ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 363

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Пифагорейский союз. Элеаты.

3. Софисты и их роль в развитии античной философии.

4. Древнегреческий атомизм. Демокрит.

5. Эпикур: философские и этические взгляды.

6. Философия Сократа.

7. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

8. Основные этапы творчества Платона, социально-политические идеал.

9. Философская система Аристотеля: онтология, гносеология, логика.

10. Этические и политические взгляды Аристотеля.

11. Эллинистический период античной философии. Особенности, основные направления.

1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности.

13.Сократические школы эллинизма

14. Философия стоицизма

15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

17. Западноевропейская патристика Никейского периода. А. Августин

18. Восточная патристика. Каппадокийский кружок. Ареопагитики.

20. Ранняя схоластика

21. Средняя схоластика. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

22. Фома Аквинский и расцвет схоластики

23. Поздняя схоластика.

24.Философские идеи Ибн-Рушда. Латинский аверроизм.

25. Философия эпохи Возрождения, её особенности и отличия от средневековой философской традиции

1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

26. Макиавеллизм и утопизм.

27. Эмпиризм и сенсуализм. Субъективно-идеалистические учения Нового времени. Солипсизм.

28. Материалистическая философия Бэкона.

3. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

29. Соц.-политические концепции Гоббса и Локка.

30. Рационалистическая философия Декарта.

1. Обосновал ведущую роль разума в познании;

2. Выдвинул учение о субстанции.

4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

31. Попытка преодоления картезианского дуализма Спинозой.

32. Монадология Лейбница

33. Онтология и гносеология Канта.

34.Этические и политические взгляды Канта

35.Периодизация творчества Гегеля ????

36. «Энциклопедия философских наук» Гегеля. Философская система и диалетический метод

37. "Антропологический" материализм Фейербаха.

38. Диалектико-материалистическая философия Маркса и Энгельса.

39. Философия жизни ф.Ницше

40.«Этика сострадания» Шопенгауэра

41. Философский интуитивизм Бергсона

42.Американский прагматизм

43. Древнеиндийская философия ведического периода.

44. Эпический и классический периоды философии Др. Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

45. Философские элементы джайнизма и буддизма

- Буддизм и его основные идеи

46. Философия Др. Китая: периодизация, мифологические истоки, период предфилософии, книга «и-цзин»

47. Философское учение Лао-цзы Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

48. Конфуцианство и легизм.

В области теории познания. Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь посредством единичного. Четыре основные категории: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение. С помощью данных категорий постигается действительность.

Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Ее центральную часть стоики называют разумом. Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.

Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям,— единственное благо. В понимании стоиков, «добродетель может быть простой завершенностью чего бы то ни было (например, «добрая статуя»); может быть неумственной, как здоровье, или умственной, как разумение». Добродетель означает жить в согласии с разумом. Стоики признают четыре основные добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть.


15. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию

Неоплатонизм является последним идеалистическоим философским направлением, возникшим в Александрии на закате античности в III в. новой эры.

Весь мир предстает как иерархическая система, в которой каждая низшая ступень обязана своим существованием высшей. На самом верху этой лестницы помещается единое (оно же Бог, оно же благо). Единое есть причина всякого бытия. Вторая ступень - это ум и находящиеся в нем идеи; это - чистое бытие, порожденное единым. Третья ступень - душа; она уже не едина, как ум, но разделена между живыми телами (душа космоса, души демонов, людей, животных, растений); кроме того, она движется: душа - источник всякого движения и, следовательно, всех волнений и страстей. Ниже - четвертая ступень - тело. Как душа получает лучшие от ума, так и тело получает благодаря душе форму; прочие же его качества - безжизненность, инертность - сродни материи. Материя - это сама инертность. Если от всех тел отнять их форму (то есть определенные их характеристики: качество, количество, положение и другие), тогда то, что останется, и будет материя. Т.е. внизу мировой иерархии – бесформенная материя,

Человек в системе неоплатонизма мыслился как соединение божественного ума с косным телом посредством души. Цель и смысл жизни в таком случае - освободить свой ум, дух от оков материи, или тела, чтобы в конечном счете совсем отделиться от него и слиться с единым великим умом. Ясно, что источник всяческого зла - материальное и телесное; источник блага - умопостигаемое знание, философия.

Школы. Неоплатоническая доктрина имела много сторонников, среди них сформировались друг за другом три школы: 1) александрийскоримская школа самого Плотина; 2) сирийская школа Ямвлиха и 3) афинская школа, главным представителем которой был Прокл.

1) В александрийскоримской школе, кроме Плотина, выделялся его ученик Порфирий. Он не претендовал на то, чтобы быть самостоятельным философом, а был лишь комментатором и исполнителем. Строго последовательное мышление Порфирия усилило учение Плотина, придало ему более ясное и простое выражение, в некоторых пунктах Порфирий его развил. Например, Порфирий выступал против признания гадания (ворожбы).

2) Сирийская школа развивала, собственно говоря, метафизику неоплатонизма. Ее основатель Ямвлих был учеником Порфирия. Ямвлих увеличил количество «возвратных путей», по которым душа проходит, стремясь к абсолюту. Если Плотин различал три вида добродетели, то Ямвлих выделял их пять: гражданские, очищающие, созерцательные, парадигматические (при помощи которых душа соединяется с идеями), и, наконец, освящающие (посредством которых душа соединяется с божественным прабытием).


Ямвлих дальше, чем Плотин, пошел в иррационализме: весь мир богов и демонов выходил, по его мнению, за рамки разума. Истинное знание божеств требует, как он считал, соединения с ними, являясь чем-то большим, чем познание, Мистический элемент неоплатонизма приобрел большее значение у Ямвлиха и его последователей.

3) Афинская школа в лице Прокла. Близкий по идеям к Ямвлиху, он пошел еще дальше во введении в философию демонов, ангелов и божеств различного назначения. Он сосредоточил свои усилия в наиболее высоких и наиболее абстрактных сферах бытия. Он усматривал в Эросе, Истине и Вере наивысший уровень постижения духа. Эрос, или любовь к прекрасному, подготавливает, а Истина приводит к божественной мудрости, но над всем возвышается Вера. В ней находит успокоение любая познавательная деятельность, и наступает «молчание», мистическое преклонение перед тем, что непознаваемо и наиболее совершенно.

Влияние. Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и сыграл роль связующего звена между древней и средневековой философией. Учение об устремленности к вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин).

Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианством, а затем с мусульманством и иудейством.

Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках (вопрос18), находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизма получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) (вопрос18) благодаря деятельности представителей т. н. каппадокийской школы (вопрос18)— Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизма.

Под влиянием неоплатонизма находился Августин Блаженный (вопрос17).

Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма (учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром) в западной философии средневековья. Пантеистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино.


16. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика.

Философия средних веков может быть условно разделена на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. В свою очередь патристика весьма условно может делиться на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды; в схоластике можно также условно выделить рационалистическое и мистическое направления.

Апологетика как часть христианской теологии представляет собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры…». В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого «апология» — защита). Они обращаются со своими трактатами к правителям и слоям образованных людей, которых они призывают защищать преимущества христианского учения.

Апологеты на основе Евангелия пытались решить философские вопросы. Они были первыми христианскими философами, которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций.

Защитительные работы писались многими учеными мужами, исповедующими христианство; наиболее выдающимися трудами, сохранившимися до наших дней, были апологии Юстина, Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена и др. Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности (Сократ, Платон, стоики) предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости.

Наибольший интерес в истории философии вызывал Тертуллиан. Он представлял латинскую апологетику в отличие от Оригена, писавшего по-гречески. Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», «О плоти Христа») не представляют собой систему. Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума.

Тертуллиан активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Его величайшие заслуги для церкви состояли главным образом в пропаганде христианства, в защите церкви от римских властей и от еретических поползновений.


Непримиримо выступал против соединения философии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Смысл его учения - истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность материального мира. Научные исследования становятся излишними, когда известно Евангелие—единственный авторитетный источник познания бога, а тем самым и любого знания, ибо бог все определяет и правит человеческой жизнью. Философский разум ведет лишь к ереси.

Большинство работ Тертуллиана посвящено практической этике, в основании которой лежит свобода и первородный грех. Следуя за апостолом Павлом, Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что его и приводит к первородному греху. Но это же дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл только там, где есть свобода.

Тенденции сближения христианства с философией усиливались с превращением христианства в религиозно-идеологическую систему, которая оправдывала эксплуататорский строй. Эта линия проявляется, в частности, у Климента Александрийского, который основал в Александрии в III столетии христианскую богословскую школу. Ее целью было не только защитить христианскую веру от ее противников, но и победить язычников и повлиять на них так, чтобы они сами обратились в христианство.

Непосредственный преемник Климента в руководстве александрийской школы, который еще дальше продвинулся вперед по пути соединения христианства с платонизмом, был Ориген. В своем учении Ориген наполнил христианские элементы неоплатоническими. В своем главном трактате «Об основных наставлениях» он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света, стоит между богом и человеком как посредник.