, а кому-то другому не

9

только самому подать кажется невыносимым, но и стерпеть,

 

когда другой подает. Так вот, если ты меня спросишь:

1О

«Подавать ли мне горшок или нет?», я скажу тебе, что полу-

 

чить еду ценится больше, чем не получить, и быть вы­ дранным ценится меньше, чем не быть выдранным, так что,

если ты меришь свое по этим меркам, иди подавай. -

Но это

11

было бы несообразно со мной. -

В этом ты сам должен раз­

 

бираться, не я, потому что именно ты знаешь, сколько ты для

 

себя стоишь и за сколько ты продаешь себя. Ведь одни про-

 

дают по одной цене, другие - по другой. Поэтому Агриппин

12

Флору\ раздумывавшему, следует ли выступить в зрелищах

 

Нерона, чтобы и самому исполнить какую-то роль, сказал:

 

«(Выступи». А когда тот спросил: «Почему ты сам не высту-

13

паешь?», он ответил: «Я и не думаю». В самом деле, раз че-

14

ловек раздумывает о таких вещах, сопоставляя и рассчитывая

 

ценности того, что относится к внешнему миру, значит, он

 

близок к людям, забывшим о своем лице. О чем ведь ты меня

15

спрашиваешь? «Смерть предпочтительнее или жизнь?» Я от­

 

вечаю: жизнь. «Страдание или удовольствие?» Я отвечаю:

 

удовольствие. «Но если я не буду играть в трагедии, мне го-

16

лову отрубят». Стало быть, иди и играй в трагедии, а я играть

 

в трагедии не буду. «Почему?» Потому что ты сам считаешь

17

себя одним каким-то утком среди утков туники. «Так что

 

же?» Тебе было надо думать о том, как бы тебе быть подоб-

 

ным остальным людям, точно так же как и уток не хочет

 

иметь ничего исключительного по сравнению с остальными

 

утками. А я хочу быть пурпурной полосой, той небольшой и

18

блистательной частью, благодаря которой и все остальное

 

представляется великолепным и прекрасным5• Так что же ты

 

мне говоришь: «Уподобься большинству»? Да как я тогда

 

буду пурпурной полосой?

 

 

 

 

 

 

Все это знал и Приск Гельвидий\ и, зная, делал. Когда

19

Веспасиан7 повелел ему, чтобы он не являлся в сенат, он от­

 

ветил: «От тебя зависит не дозволить мне быть сенатором, но

 

пока я буду им, я должен являться». -

«Ну являйся, -

 

гово-

20

рит тот, - но молчю>. -

«Не запрашивай моего мнения, и я

 

буду молчать». - «Но я должен запросить мнение». -

«А

 

я - сказать

то, что представляется

справед.[IИВЫМ». -

«Но

21

если ты скажешь, я убью тебя». -

«Когда же я говорил тебе,

 

что я бессмертен? И ты сделаешь то, что твое, и я -

то, что

 

мое. Твое -

убить, мое -

умереть без трепета. Твое -

из-

 

гнать, мое -

отправиться без

печалю>. Какую же

пользу

22

принес Приск, один? А какую пользу приносит пурпурная

полоса тоге? Да какую иную, как не ту, что блистает на ней

43