ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 774
Скачиваний: 0
пурпурной полосой И для все остального служит прекрасным
23примером? А другой, если бы при таких обстоятельствах це зарь8 воспретил ему являться в сенат, сказал бы: «Благодарю
24за то, что щадишь меня». Такому цезарь и не стал бы запре
щать являться, зная, что он или будет сидеть, как глиняный кувшин, или, если будет говорить, скажет то, что, как он зна
ет, угодно цезарю, и даже присовокупит к этому еще больше.
25Так и один атлет, которому угрожала смерть, если он не
даст отсечь себе срамную часть, когда пришел к нему брат (а
был он философ) и сказал: «Ну, брат, что ты намерен делать? Отсечем эту часть, и будем еще в гимнасий ходить?», не
склонился, но стойко выдержал и умер.
26А когда кто-то спросил: «Как он сделал это? Как атлет или как философ?», - Как мужчина, - сказал он, - но
мужчина, провозглашенный победителем на Олимпийских
играх и состязавшийся в них, в таких местах проводивший
27свою жизнь, а не у Бата9 умащавшиЙся. А другой бы даже
28голову дал себе отрубить, если бы мог жить без головы. Вот
что такое «к лицу». Так это сильно в тех, кто привык сообра зовываться с этим. «Ну-ка, Эпиктет, обреЙсю). Если я фило
29 соф, то я говорю: «Не обреюсы)lО. - «Но я голову тебе сне
су». - «Если для тебя лучше, снеси».
30 Кто-то спросил: «Как же каждому из нас осознавать то, что к лицу ему?» - А как бык, - сказал он, - при нападе нии льва один осознает свою подготовленность и бросается
вперед в защиту всего стада? Не ясно ли, что сразу вместе с
31подготовленностью появляется и осознание ее? Стало быть, и всякий из нас, у кого будет такая подготовленность, непре
менно будет осознавать ее. А сразу вдруг быком не становят
ся, как и благородным человеком, нет, нужно пройти суро вую закалку, подготовиться и не браться необдуманно за ни
|
чуть не подобающее. |
33 |
Только обдумай, за сколько ты продаешь свою свободу |
|
воли, человек. Во всяком случае, не продавай ее дешево. А |
|
великое и исключительное подобает, пожалуй, другим - Со |
34 |
крату и таким, как он. - Почему же, если мы по природе |
рождены для этого, не все или не многие становятся таки
ми? - Разве кони все становятся быстроногими, разве соба
35ки все - охотничьими? Что же, раз я неодаренный, значит, мне из-за этого отказаться от заботы? Ни в коем случае!
36Эпиктет лучше Сократа не будет. Но если не хужеll , этого
37мне достаточно. Ведь я не буду и МилономlС, И все же я не
оставляю без заботы свое тело. Не буду и Крезом, и все же не оставляю без заботы свое имущество. Словом, мы не отказы
ваемся от заботы о чем бы то ни было из-за того, что не наде
емся достичь вершины.'
44
3. К каким можно придти следствиям, исходя из того, что |
|
||
бог - |
отец людей |
|
|
Если бы люди могли усвоить себе по достоинству это |
|
||
мнение, что мы рождены богом все как имеющие главное |
|
||
значениеl и что бог - отец и людей и богов, то я думаю, что |
|
||
в их мыслях о себе не было бы ничего неблагородного и низ- |
|
||
кого. Но нет, если усыновит тебя цезарь, то никто не выдер- |
2 |
||
жит твоего высокомерного взгляда. А если ты узнаешь, что |
|
||
ты сын 3евса, разве ты не преисполнишься гордости? Однако |
3 |
||
этого мы не делаем, но поскольку в рождении нашем смеша- |
|
||
ны две эти сущности - тело, что представляет в нас общ |
|
||
ность с животными, и разум и мысль, что представляет в нас |
|
||
общность с богами, то одни склоняются к тому родству, не |
|
||
счастному и мертвому, а лишь немногие к божественному и |
|
||
блаженному. Стало быть, поскольку всякий неизбежно отно- |
4 |
||
сится ко всему в соответствии с принятым им мнением о том, |
|
||
у тех немногих, которые считают себя рожденными для чест |
|
||
ности, для совести, для верного пользования представления- |
|
||
ми, нет в мыслях о себе ничего низкого и неблагородного, а у |
|
||
большинства - наоборот. «Да что я такое? Несчастный че- |
5 |
||
ловечишка!» да «Жалкая моя бренная плоть!». Она действи- |
б |
||
тельно жалкая, но у тебя есть нечто и лучше бренной плоти. |
|
||
Так что же ты, оставив то, прилип к ней? Из-за этого родства, |
7 |
||
склоняясь к нему, одни из нас становятся подобными волкам, |
|
||
бесчестными, коварными, |
вредными, другие - |
подобными |
|
львам, дикими, хищными, |
свирепыми, а большинство из |
|
|
нас - лисицами и сколько ни есть среди животных несчаст- |
|
||
ными тварями. В самом деле, что такое хулящий и злонрав- |
8 |
||
ный человек, как не лисица или какая-нибудь другая более |
|
||
несчастная и низкая тварь? Так смотрите же, |
остерегайтесь |
9 |
оказаться какой-нибудь из этих несчастных тварей.
4. О совершенствовании
Совершенствующийсяl , научившись у философов тому, |
|
что стремление бывает к благу, а избегание - |
по отношению |
к злу, да еще научившись тому, что благоденствие и непод |
|
верженность страстям достигаются человеком только тогда, |
|
когда в стремлении он не станет терпеть неуспеха, а в избе |
|
гании не станет терпеть неудачи, стремление подавляет в се |
|
бе вовсе и откладывает до другого времени, |
а избеганием |
пользуется только по отношению к тому, что зависит от сво- |
|
боды воли. Ведь если он станет избегать чего-то того, что не |
2 |
зависит от свободы воли, он знает, что когда-то в чем-то по терпит неудачу, вопреки своему избеганию, и будет несчас-
45
3 тен. Но если назначение добродетели заключается в том, что
бы привести к счастью, к неподверженности страстям и к благоденствию, то непременно и совершенствование в про движении к ней есть совершенствование в продвижении к
4 каждому из этих состояний. Ведь всегда, к чему бы реши
тельно ни приводило совершенство в чем-то, совершенство
вание есть приближение к тому.
5 Так как же добродетель мы признаем чем-то таким, а со-
вершенствование ищем и показываем в ином? Что есть дело
бдобродетели? Благоденствие. Так кто же совершенствуется?
7Прочитавший уйму сочинений Хрисиппа?" Неужели добро
детель заключается в том, чтобы постичь Хрисиппа? Ведь
если она заключается в этом, то соответственно совершен
ствование заключается не в чем ином, как в том, чтобы по-
8стигать уйму сочинений Хрисиппа. Но в действительности
мы признаем, что добродетель приводит к чему-то одному, а
приближение, то есть совершенствование, заявляем мы, - к
9иному. «Он, - говорит, - уже и самостоятельно может чи
тать Хрисиппа». Прекрасно, клянусь богами, совершенству-
10ешься ты, человек! Какое совершенствование! «Что ты поте
шаешься над ним?» А что ты уводишь его от осознания своих
зол? Не хочешь ли ты показать ему дело добродетели, чтобы
11он узнал, где ему искать совершенствование? Там ищи его,
несчастный, где твое дело. А где твое дело? В стремлении и
избегании, чтобы ты был не терqящим неуспехов и не тер
пящим неудач, в влечениях и невлечениях, чтобы ты был не
совершающим ошибок, в согласии и воздерживании от суж-
12дения, чтобы ты был не впадающим в заблуждение. А первые
вопросы' суть первые и необходимеЙшие. Если же того, что
бы быть не терпящим неудач, ты ищешь трепеща и сокру-
13шаясь, совершенствуешься ли ты как-то? Так вот, ты здесь
покажи мне свое совершен~твование. А то как если бы я раз
говаривал с атлетом: «Покажи мне плечи», - а он бы на это: «Посмотри на мои гири». Смотри сам со своими гирями! Я
14 хочу увидеть воплощение действия гирь. «Возьми сочинение
"О влечении" и узнай, как я прочитал его». Рабское ты су
щество, не это я ищу, а как ты влечешься и невлечешься, как
ты стремишься и избегаешь, как ты намереваешься, ставишь перед собой цели и подготавливаешься, согласно ли природе
15или несогласно. Ведь если согласно, это мне и показывай, и я скажу тебе, что ты совершенствуешься. А если несогласно,
иди и не только истолковывай книги, но и сам пиши такие
16же. И какая тебе польза? Разве ты не знаешь, что вся книга стоит пять денариев? И истолковывающий ее думает, что он
17стоит больше пяти денариев? Так вот, никогда не ищите дело
в одном, совершенствование - в ином.
46
Так где же совершенствование? Если кто из вас, отступив |
18 |
|
от всего относяшегося к внешнему миру, обращен к своей |
|
|
свободе воли, тщательно и усердно работая над ней, так что- |
|
|
бы в завершение сделать ее согласной природе, возвышен- |
|
|
ной, свободной, неподвластной помехам, неподвластной пре- |
|
|
пятствиям, честной, совестливой, и если постиг, что жажду- |
19 |
|
щий или избегающий независящего от него не может быть ни |
|
|
честным, ни свободным, но неизбежно должен и сам вовле |
|
|
каться в превратности и метания вместе со всем тем, неиз |
|
|
бежно должен и подчинить себя другим, могущим предо- |
|
|
ставлять все то или мешать достижению всего того, и нако- |
20 |
|
нец, если, вставая с утра, соблюдает и хранит все это, моется, |
|
|
как человек честный, как человек совестливый, ест так же, |
|
|
усердно работая над тем, что имеет главное значение во вся- |
|
|
ком предмете4, как бегун занимается беговыми упражнения- |
|
|
ми, как занимающийся искусством владения голосом зани- |
|
|
мается голосовыми упражнениями, вот тот и есть поистине |
21 |
|
совершенствующийся, и тот не напрасно уехал из дому. А |
22 |
|
если все его усилия направлены к овладению содержанием |
|
|
книг и он усердно работает над этим и уехал из дому за этим, |
|
|
я говорю ему, чтобы он тут же отправлялся домой и не забра- |
|
|
сывал свои тамошние дела. Ведь то, за чем он уехал из дому, |
23 |
|
не имеет никакого значения. Но значение имеет вот что: при |
|
|
учать себя устранить из своей жизни сокрушения и стенания, |
|
|
эти «О горе мне!» и «Несчастный я!», злополучие и несчас- |
|
|
тье, и постичь, что такое смерть, что такое изгнание, что та- |
24 |
|
кое тюрьма, что такое цикута', чтобы мочь говорить в тюрь- |
|
|
ме: «Дорогой Критон, если так угодно богам, пусть так бу |
|
|
деп)6, а не: «Несчастный я старик! Для этого ли уберег я свои |
|
|
седины!» Кто говорит это? Думаете, что я назову вам какого- |
25 |
|
нибудь бесславного и низкого? Приам этого не говорит? |
|
|
Эдип не говорит? А сколько, что ни на есть, царей говорит? |
|
|
Ведь что такое трагедии, как не страсти людей, дорожащих |
26 |
|
тем, что относится к внешнему миру, показываемые стихо- |
|
|
творным размером трагедии? Если бы к тому постижению, |
27 |
|
что все относящееся к внешнему миру и независящее от сво |
|
|
боды воли не касается нас, необходимо было придти путем |
|
|
заблуждения, я хотел бы это заблуждение, благодаря которо- |
|
|
му я мог бы жить в благоденствии и невозмутимости, а вы |
|
|
смотрите сами, что вы хотите. |
|
|
Что же нам предлагает Хрисипп? «Для того чтобы ты уз- |
28 |
|
нал, - |
говорит он, - что не ложно все то, благодаря чему |
|
достигается благоденствие и неподверженность страстям, |
|
|
возьми мои книги, и ты узнаешь, чт07 и природе согласно все |
29 |
|
то, что делает меня неподверженным страстям». О великое |
|
|
счастье! |
О великий благодетель, указывающий путь! И вот |
30 |
47
Триптолему~ все люди воздвигли святилища и алтари за то,
31 что он дал нам возделываемые средства пропитания, а на
шедше~1У истину, осветившему и распространившему ее сре
ди всех людей, не истину, касающуюся просто жизни, а ис тину, ведущую к счастливой жизни, кто из вас за это воздвиг
a~lТapь или храм, или посвятил статую, или воздает за это
б"lагоговейные почести богу? За то, что боги дали нам вино
град И"lИ пшеницу, мы совершаем им жертвоприношения, а
за то, что они произвели в человеческой мысли такой плод,
посредством которого хотели показать нам истину о счастье,
не будем мы благодарными богу?
5. Против академиков1
Если кто-то, говорит он, упорно отрицает совершенно яв
ное, то против него нелегко найти довод, которым можно
2было бы переубедить его. И это происходит не от его силы и
не от бессилия доказывающего, но когда он окаменел во
внушенном ему заблуждении, как еще можно воздействовать
3на него доводом? А окаменение бывает двоякое: окаменение
мыслительности и окаменение внушаемости, когда кто-то
упрямо не признает очевидное и не отступает от противоре-
4чивого. Однако мы в большинстве своем страшимся телесно
го омертвения и на все готовы ради того, чтобы не оказаться
в таком состоянии, а до омертвения души нам нет никакого
5дела. И, клянусь Зевсом, что касается самой души, если кто
то находится в таком состоянии, что ничего не понимает и не
уразумевает ничего, мы считаем, что и он в плохом состоя
нии. А если омертвеет чья-то внушаемость и совестливость,
6 мы это еще и силой называем! «Очевидно ли тебе, что ты
бодрствуешь?» - «Нет, - говорит, - ведь не очевидно мне
это и тогда, когда во сне мне представляется, что я бодр
ствую». - «Так, значит, это представление ничем не отлича-
7ется от того?» - «Ничем». Я еще с ним разговариваю? Да какой огонь или какое железо применить мне к нему, чтобы
он почувствовал, что омертвел? Чувствуя, он притворяется,
8что не чувствует. Он еще хуже мертвеца. Тот не видит про тиворечия: он в плохом состоянии. Этот, видя, не движется и не совершенствуется: он в еще более несчастном состоянии.
9У него отсечена совестливость и внушаемость, а способность разума не отсечена, но одичала. Это мне назвать силой? Ни в
10коем случае! Разве только если называть силой и свойство
распутников открыто делать и говорить все что взбредет им в
голову. -
48