ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Пифагорейский союз. Элеаты.
3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
5. Эпикур: философские и этические взгляды.
7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
13.Сократические школы эллинизма
15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
22. Фома Аквинский и расцвет схоластики
24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
28. Материалистическая философия Бэкона.
29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
30. Рационалистическая философия Декарта.
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
2. Выдвинул учение о субстанции.
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
33. Онтология и гносеология Канта.
34.Этические и политические взгляды Канта
35.Периодизация творчества Гегеля ????
36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
41. Философский интуитивизм Бергсона
43. Древнеиндийская философия ведического периода.
44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
45. Философские элементы джайнизма и буддизма
46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
2. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
3. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи).
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
• Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
• Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: • искусство; • религия; • философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
1. Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Основными чертами материализма были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материал-ой точки зрения, исходя из челов-ой природы;
• материал-ое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира.
2. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоят-ной реальности не существует; Бог-плод воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Коль скоро человек — наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога), то задача философии заключается, согласно Фейербаху, не в том, «чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Человек, прежде всего материальное тело (а не только «мыслящее существо») и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать. Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я. В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания.
3. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, Фейербах:
• выступает с атеистических позиций; • тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить след-ие основ. положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
•распростран. религии стало возможным благо-ря невежеству человека, его тяжелым жизн. усл-ям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
• Бог — идеал-ый образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
4. Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — уникальное биолог-ое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего "Я" возможно только во взаимодействии с "Ты" (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
• стержнем общества должна стать религия, которая должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
• необходимо отбросить традиц. религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Марксом и Энгельсом во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма. Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
2. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
3. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
• производственные отношения и уровень производительных сил образуют экономическую систему,
• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;