ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

2.3. Основные методологические подходы в педагогике Основными методологическими подходами в педагогике являются:

2.4. Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

Вопросы и задания для самопроверки

Глава 3. Целеполагание в педагогике

3.1 Понятие цели воспитания

3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

3.3. Цели и задачи образования в зарубежной теории и практике образования

Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Художественно-эстетическое воспитание

Физическое и экологическое воспитание школьников

Трудовое воспитание

Нравственное воспитание школьников

Воспитание семьянина

Вопросы и задания для самопроверки

Задание 1

Глава 4. Общие закономерности развития личности.

4.1. Закон развития высших психических функций человека по л.С.Выготскому.

Психологические особенности дошкольного возраста (3 – 6 лет)

Психологические особенности младшего школьного возраста (6–11 лет) ведущая деятельность – учеба:

Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)

Основные психологические особенности в период ранней юности (14 – 18 лет)

Основные психологические особенности в период поздней юности (18 – 25 лет)

4.3. Деятельность как фактор развития.

4.4. Сущность учебной деятельности как фактора развития личности ученика

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 5. Современное состояние образования

5.1. Анализ состояния современной системы образования

Негативные тенденции в развитии образования

5.2. Основные положения новой образовательной парадигмы.

Действующая структура образования в Республике Беларусь

Перспективная структура образования Республики Беларусь

5.4. Система общего среднего образования. Учебные заведения нового типа.

    1. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм* в мировой педагогической практике.

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение как для личности, так и для всего социума. Современному человеку необходимо владеть информацией о стиле поведения, о формах и технологиях обучения и воспитания, системе образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обеспечивающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами получения, передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

В настоящее время изменяются роль и место образования в обществе: образование и воспитание являются центральными звеньями в социальной сфере, обусловливающими стабилизацию общества и уровень его культурного развития; образование выступает средством развития личности, общества в целом.

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества и выступают критерием культуры личности, социума в целом. К ним относятся: 1) «знаниевая» и «культурологическая», 2) «технократическая» и «гуманистическая», 3) «социетарная» и «человеко-ориентированная», 4) «педоцентристская» и «детоцентристская».Каждая парадигма обучения и воспитания формировались в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена и культурной ценности. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе ее освоения; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре знаниеваяпарадигма имеет самую длительную историю. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со становлением практического и теоретического опыта человека.


Культурологическаяпарадигма в большей степени ориентируетне на знания, а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения и общения. В связи с развитием культуры и общества расширяется процесс овладения человеком ценностями: основами физической и эстетической культуры, экологии и права и др.

Сущность технократическойпарадигмы обучения и воспитания проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в образовательных системах. Гуманистическая парадигма ориентирует на изменениеобраза мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающихсопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.

Педоцентрическая парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентрическаяпарадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристскаяпарадигма ориентируетна создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

В качестве эталона социетарнойпарадигмы выступают принципыгосударственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках же человеко - ориентированной(антропологической*) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.


Вопросы и задания для самопроверки

  1. Раскройте происхождение слова «педагогика».

  2. Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?

  3. Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

  4. В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

  5. Определите объект и предмет педагогической науки.

  6. Раскройте сущность основных категорий педагогики.

  7. Назовите основные отрасли педагогики.

  8. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

      1. Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагоги

        Глава 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

        ----2.1. Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие "методология" педагогической науки. Термин "методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология - это учение о научном методе познания;

2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: Iуровень практической деятельности;IIуровень науки.

Iуровень: методология - как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

IIуровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

-общенаучная методология (материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная (методология педагогики или др. науки);

-предметно-тематическая (методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и ... т.д.)

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определениеметодологии:

-30.11.2011-3к.ф.Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.


В этом определении соединены две группы инструментария - комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1} гносеологическая (познавательная) функция - реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2} праксеологическая (преобразовательная) функция - обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3} аксиологическая (оценочная) функция или функциякритики развития педагогической науки - реализация этой функции способствует разработке системы

оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований,

инноваций и т.д.;

4) рефлексивная функция - направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя - педагогической науки;

5) функция нормативного предписания - показывает "что должно быть и как";

6) эвристическая (творческая) функция - заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики - методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики; это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем; т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента - а всё это и составляет методологический аппарат исследования.


Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.

Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:

Алгоритмы. Аналитические данные

Детерминизм педагогических явлений

Закономерности

Идеи

Изобретения в педагогике. Инновации

Квалиметрические данные

Комплексы педагогические

Концепции

Критерии оценки

Методологические разработки

Методы исследования и преобразования педагогических структур

Модели педагогические

Нормативы педагогические

Открытия в педагогике

Ошибки педагогические

Парадигма

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов

Понятия

Правила. Приемы. Принципы. Проблемы

Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации

Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике

Тезаурусы. Теоретические положения

Тенденции

Технологии

Условия функционирования и развития педагогических явлений

Формы деятельности

Эффективность преобразований, инноваций