ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 359

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

5. Эпикур: философские и этические взгляды.

6. Философия Сократа.

7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.

9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.

10. Этические и политические взгляды Аристотеля.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

13.Сократические школы эллинизма

14. Философия стоицизма

15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин

18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.

20. Ранняя схоластика

21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

22. Фома Аквинский и расцвет схоластики

23. Поздняя схоластика.

24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.

25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

26. Макиавеллизм и утопизм.

27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.

28. Материалистическая философия Бэкона.

3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.

30. Рационалистическая философия Декарта.

1. Обосновал ведущую роль разума в познании;

2. Выдвинул учение о субстанции.

4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.

32. Монадология Лейбница

33. Онтология и гносеология Канта.

34.Этические и политические взгляды Канта

35.Периодизация творчества Гегеля ????

36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод

37. "Антропологический" материализм Фейербаха.

38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.

39. Философия жизни ф.Ницше

40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

41. Философский интуитивизм Бергсона

42.Американский прагматизм

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

45. Философские элементы джайнизма и буддизма

- Буддизм и его основные идеи

46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

48. Конфуцианство и легизм.

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

4. Выход из того положения общества, в котором оно находилось во 2-й половине 19 в. основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт будут делиться между членами общества справедливым распределением.

5. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самост-ная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.


39. Философия жизни ф.Ницше

Ницше представитель неклассической идеалистической философии (Шопенгауэр, Ницше), считается основоположником "философии жизни". Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни"; • воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая воля - страсти, влечения, аффекты; • "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Ницше волю толкует как "волю к власти" - это центральная идея и центральное понятие философии Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, она стремиться к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру.

В основе мировоззрения Ницше лежит не Библия (её от отвергает) и не рациональная философия (её он критикует и игнорирует), а природный инстинкт, выраженный в стремлении всего живого к господству и власти.

Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному, и в этом состоит предельно широкий принцип бытия. Господство проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; им наполнено реальное содержание человеческой истории. Оно наблюдается и в природе. Его можно скрывать, ему можно противодействовать как принципу, но его невозможно перечеркнуть.

Воля к власти как принцип раскалывает общество на рабов (слабых) и господ (сильных); отсюда две морали: аристократическая и мораль толпы, народа, массы. Последняя культивируется Христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше.

Воля к власти рассматривается Ницше как проявление инстинкта свободы. Но к свободе, как и к господству, воспитывает война. Ницше цитирует Гераклита, его "Война — отец всего". На войне мужские боевые качества господствуют и подавляют все другие — инстинкт к счастью, миру, покою, состраданию и т. п. Мирная жизнь убивает волю к власти, делает из человека слабую личность и превращает её в стадное животное. В частности такое понятие как "совесть" делает человека рабом стадного инстинкта, с позиции христианской морали моральный означает неэгоистичный, но это, считает Ницше, есть предрассудок. Это касается и таких понятий как "хороший", "истинный" — в контексте позитивистской философии они означают "целесообразный", "полезный" и т. п.


Мерилом истинной ценности у Ницше является свобода от общественных норм современного ему общества. Так кто же свободен? Это тот, кто вне морали и законов общества. Ницше видел своего героя в образе "белокурой бестии", т. е. человека арийского происхождения, не отягощенного совестью и моральными сомнениями. Историческими прототипами такого героя он называл князя Н. Макиавелли и Наполеона.

Если философы эпохи разума видели в истории человечества прогресс, т. е. возвышение общества от низших, примитивных форм жизни к высшим формам, то Ницше видел в истории человечества ослабление воли к жизни и деградацию природного начала в человеке и у народов. Поэтому он был противником прогресса, выступал против идей социализма и разного рода проектов преобразования общества. Прогрессом, с его точки зрения, было бы воспитание новой господствующей касты для Европы, состоящей из малочисленных, но более сильных человеческих экземпляров. Они бы составили расу господ и завоевателей, расу арийцев.

Работы Ницше несут на себе печать иррационализма и нетрадиционности. Они написаны в форме притч, афоризмов и т. п. и требуют при чтении значительных усилий воображения и воли. Но сам Ницше говорил что они написаны не для всех.


40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

А Шопенгауэр представитель неклассической идеалистической философии (Шопенгауэр, Ницше).

Универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля, которая явл-ся центральным понятием философии Ш. Все, что существует Ш. понимает как волю, волю к жизни.

Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Центральное значение категории воли характерно и для этики Шопенгауэра.

Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания, а не этика долга, не этика счастья, не этика пользы и т. д. – это, очевидно, опять-таки результат его пессимизма,

Человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба, эгоизм и сострадание. Из них только последний есть мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически и метафизически. Раз счастье – химера, то и эгоизм, как стремление к призрачному благу не может быть моральным двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь преисполнена страданий, остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострадания. Но и с метафизической точки зрения сострадание есть единственный моральный мотив поведения. С указанием на сострадание, как на путь к отрицанию воли к жизни, Шопенгауэр соединяет с аскетизмом.

Этика-это сострадание. Всякая жизнь есть страдание. Воля к жизни, ставшая осознанной, превращается в глубокое сострадание всем существом. Эта воля понимает не только страдание людей, но и всего живого вообще. То, что в обычной этике называется “любовью”, является по существу только состраданием. В этом всеобщем сострадании воля к жизни отрешается от себя самой. Так начинается ее очищение.


Таким образом, подведем итог по этической мысли А. Шопенгауэра. Его этика предельно проста: страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни, а это тесно связано с аскетизмом.

Страдание есть необходимость. Свободный выбор аскетического образа жизни, должен побороть страдания.

История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Индивиды есть существа страдательные, т. е. выражающие волю, ее слепую игру. Поскольку в человеке бушует воля, он хочет жить. Жажда жизни исходит не от самого человека, а от слепой воли, проявлением которой являются все человеческие желания, в том числе и желание жить. Воля реализует свое бессознательное начало и проявляется в принципе жизни каждого живого существа - "войне против всех". "Человек человеку волк", - вот естественное состояние человека. Жажда жизни поэтому есть проявление несвободы человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю (а заодно и саму жизнь, как форму объективации воли).

В отличие от воли (воли к жизни), проявляющейся в страдании человека, мораль относится к действию, преодолевающем страдания, но преодолевающем и саму жизнь.

Когда индивид, познавший себя как волю, начинает действовать от имени этой воли, не желая ничего, не будучи заинтересован ни в чем, он осуществляет истинное отрицание воли, т. е. аскетизм. Аскетизм, по Шопенгауэр у, "незаметная и тихая жизнь человека, осененного таким познанием, в силу которого он подавляет и отвергает всеохватывающую волю к жизни ... делая его поступки противоположностью обыкновенным", т. е. противоположностью воле - хотению и желанию. Аскетизм- вот истинная противоположность истинной воли.