ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

5. Эпикур: философские и этические взгляды.

6. Философия Сократа.

7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.

9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.

10. Этические и политические взгляды Аристотеля.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

13.Сократические школы эллинизма

14. Философия стоицизма

15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин

18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.

20. Ранняя схоластика

21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

22. Фома Аквинский и расцвет схоластики

23. Поздняя схоластика.

24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.

25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

26. Макиавеллизм и утопизм.

27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.

28. Материалистическая философия Бэкона.

3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.

30. Рационалистическая философия Декарта.

1. Обосновал ведущую роль разума в познании;

2. Выдвинул учение о субстанции.

4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.

32. Монадология Лейбница

33. Онтология и гносеология Канта.

34.Этические и политические взгляды Канта

35.Периодизация творчества Гегеля ????

36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод

37. "Антропологический" материализм Фейербаха.

38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.

39. Философия жизни ф.Ницше

40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

41. Философский интуитивизм Бергсона

42.Американский прагматизм

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

45. Философские элементы джайнизма и буддизма

- Буддизм и его основные идеи

46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

48. Конфуцианство и легизм.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм:

"То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру.

К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).


4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Демокри́т— древнегреческийфилософ-материалист, ученикЛевкиппа, один из основателейатомистики,считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

Философия Демокрита Атомистический материализм

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппаоб«атоме»— неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм.

Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел.

Тела — это комбинации атомов. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение



5. Эпикур: философские и этические взгляды.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. В 306 до н.э. Эпикур основывает в саду под Афинами собственную философскую школу, которую впоследствии так и назвали – «Сад Эпикура», а ее обитателей – философами «из садов».

Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе и космосе ("физика");

• учение о познании ("каноника");

• учение о человеке и его поведении ("эстетика"). Подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.

Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении

• "мира чистых идей" не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

"Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

• окружающий мир познаваем;

• основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

"Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

• человек есть результат биологической эволюции;

• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

• душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);


• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

6. Философия Сократа.

Сократ - первый философ - афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем "понаслышке", от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.

С. не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г . до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".