ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
«Сирень»
Автор: Михаил Александрович Врубель. 1900-1901г.
«Лебедь» 1901 г.
Автор: Михаил Александрович Врубель.
«Царевна-Лебедь» 1898 г.
Автор: Михаил Александрович Врубель.
Стиль
|
Направление |
Классицизм |
Сентиментализм, Романтизм |
Историзм и Эклектика |
Реализм |
Модерн |
Символизм |
24.09.2011 г.
Скульптура как вид искусства.
Скульптура(лат.Sculptura, от лат.Sculpo— вырезаю, высекаю).
В скульптуре существует
2 подхода к Формообразованию:
Ваяние.
Ваяние – работа с твёрдыми материалами (камень, дерево).
Предполагает постепенное убавлениематериала. Из блоков материала скульптор постепенно выделывает форму, силуэт.
Пластика.
Пластика – работа с мягкими материалами (глина, пластелин, воск, гипс, бронза).
Постепенное прибавление материала. Создаются сложные силуэты и акцентируются конечности.
Иногда в бронзовых отливах намеренно оставляют отпечатки пальцев, например: портрет Исаака Ильича Левитана. Статуя «Давид» Донателло, напротив, сохранила гладкую струкутуру.
Пример: Портрет И.И. ЛевитанаПример:«Давид»
Автор: Павел Петрович Трубецкой. 1899г Автор: Донателло. 1440-1443 г .
Опора:
В пластике нет опоры. В ваянии есть.
Пример: «Гермес с младенцем Дионисом».
Автор: Пракситель.
Специфика скульптуры заключается в том, что она представляет объёмно-пространственное искусство. Единственный объект в скульптуре – человек, реже – животное.
В отличие от:
Живописи скульптура беднее по своим изобразительным возможностям.
Образа живописи играфики скульптурный образ существует не на плоскости, а в объёме.
Архитектуры скульптура подчиняет реальные объёмы задаче изображения.
Так же как и в:
Архитектуре скульптурное искусство – телесное, оперирует массами, обладает 3-х пространственными формами. Среда и пространство существуют реально, а не только в изображении.
Пример: Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза. 161-180 г. Установлена Микеланджело в 1538 г. На пл. Капитолия в Риме.
На цоколе, который сделал Микеланджело, написано «ex humiliore loco in area capitolian»
Типы скульптур:
Круглая скульптура.
Рельеф.
Круглая скульптура.
Круглая скульптура – объёмная, позволяет обойти со всех сторон. В свою очередь имеет ряд разновидностей.
Статуя
Статуя (лат. Statua) – стоять.
Фигура может быть изображена в различных позах: сидя (тронные и конные статуи), возлежащие, стоящие статуи.
Бюст
Бюст (фр. Buste) – грудь.
Погрудное изображение человека.
Пример: «Брут».
Автор: Микеланджело Буонарроти. После 1539.
Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Классический поясной бюст ввёл учитель Леонардо да Винчи Андре́а дель Верро́ккьо,чтобы использовать жесты рук.
Скульптурная группа.
Сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно и композиционно.
Пример: Микеланджело. «Снятие с креста».
Рельеф.
Рельеф (фр. Relief, от лат. Relevo) – поднимаю.
В отличие от круглой скульптуры в рельефе изображение размещено на плоскости, в большей или меньшей степени выступая из неё. Благодаря связи с плоскостью рельеф имеет много общего с живописью и графикой:
В рельефе, как и в графике, присутствует работа линии; как и в живописи, рельеф нередко раскрашивали.
По степени объёмов, выступающих на плокости различают 3 вида рельефа:
Барельеф.
Барельеф(фр. Bas-relief) – низкий рельеф.
Изображение выступает над плоскостью фона не больше, чем на ½ объёма.
Пример: «Всадники»
Автор: Фидий. 438-432 г.до н.э. Мрамор. Британский музей. Лондон.
Пример: «Битва кентавров»
Автор: Микеланджело. 1492 г.
Горельеф.
Горельеф (фр. Haut-relief) – высокий рельеф.
Изображение выступает над полскостью фона более, чем на ½ объёма, а местами частично отрывается от него.
Пример: Фидий «Битва кентавров с лапифами»
Одна из метоп с фриза Парфенона.
Пример: «Триада Микерина»
Царь Микерин (Менкаур), строитель третьей пирамиды Гиза,
между богиней Хатхор и покровительницей нома.
На царе - корона Южного Египта.
Зеленый сланец. Высота 98 см. 4-я династия. Гиза.
Контррельеф.
Контррельеф(от лат.Сontra) – против + рельеф.
Углублённый, врезанный. Рельеф по отношению к фону может быть вогнутым, как бы обратным, объёмность оказывается врезанной в глубину. Фон выше изображения.
Впервые эта разновидность появилась в Древнем Египте для украшения фасадов зданий, колонн и стен в интерьере. Над этой местностью очень яркое солнце. Оно всегда держит тень, которая читается на большом расстоянии.
Часто присутствовала яркая роспись, т.к. цвет подчёркивает силуэты.
Пример: «Поклонение богу Атону».
XIV в.до н.э. Египетский музей. Каир.
Как и другие ИЗО скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения.
Назначения: монументальные и станковые.
В зависимости от назначения живопись бывает
Монументальная и станковая скульптура:
Монументальная скульптура.
Связана с архитектурой, подчиняется архитектуре.
Относятся:монументы на улицах и площадях,
статуи и рельефы, которые украшают фасады и стены помещений,
надгробья,
садовопарковая скульптура.
Пример: Фасад Собора Санта-Мария дель Фьоре ( Св. Мария с цветком)
( ит. Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
В 1887 г. была завершена перестройка фасада по проекту Эмилио де Фабриса.
Во фронтоне на центральном портале был размещен барельеф Тито Саррокки с Богоматерью на троне.
Монументальная скульптура использует оптическую коррекцию. Этот приём был открыт Фидием (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.) в V в. до н.э. Он и его ученики создали
главный храм Афин – Парфенон. Донателло возродил оптическую коррекцию в XV в.
Пример: «Панафинейское шествие».
Автор: Фидий. Мрамор. 438—32 гг. до н. э. Британский музей. Лондон.
Оптическая коррекция: рельеф в нижней части темнее, искажены пропорции.
Станковая скульптура.
Независит от архитектуры. Она самодостаточна.
Работы выполняется на станке (планшет/поворотный скульптурный столик).
Первая станковая статуя появилась в XV в. Итальянцы попытались вернуть античность
Пример: «Давид»Донателло.
Донателло освободил скульптуру от стены, сделал её свободностоящей, максимально выразительной со всех сторон/точек.
Также см.стр. 23
Мелкая пластика.
Особый вид станковой скульптуры. Это – небольшие статуэтки, украшения, убранства.
Художественные средства скульптуры:
Пластика.
Композиция.
Рисунок.
Материалы и техники.
Свет.
Цвет.
1. Пластика.
Пластика ( = лепка) – вид искусства вообще. Способ выражения объёмных форм и масс.
2. Композиция.
Особенным является то, что она активно включает в свой образный строй реальное пространство. Композиция учитывает и рассчитывает разные точки зрения.