ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 360
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Пифагорейский союз. Элеаты.
3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
5. Эпикур: философские и этические взгляды.
7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
13.Сократические школы эллинизма
15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
22. Фома Аквинский и расцвет схоластики
24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
28. Материалистическая философия Бэкона.
29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
30. Рационалистическая философия Декарта.
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
2. Выдвинул учение о субстанции.
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
33. Онтология и гносеология Канта.
34.Этические и политические взгляды Канта
35.Периодизация творчества Гегеля ????
36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
41. Философский интуитивизм Бергсона
43. Древнеиндийская философия ведического периода.
44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
45. Философские элементы джайнизма и буддизма
46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
• существует;
• самостоятельна и независима от кого-либо;
• бесконечна в пространстве и времени;
• вечна (несотворима и неуничтожима);
• неподвижна.
32. Монадология Лейбница
Г.Лейбниц — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:
• субстанции; • познания.
Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.
Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).
Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
• высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
33. Онтология и гносеология Канта.
Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Кант возвел гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ: Кант называет свою философию трансцендентальной, Кант называет также свой метод критическим, тем самым подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и их возможности. Таким образом, гносеологию, уже и до него игравшую важную роль в философии нового времени, Кант ставит на место онтологии.
Гносеология. 1. В основе философских исследований Канта лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.
Разум не может всего. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные возможности познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, он назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА |
|||
Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. |
Мир не имеет начала во времени и безграничен. |
||
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ |
|||
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. |
В мире нет ничего простого. |
||
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ |
|||
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. |
Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы. |
||
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА |
|||
Есть Бог - причина всего сущего. |
Бога нет. Нет никакого абсолютно существа - причины всего сущего. |
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
• Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.
• Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела имеют массу".
• "Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
2. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
• картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира, но не их внутреннюю сущность.
3. Процесс познания, по Канту, проходит три ступени
• чувственное познание; • рассудок; • разум.
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.