ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

5. Эпикур: философские и этические взгляды.

6. Философия Сократа.

7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.

9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.

10. Этические и политические взгляды Аристотеля.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

13.Сократические школы эллинизма

14. Философия стоицизма

15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин

18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.

20. Ранняя схоластика

21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

22. Фома Аквинский и расцвет схоластики

23. Поздняя схоластика.

24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.

25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

26. Макиавеллизм и утопизм.

27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.

28. Материалистическая философия Бэкона.

3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.

30. Рационалистическая философия Декарта.

1. Обосновал ведущую роль разума в познании;

2. Выдвинул учение о субстанции.

4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.

32. Монадология Лейбница

33. Онтология и гносеология Канта.

34.Этические и политические взгляды Канта

35.Периодизация творчества Гегеля ????

36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод

37. "Антропологический" материализм Фейербаха.

38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.

39. Философия жизни ф.Ницше

40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

41. Философский интуитивизм Бергсона

42.Американский прагматизм

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

45. Философские элементы джайнизма и буддизма

- Буддизм и его основные идеи

46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

48. Конфуцианство и легизм.

41. Философский интуитивизм Бергсона

Бергсон Анри Луи (1859—1941) один из самых крупных философов Франции XXв.

Оригинальным вкладом Бергсона в философию была его концепция познания. Интуитивизм Бергсона – одна из многих ветвей “философии жизни”. Центром учения Бергсона, как считал он сам, является учение об интуиции, которую он противопоставляет интеллекту.

Интеллект – это инструмент, помогающий нам справиться с реальностью, и он сформировался, потому что был полезен для успешной деятельности. Многочисленные достижения науки, благодаря которым природа была поставлена на службу человечеству, свидетельствуют об этой практической функции разума. Но в ходе эволюционного процесса развилась и другая способность, содействующая успешной адаптации. Инстинкт позволяет постичь важные для жизни вещи безо всякого научения или интеллектуальных операций. Инстинктивный разум является необходимым дополнением к научному познанию. Он позволяет человеку жить, понимая других людей и жизнь в целом. Способность инстинктивного постижения присуща всем людям, Бергсон называет эту способность и знание, которое удается получить с ее помощью, «интуицией».

В философии Бергсона инстинкт и интуиция, действительно, потеснили разум и интеллект.

Философию Бергсона часто именуют интуитивизмом. Интуитивизм - идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания

«Творческая эволюция» мира, его жизнь, длительность, качественное становление ускользали бы от нас совершенно, если бы рядом с интеллектом не существовала интуиция, путем которой субъекты познания переносятся внутрь предметов. Интеллектуальное дает картину мира, обеспечивающую наше повседневное бытие. Интуитивное познание — бескорыстно. Оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе.

«Понимать», считает Бергсон, приходится тогда, когда уже нельзя "воспринимать". Обычное восприятие ухватывает мир в контурах нашего возможного действия на него, интуитивное — открывает нам мир, независимый от наших возможных действий. О том, что такое восприятие существует, свидетельствует искусство, творцы которого видят сами и заставляют видеть других то, что естественным образом мы не замечаем. Интуициями живет и подлинная наука, и подлинная философия.

"Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.


Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью ИНТУИЦИИ, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно.

Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими. А "Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни".

Наверно, это не надо. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Он абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную.

В своей последней крупной философской работе Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ. "Замкнутое общество" - это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".


42.Американский прагматизм

Американские мыслители XIXв. захотели приблизить философию к практике и конкретной жизнедеятельности людей.

Наука в то время переживала вторую революцию. Дарвиновская теория перевернула многое в умах ученых XIX века. Появились новые концепции в геометрии и физики, как самостоятельная наука возникла психология. Философы хотели идти в ногу с прогрессом и стали разрабатывать новую логику, отличную от аристотелевской. Одним из тех, кто оказал значительное влияние на формирование новой логики, был основоположник прагматизма Чарльз Пирс. Уильям Джемс развил идеи Пирса и придал им популярную форму. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи.

Особенности прагматизма как (относительно) единого философского направления могут быть охарактеризованы следующим образом. Центр внимания философов-представителей прагматизма перемещается от научно-теоретического познания к повседневной практической деятельности человека. А в ней на передний план выступают действия индивидов, их основания, рациональные и эмоциональные элементы, оцениваемые в свете критериев полезности, эффективности, контролируемости.

Понятие истины занимает в прагматизме центральное место. Грубо говоря, прагматизм заявляет, что мнения являются истинными, если они оказываются полезными и, следовательно, функциональными.

Чарльз Пирс. занимался логикой отношений. Согласно Пирсу, значение идеи состоит в ее практических последствиях. Его важным вкладом стало предложение определять объект путем эксперимента, сравнивая его свойства со свойствами других объектов. Также Пирс занимался поиском нового языка философии и стал одним из основателей семиотики.

Последователь Пирса Уильям Джеймс развил идеи прагматизма и сформулировал метод разрешения философских споров путем сравнения "практических последствий", вытекающих из той или иной теории. Согласно Джеймсу, истина является тем, во что верит каждый конкретный человек, и то, что позволяет ему чувствовать себя лучше в психологическом отношении. Иными словами, истина субъективна. Если человек верит, что существует 12 богов, и соответственно выстраивает свою жизнь, значит это истинно. Его теория, к сожалению, не была удобна в практическом применении, так как позволяла доказывать слишком много противоречивых фактов.


Третий виднейший представитель прагматизма — Джон Дьюи. Он считал, что истина определяется, прежде всего, как практическая эффективность, полезность. Цель философии по Дьюи — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её. Человеку необходимо экспериментировать и таким образом находить оптимальный инструмент разрешения индивидуальных и социальных проблем. Слабой стороной теории Дьюи является то, что опыт может привести человека к неправильным выводам. Опыт не универсален по своей сути.

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;

• VI — И вв. до н. э. — эпический период;

• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.

Школы индийской философии делятся на два течения:

Первая группа, признающие авторитет Вед. (Веды ("знания") – рел.-филос. трактаты, создавались арийцами (в Индию после XV в. до н. э. из Ср. Азии, Поволжья и Ирана).

Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные школы, не признающие авторитета Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чаpвака-Локаята. (смотри вопрос 45)

Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.

Веды, как правило, включали в себя:

• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");

• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

• книги лесных отшельников ("араньяки");

• философские комментарии к Ведам ("упанишады").

До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; • Самаведа; • Яджурведа; • Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Ведийский период характеризуется господством брахманизма, основанного на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех Ведах (с санскpита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют «Первым памятником мысли древних индийцев». Веды сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка философского толкования окружающей человека среды.


Эпический период Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа ( VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

• буддизм;

• джайнизм;

• чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают ведическое учение:

• йога; • веданта; • вайшешина; • ньяя; • миманса; • санкхья.

Веданта: Основные положения Веданты изложены в сочинении Веданта- сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта.

Согласно адвайте в мире не существует никакой др. реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествен. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут сущес-ть только как чистые понятия.

Миманса: В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья: Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной.