ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 364
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Пифагорейский союз. Элеаты.
3. Софисты и их роль в развитии античной философии.
4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.
5. Эпикур: философские и этические взгляды.
7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.
Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.
9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.
10. Этические и политические взгляды Аристотеля.
11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.
1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.
13.Сократические школы эллинизма
15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию
16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.
17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин
18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.
21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.
22. Фома Аквинский и расцвет схоластики
24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.
25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции
1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.
28. Материалистическая философия Бэкона.
29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
30. Рационалистическая философия Декарта.
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
2. Выдвинул учение о субстанции.
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
33. Онтология и гносеология Канта.
34.Этические и политические взгляды Канта
35.Периодизация творчества Гегеля ????
36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод
37. "Антропологический" материализм Фейербаха.
38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.
40.«Этика сострадания» Шопенгауэра
41. Философский интуитивизм Бергсона
43. Древнеиндийская философия ведического периода.
44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.
45. Философские элементы джайнизма и буддизма
46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»
47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан", в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности;
• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";
• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство. Государство является социальным регулятором общества. Незнание законов общественной жизни приводит к гражданским войнам. Постижение законов общественной жизни позволяет людям правильно понять свои обязанности и, таким образом, избежать зла.
• чтобы эффективно выполнять свои трудные функции, государство должно стать всесильным; Гоббс является сторонником сильной государственной власти, так как он считает, что только она способна устранить все споры и беспорядки.
• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Гоббс различает три вида государства: «первый, когда власть у собрания и когда каждый гражданин имеет право голосовать, слывет демократией; второй, когда власть у собрания, где не все, но лишь некоторая часть имеет голос, называем ее аристократией; третий, когда верховная власть остается только у одного, именуется монархией». Из этих форм государства наилучшей Гоббс считает монархию. Правитель-суверен, опирающийся на разум, должен заботиться о духовном и материальном возвышении подданных, он должен заботиться и о развитии экономики, и о поднятии уровня морали. В этом ему помогают законы, их обязательность гарантируется государственной властью.
Учение Локка о природе общества и государства сыграло выдающуюся роль в истории Европы. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. «Договор» возникает на основе уважения естественного закона, естественного права. Поэтому, если правитель нарушит эти права, его подданные вправе отказаться от договора. Воззрения Локка на характер общественного договора по сравнению со взглядами Гоббса представляют значительный прогресс.
По Локку, главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом.
В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого. Из этого закона для каждого вытекает обязанность сохранять себя и других. А отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную и беспристрастных судей. Но и сама, будучи верховной, все же правит не по произволу, а подчиняясь законам. В противном случае она не выражает волю большинства и ставит себя в состояние войны с народом.
Идеал государства по Локку — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
30. Рационалистическая философия Декарта.
Заслуга основоположником рационализма Декарта перед философией в том, что он:
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
2. Выдвинул учение о субстанции.
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.
Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
• материальные (вещи); • духовные (идеи).
Все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
3. Стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философию Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.
С т. зрен. дуализма Д. решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично—материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — матер-ную и дух-ую), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они сущ-ют всегда и явл-ся двумя различными проявлениями единого бытия.
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
При изучении проблемы познания акцент Декарт делает на научном методе. В качестве научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском). Смысл филос. метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. Данные истины (аксиомы) Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия; • суждения.
Примером могут служить следующие:
• врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т.д.;
• врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего, и т.д.
31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.
КАРТЕЗИАНСТВО — ведущее направление в философии и науке 17—18 вв., оформившееся в качестве рецепции учения Р. Декарта (по-латыни его имя звучит как Cartesius — отсюда название). К. в целом продолжало основные направления мысли своего основателя.
Б.Спиноза стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 30 "Рационалистическая философия Декарта.), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту (воп.30): субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него.
Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.
Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины;
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — единой субстанции — Природы-Бога;