Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 774

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пурпурной полосой И для все остального служит прекрасным

23примером? А другой, если бы при таких обстоятельствах це­ зарь8 воспретил ему являться в сенат, сказал бы: «Благодарю

24за то, что щадишь меня». Такому цезарь и не стал бы запре­

щать являться, зная, что он или будет сидеть, как глиняный кувшин, или, если будет говорить, скажет то, что, как он зна­

ет, угодно цезарю, и даже присовокупит к этому еще больше.

25Так и один атлет, которому угрожала смерть, если он не

даст отсечь себе срамную часть, когда пришел к нему брат (а

был он философ) и сказал: «Ну, брат, что ты намерен делать? Отсечем эту часть, и будем еще в гимнасий ходить?», не

склонился, но стойко выдержал и умер.

26А когда кто-то спросил: «Как он сделал это? Как атлет или как философ?», - Как мужчина, - сказал он, - но

мужчина, провозглашенный победителем на Олимпийских

играх и состязавшийся в них, в таких местах проводивший

27свою жизнь, а не у Бата9 умащавшиЙся. А другой бы даже

28голову дал себе отрубить, если бы мог жить без головы. Вот

что такое «к лицу». Так это сильно в тех, кто привык сообра­ зовываться с этим. «Ну-ка, Эпиктет, обреЙсю). Если я фило­

29 соф, то я говорю: «Не обреюсы)lО. - «Но я голову тебе сне­

су». - «Если для тебя лучше, снеси».

30 Кто-то спросил: «Как же каждому из нас осознавать то, что к лицу ему?» - А как бык, - сказал он, - при нападе­ нии льва один осознает свою подготовленность и бросается

вперед в защиту всего стада? Не ясно ли, что сразу вместе с

31подготовленностью появляется и осознание ее? Стало быть, и всякий из нас, у кого будет такая подготовленность, непре­

менно будет осознавать ее. А сразу вдруг быком не становят­

ся, как и благородным человеком, нет, нужно пройти суро­ вую закалку, подготовиться и не браться необдуманно за ни­

 

чуть не подобающее.

33

Только обдумай, за сколько ты продаешь свою свободу

 

воли, человек. Во всяком случае, не продавай ее дешево. А

 

великое и исключительное подобает, пожалуй, другим - Со­

34

крату и таким, как он. - Почему же, если мы по природе

рождены для этого, не все или не многие становятся таки­

ми? - Разве кони все становятся быстроногими, разве соба­

35ки все - охотничьими? Что же, раз я неодаренный, значит, мне из-за этого отказаться от заботы? Ни в коем случае!

36Эпиктет лучше Сократа не будет. Но если не хужеll , этого

37мне достаточно. Ведь я не буду и Милоном, И все же я не

оставляю без заботы свое тело. Не буду и Крезом, и все же не оставляю без заботы свое имущество. Словом, мы не отказы­

ваемся от заботы о чем бы то ни было из-за того, что не наде­

емся достичь вершины.'

44


3. К каким можно придти следствиям, исходя из того, что

 

бог -

отец людей

 

 

Если бы люди могли усвоить себе по достоинству это

 

мнение, что мы рождены богом все как имеющие главное

 

значениеl и что бог - отец и людей и богов, то я думаю, что

 

в их мыслях о себе не было бы ничего неблагородного и низ-

 

кого. Но нет, если усыновит тебя цезарь, то никто не выдер-

2

жит твоего высокомерного взгляда. А если ты узнаешь, что

 

ты сын 3евса, разве ты не преисполнишься гордости? Однако

3

этого мы не делаем, но поскольку в рождении нашем смеша-

 

ны две эти сущности - тело, что представляет в нас общ­

 

ность с животными, и разум и мысль, что представляет в нас

 

общность с богами, то одни склоняются к тому родству, не­

 

счастному и мертвому, а лишь немногие к божественному и

 

блаженному. Стало быть, поскольку всякий неизбежно отно-

4

сится ко всему в соответствии с принятым им мнением о том,

 

у тех немногих, которые считают себя рожденными для чест­

 

ности, для совести, для верного пользования представления-

 

ми, нет в мыслях о себе ничего низкого и неблагородного, а у

 

большинства - наоборот. «Да что я такое? Несчастный че-

5

ловечишка!» да «Жалкая моя бренная плоть!». Она действи-

б

тельно жалкая, но у тебя есть нечто и лучше бренной плоти.

 

Так что же ты, оставив то, прилип к ней? Из-за этого родства,

7

склоняясь к нему, одни из нас становятся подобными волкам,

 

бесчестными, коварными,

вредными, другие -

подобными

 

львам, дикими, хищными,

свирепыми, а большинство из

 

нас - лисицами и сколько ни есть среди животных несчаст-

 

ными тварями. В самом деле, что такое хулящий и злонрав-

8

ный человек, как не лисица или какая-нибудь другая более

 

несчастная и низкая тварь? Так смотрите же,

остерегайтесь

9

оказаться какой-нибудь из этих несчастных тварей.

4. О совершенствовании

Совершенствующийсяl , научившись у философов тому,

что стремление бывает к благу, а избегание -

по отношению

к злу, да еще научившись тому, что благоденствие и непод­

верженность страстям достигаются человеком только тогда,

когда в стремлении он не станет терпеть неуспеха, а в избе­

гании не станет терпеть неудачи, стремление подавляет в се­

бе вовсе и откладывает до другого времени,

а избеганием

пользуется только по отношению к тому, что зависит от сво-

 

боды воли. Ведь если он станет избегать чего-то того, что не

2

зависит от свободы воли, он знает, что когда-то в чем-то по­ терпит неудачу, вопреки своему избеганию, и будет несчас-

45


3 тен. Но если назначение добродетели заключается в том, что­

бы привести к счастью, к неподверженности страстям и к благоденствию, то непременно и совершенствование в про­ движении к ней есть совершенствование в продвижении к

4 каждому из этих состояний. Ведь всегда, к чему бы реши­

тельно ни приводило совершенство в чем-то, совершенство­

вание есть приближение к тому.

5 Так как же добродетель мы признаем чем-то таким, а со-

вершенствование ищем и показываем в ином? Что есть дело

бдобродетели? Благоденствие. Так кто же совершенствуется?

7Прочитавший уйму сочинений Хрисиппа?" Неужели добро­

детель заключается в том, чтобы постичь Хрисиппа? Ведь

если она заключается в этом, то соответственно совершен­

ствование заключается не в чем ином, как в том, чтобы по-

8стигать уйму сочинений Хрисиппа. Но в действительности

мы признаем, что добродетель приводит к чему-то одному, а

приближение, то есть совершенствование, заявляем мы, - к

9иному. «Он, - говорит, - уже и самостоятельно может чи­

тать Хрисиппа». Прекрасно, клянусь богами, совершенству-

10ешься ты, человек! Какое совершенствование! «Что ты поте­

шаешься над ним?» А что ты уводишь его от осознания своих

зол? Не хочешь ли ты показать ему дело добродетели, чтобы

11он узнал, где ему искать совершенствование? Там ищи его,

несчастный, где твое дело. А где твое дело? В стремлении и

избегании, чтобы ты был не терqящим неуспехов и не тер­

пящим неудач, в влечениях и невлечениях, чтобы ты был не

совершающим ошибок, в согласии и воздерживании от суж-

12дения, чтобы ты был не впадающим в заблуждение. А первые

вопросы' суть первые и необходимеЙшие. Если же того, что­

бы быть не терпящим неудач, ты ищешь трепеща и сокру-

13шаясь, совершенствуешься ли ты как-то? Так вот, ты здесь

покажи мне свое совершен~твование. А то как если бы я раз­

говаривал с атлетом: «Покажи мне плечи», - а он бы на это: «Посмотри на мои гири». Смотри сам со своими гирями! Я

14 хочу увидеть воплощение действия гирь. «Возьми сочинение

"О влечении" и узнай, как я прочитал его». Рабское ты су­

щество, не это я ищу, а как ты влечешься и невлечешься, как

ты стремишься и избегаешь, как ты намереваешься, ставишь перед собой цели и подготавливаешься, согласно ли природе

15или несогласно. Ведь если согласно, это мне и показывай, и я скажу тебе, что ты совершенствуешься. А если несогласно,

иди и не только истолковывай книги, но и сам пиши такие

16же. И какая тебе польза? Разве ты не знаешь, что вся книга стоит пять денариев? И истолковывающий ее думает, что он

17стоит больше пяти денариев? Так вот, никогда не ищите дело

в одном, совершенствование - в ином.

46


Так где же совершенствование? Если кто из вас, отступив

18

от всего относяшегося к внешнему миру, обращен к своей

 

свободе воли, тщательно и усердно работая над ней, так что-

 

бы в завершение сделать ее согласной природе, возвышен-

 

ной, свободной, неподвластной помехам, неподвластной пре-

 

пятствиям, честной, совестливой, и если постиг, что жажду-

19

щий или избегающий независящего от него не может быть ни

 

честным, ни свободным, но неизбежно должен и сам вовле­

 

каться в превратности и метания вместе со всем тем, неиз­

 

бежно должен и подчинить себя другим, могущим предо-

 

ставлять все то или мешать достижению всего того, и нако-

20

нец, если, вставая с утра, соблюдает и хранит все это, моется,

 

как человек честный, как человек совестливый, ест так же,

 

усердно работая над тем, что имеет главное значение во вся-

 

ком предмете4, как бегун занимается беговыми упражнения-

 

ми, как занимающийся искусством владения голосом зани-

 

мается голосовыми упражнениями, вот тот и есть поистине

21

совершенствующийся, и тот не напрасно уехал из дому. А

22

если все его усилия направлены к овладению содержанием

 

книг и он усердно работает над этим и уехал из дому за этим,

 

я говорю ему, чтобы он тут же отправлялся домой и не забра-

 

сывал свои тамошние дела. Ведь то, за чем он уехал из дому,

23

не имеет никакого значения. Но значение имеет вот что: при­

 

учать себя устранить из своей жизни сокрушения и стенания,

 

эти «О горе мне!» и «Несчастный я!», злополучие и несчас-

 

тье, и постичь, что такое смерть, что такое изгнание, что та-

24

кое тюрьма, что такое цикута', чтобы мочь говорить в тюрь-

 

ме: «Дорогой Критон, если так угодно богам, пусть так бу­

 

деп)6, а не: «Несчастный я старик! Для этого ли уберег я свои

 

седины!» Кто говорит это? Думаете, что я назову вам какого-

25

нибудь бесславного и низкого? Приам этого не говорит?

 

Эдип не говорит? А сколько, что ни на есть, царей говорит?

 

Ведь что такое трагедии, как не страсти людей, дорожащих

26

тем, что относится к внешнему миру, показываемые стихо-

 

творным размером трагедии? Если бы к тому постижению,

27

что все относящееся к внешнему миру и независящее от сво­

 

боды воли не касается нас, необходимо было придти путем

 

заблуждения, я хотел бы это заблуждение, благодаря которо-

 

му я мог бы жить в благоденствии и невозмутимости, а вы

 

смотрите сами, что вы хотите.

 

Что же нам предлагает Хрисипп? «Для того чтобы ты уз-

28

нал, -

говорит он, - что не ложно все то, благодаря чему

 

достигается благоденствие и неподверженность страстям,

 

возьми мои книги, и ты узнаешь, чт07 и природе согласно все

29

то, что делает меня неподверженным страстям». О великое

 

счастье!

О великий благодетель, указывающий путь! И вот

30

47


Триптолему~ все люди воздвигли святилища и алтари за то,

31 что он дал нам возделываемые средства пропитания, а на­

шедше~1У истину, осветившему и распространившему ее сре­

ди всех людей, не истину, касающуюся просто жизни, а ис­ тину, ведущую к счастливой жизни, кто из вас за это воздвиг

a~lТapь или храм, или посвятил статую, или воздает за это

б"lагоговейные почести богу? За то, что боги дали нам вино­

град И"lИ пшеницу, мы совершаем им жертвоприношения, а

за то, что они произвели в человеческой мысли такой плод,

посредством которого хотели показать нам истину о счастье,

не будем мы благодарными богу?

5. Против академиков1

Если кто-то, говорит он, упорно отрицает совершенно яв­

ное, то против него нелегко найти довод, которым можно

2было бы переубедить его. И это происходит не от его силы и

не от бессилия доказывающего, но когда он окаменел во

внушенном ему заблуждении, как еще можно воздействовать

3на него доводом? А окаменение бывает двоякое: окаменение

мыслительности и окаменение внушаемости, когда кто-то

упрямо не признает очевидное и не отступает от противоре-

4чивого. Однако мы в большинстве своем страшимся телесно­

го омертвения и на все готовы ради того, чтобы не оказаться

в таком состоянии, а до омертвения души нам нет никакого

5дела. И, клянусь Зевсом, что касается самой души, если кто­

то находится в таком состоянии, что ничего не понимает и не

уразумевает ничего, мы считаем, что и он в плохом состоя­

нии. А если омертвеет чья-то внушаемость и совестливость,

6 мы это еще и силой называем! «Очевидно ли тебе, что ты

бодрствуешь?» - «Нет, - говорит, - ведь не очевидно мне

это и тогда, когда во сне мне представляется, что я бодр­

ствую». - «Так, значит, это представление ничем не отлича-

7ется от того?» - «Ничем». Я еще с ним разговариваю? Да какой огонь или какое железо применить мне к нему, чтобы

он почувствовал, что омертвел? Чувствуя, он притворяется,

8что не чувствует. Он еще хуже мертвеца. Тот не видит про­ тиворечия: он в плохом состоянии. Этот, видя, не движется и не совершенствуется: он в еще более несчастном состоянии.

9У него отсечена совестливость и внушаемость, а способность разума не отсечена, но одичала. Это мне назвать силой? Ни в

10коем случае! Разве только если называть силой и свойство

распутников открыто делать и говорить все что взбредет им в

голову. -

48