ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

Речевое поведение автора.Образы повествователя, рассказчика, лирич героя. Индивидуальный стиль автора. Повест­вователь — это особый художественный образ, точно так же приду­манный писателем, как и все остальные образы. Как всякий образ, он представляет собой некоторую художественную условность, при­надлежность вторичной, художественной реальности. Именно поэто­му и недопустимо отождествление повествователя с автором даже в тех случаях, когда они очень близки: автор — реальный живой че­ловек, а повествователь — созданный им образ. Образ повествователя — особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа — присущая ему речевая манера, за которой просматривается оп­ределенный характер, способ мышления, мировоззрение и т.п. Особой формой повествования является так называемая несобст­венно-прямая речь. Это повествование от лица нейтрального, как правило, повествователя, но выдержанное полностью или отчасти в речевой манере героя, не являясь в то же время его прямой речью. Писатели новейшего времени особенно часто прибегают к этой форме повествования, желая воссоздать внутренний мир героя, его внутреннюю речь, через которую просматривается определенная ма­нера мышления. Разделяют персонифицированных и неперсонифицированных по­вествователей. В первом случае повествователь — одно из действующих лиц произведения, часто он имеет все или некоторые атрибуты литера­турного персонажа: имя, возраст, наружность; так или иначе участвует в действии. Во втором случае повествователь есть фигура максимально условная, он представляет собой субъект повествования и внеположен изображенному в произведении миру. Если повествователь персонифи­цирован, то он может быть либо главным героем произведения, либо второстепен­ным. Зачастую под речевой характеристи­кой персонажа подразумевают содержание его высказываний, то есть то, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказы­вает. На деле же речевая характеристика персонажа — это нечто совсем другое. ». Речевая характеристика персона­жа и создается именно этим «как» — манерой речи, ее стилисти­ческой окрашенностью, характером лексики, построением интона­ционно-синтаксических конструкций и т.п.


Персонаж худ произв. Сознание и самосознание персонажа. Формы психологизма. Персонаж и писатель. В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях – их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей. Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой. Персонаж имеет как бы двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Наряду с литературными героями как человеческими индивидуальностями, порой весьма значимыми оказываются групповые, коллективные персонажи. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков, а также форм поведения и общения, черт наружности и близкого окружения, мыслей, чувств, намерений. Литературные персонажи могут представать не только «носителями» ценностных ориентаций, но и воплощениями безусловно отрицательных черт либо средоточием попранной, подавленной, несостоявшейся человечности. Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Персонаж, о котором в предыдущих двух параграфах говорилось как о целостности, обладает определенной структурой, в которой различимы внутреннее и внешнее. Его изображение слагается из ряда компонентов, выявляющих как внутренний мир человека, так и его внешний облик. Внутренний мир человека, включающий в себя его намерения, мысли, осознаваемые чувства, а также сферу бессознательного, запечатлевается в произведениях по-разному. На ранних стадиях словесного искусства он дается более опосредовано, нежели открыто. Интерес к сложности внутреннего мира человека, к переплетению различных умонастроений и импульсов, к смене душевных состояний упрочился на протяжении последних трех-четырех столетий. Яркое свидетельство тому – трагедии У. Шекспира «Гамлет» и «Король Лир». Подобного рода худ освоение человеческого сознания принято обозн термином психологизм. Это индивидуализир воспроизв переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости. Психологизм активизировался во 2пол XVIII в.Сущ внешний П, внутренний и синтетический.


Проблема автора в литературном произведении. Способы выражения авторской позиции.

Автор: а) творец худ. Произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Б) образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем самого себя. В) художник-творец, присутствующий в его творении как целом, здесь автор определенным образом подает и освещает, осмысливает, оценивает реальность, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Субъектная организация произведения. 1. Персонаж - литературный герой действующее лицо. Может быть и годом чистого вымысла писателя («Гулливер»). Он может быть результатом реально существенного ч.. Он может быть итогом обработки и достраивающим уже известных литературных героев (толпа, народ). Автор неизменно выражает свое отношение: к позиции, установкам, ценностной ориентации своего героя. Образ персонажа пристают как воплощение описательной концепции. Отношение автора к герою: отчужденное, родственное, не нейтральное. Персонаж обладает определенной структурой, в которой различают: внешние (портрет, имя собственника, социальная роль) и внутренние (психологизм). 2. . Портрет – изображение в художественном произведении всей внешности ч.(лицо, телосложение, одежда, мимика и т.д.) всякий портрет характерологичен (по внешним чертам, мы можем судить о характере ч.). внешность ч. может многое сказать о нем – о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и характера. Формы портрета: он может быть полным или изображаемый отдельную деталь. Он может быть дан в произведении целостно или рассредоточено существуют портреты сравнения (у Чехова «женщина сравнивается со змеей» ). Портреты: впечатления психологический (он выражает то или иное психологическое состояние, которое персонажи испытывают в данный момент). 3. Психологизм. Это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя (мысли, переживания, желания и т.д.). изображение отличается подробностью и глубиной. Формы психологического изображения: прямая(внутренний мир посредством внутренней речи образов памяти), косвенная (внешние симптомы чувств, автор не вторгается в психику), суммарно-обобщенная (это те процесс, которые протекают во внутреннем мире ч. ). Приемы психологизма: 1. психологический анализ и самоанализ (когда сложное душевное состояние раскладывается на составляющие и тем самым становиться ясным для читателя.) – Достоевский «Преступление и наказание». 2. внутренний монолог (непосредственная фиксация мысли героя). 3. поток сознания (одна из форм внутреннего монолога, характерный для литры ХХ века. .


Автор как творец художественного мира. Формы его присутствия в произведении. Фигура повествователя. Понятие о сказе. Соотношение автора и персонажа. Структурирование художественного мира при помощи субъектной организации повествования

Автор – субъект сознания, выражением которого является все произведение или их совокупность. Автор и повествователь разграничиваются как одна из форм эпоса. Система построения текста строится на таких понятиях, как точка зрения, лирический герой, рассказчик, субъект, объект.

Определив автора, вводится такое понятие как субъектная организация как системы субъеткно – объектных отношений, опосредующих автора. Сложность заключается не в выделении повествователя и рассказчика, а в понимании единства между сознаниями. Это единство есть итоговое авторское сознание. Итак, автор присутствует как субъект сознания, а субъект речи – это тот, кто говорит – повествователь или персонаж.

У каждого субъекта речи есть свои речевые зона – районы действия голоса.


2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

Уровень внешней формы. Речевой уровень. Речевой уровень складывается из словарно – фразеологического, грамматического, звукового и ритмико – интонационного уровней.

СЛОВАРНО – ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ строится на:

- опорных словах;

- паремии (клише, иносказание);

- стилистически окрашенных словах (комбинаторное приращение смысла);

- стилистических архаизмах;

- этноконнатативной лексике (связана с культурой);

- арготеизмах (термины, устаревшие перифразы, индивидуально – авторские словообразования).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

  • прядок расположения слов в предложении;

  • симметричной построение;

  • наличие стилистических фигур;

  • способы объединения предложений и членение их – синтагма;

ЗВУКОВОЙ УРОВЕНЬ

  • рифма;

  • звукоподражание;

  • аллитерация;

  • ассонанс;

Ритмико – интонационный уровень.

СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ

  • рифма как организатор ритма;

  • размер;

  • клаузулы;

  • паузы;

  • метрическое своеобразие

Стих в поэтической структуре находится на уровне, начиная с которого семантическая независимость отдельных элементов делается ощутимой. Стих – не только ритмико-интонационное, но и смысловое единство. В результате связанность слов стиха значительно выше, чем в такой же точно по размеру синтаксической единице вне стиховой культуры. Поэтому большую роль играет композиция

9

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

Понятие о литературном процессе. Литературный процесс является частью этого всеобщего движения мира, а конкретной составной частью художественного человечества, важнейшей категорией помогает понять художественный процесс, исторических этапов (худ. направление, худ. взаимодействие) внутренняя движущаяся сила – внутреннее противоречие. Существует и внешнее движение силы – социальная действительность, она действует на внутренних ситуациях искусства, тормозя одни тенденции и подталкивает другие. Писателям в конце 20 века, в России запретили писать как им хочется. Возникает новое направление искусства, происходящее в первую очередь на основе художественных традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий, под влиянием науки, философии, религии и др. материальных или духовных факторов.