ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1190
Скачиваний: 1
2. Дидактическая система Л.В. Занкова (ФГОС НОО).
Система Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учеб.предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Учебно-методич.комплект (УМК) для нач. звена разработан в соответствии с требованиями ФГОС и с новым Базисным учебным планом.
Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого уч-ка, дать уч-ся общую картину мира. В системе Занкова нет главных и второстепенных предметов.
Задача обучения - представить уч-ся целостную широкую картину мира средствами науки, лит-ры, искусства и непосредственного познания. Важной особенностью системы явл. то, что обучение должно быть ориентировано на каждого уч-ка.
Дид.принципы: 1.Принцип обучения на высоком ур.трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать.
2. Принцип ведущей роли теорет.знаний. Уч-ки в процессе упр.ведут наблюдения над материалом, при этом уч-ль направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учеб.материала. Быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости.
4. Принцип осознания процесса учения самими шк-ми обращен как бы внутрь – на осознание самим уч-м протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы уч-ля над общим развитием всех уч-ся, в том числе и слабых. Занков считал, что слабые и сильные уч-ки должны учиться вместе, где каждый уч-к вносит в общую жизнь свою лепту.
В процессе обучения исп. широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учеб.предмета, особенностями кл. и индивидуальными предпочтениями уч-в.
Билет 9
1. Урок в начальной школе, многообразие структур уроков.
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1)Орг.этап. 2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 3)Актуализация з-й. 4)Первичное усвоение новых з-й. 5)Первичная проверка понимания 6)Первичное закрепление. 7)Инфа о ДЗ, инструктаж по его выполнению 8)Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока закрепления. 1)Орг.этап. 2)Проверка ДЗ, воспроизведение и коррекция опорных знаний уч-ся. Актуализация знаний. 3)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся.
4)Первичное закрепление в знакомой ситуации и в изменённой 5)Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (пробл.задания) 6)Инфа о ДЗ, инструктаж по его выполнению 7)Рефлексия
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1)Орг.этап. 2)Проверка ДЗ, воспроизведение и коррекция ЗУНов уч-ся, для творч-го решения задач. 3)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 4)Актуализация знаний с целью подготовки к КР и к изучению новой темы
5)Применение З и У в новой ситуации 6)Обобщение и систематизация знаний 7)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8)Инфа о ДЗ, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1)Орг.этап.2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 3)Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний 5)Применение з-й и у-й в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7)Рефлексия
5. Структура урока контроля знаний и умений
1)Орг.этап. 2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 3)Выявление ЗУНов, проверка ур-ня сформированности у уч-ся общеучебных умений. (Задания по трудности должны быть посильными для каждого уч-ка). 4)Рефлексия
6)Структура урока коррекции ЗУНов. 1)Орг.этап. 2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 3)Итоги диагностики (контроля) ЗУНов. В зависимости от результатов диагностики уч-ль планирует коллективные, групповые и индивид-е способы обучения. 4)Инфа о ДЗ, инструктаж по его выполнению 5)Рефлексия
7. Структура комбинированного урока.
1)Орг.этап. 2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб.деят-ти уч-ся. 3)Актуализация знаний.
4)Первичное усвоение новых знаний. 5)Первичная проверка понимания 6)Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Инфа о ДЗ, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия
Структура урока открытие нового знания. 1.Мотивирование к учеб.деят-ти 2.Актуализация и фиксирование индивид-го затруднения в пробном учеб.действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самост.работа с самопроверкой по эталону 8.Вкл-е в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учеб.деят-ти.
2. Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (ФГОС НОО).
В основу положен деятельностный подход.
Основные принципы: 1)дедукция на основе содержательных обобщений; 2)содержательный анализ; 3)содержательное абстрагирование; 4)теоретич.содержательное обобщение; 5)восхождение от абстрактного к конкретному; 6)содержательная рефлексия.
Ход обучения: 1. знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей; 2. ориентировка в ней;
3. образец преобразования материала; 4. фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели; 5. определение св-в выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению; 6. наполнение выделенной общей формулы конкретным содержанием.
Особенности технологии (основные методические подходы): 1)отрицание концентрического построения учеб.программ. 2)Свобода выбора и вариативность дз, имеющих творческий характер. 3)Особенности урока:коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. 4)Допустимым является только проблемное изложение знаний 5)На 1м этапе обучения основным явл.метод учеб.задач, на 2м – проблемное обучение.
Учебная задача похожа на проблемную ситуацию: 1)Принятие от уч-ля или самост.постановка учеб. задачи. 2)Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
3)Моделирование выделенного отношения для изучения его св-в в предметной, графич.и буквенной формах. 4)Построение системы частных задач, решаемых общим способом. 5)Контроль за выполнением предыдущих действий. 6)Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учеб.задачи.
Обучение по этой системе значительно повышает теорет.ур. образования за счет обучения уч-ся не только знаниям и умениям, но и научным понятиям, худ-м образам, нравственным ценностям. Цель уч-ля – вывести личность каждого уч-ся в режим развития, пробудить потребность в познании.
Билет 10
1. Урок в начальной школе, требования к уроку.
Общие: 1. Исп-ие новейших достижений науки, передовой пед.практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитат.процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дид.принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познават. деят-ти уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых уч-ся межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый ур-нь развития уч-ся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитат.деят-ти. 8. Эффективное исп-е пед.средств. 9. Связь с жизнью, производственной деят-ю, личным опытом уч-ся. 10. Формир-е практически необходимых ЗУНов, рациональных приемов мышления и деят-ти. 11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.
У урока 3 цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого выдел.след.требования:
Дид-е: четкое определение образоват.задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом соц. и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познават.деят-ти; рациональное сочетание разных видов, форм и методов; творч.подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деят-ти с самост.деят-ю уч-ся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные: опред-е воспитат.возможностей учеб.материала, деят-ти на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитат.целей; воспитание уч-ся на общечеловеческих ценностях, формир-е жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к уч-ся, соблюдение требований пед.такта, сотрудничество с уч-ся и заинтересованность в их успехах.
Развивающие: формирование и развитие у уч-ся положит-х мотивов учебно-познават.деят-ти, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет ур-ня развития и психологич.особенностей уч-ся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учеб.занятий на «опережающем» ур-не, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоц-м, соц-м развитии уч-ся и оперативная перестройка учеб.занятий с учетом наступающих перемен.
2. Коллективные способы обучения в начальной школе.
КСО разработана Ривиным, Архиповой, Дьяченко, Соколовым. КСО вкл.3 компонента: 1) подготовку учеб.материала; 2) ориентацию уч-ся; 3) технологию хода самого учеб.занятия. Подготовка учеб.материала заключ-ся в отборе учеб.текстов, доп. и справочной лит-ры по теме; разделении учеб.материала на смысловые абзацы; в разработке целевых заданий. Ориентация уч-ся вкл. 2 этапа: 1)подготовительный, цель в формир-и и отработке нужных общеучебных умений и навыков: ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную инфу; исп-ть листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы. Эти умения отрабатываются в ходе спец.тренинговых занятий. 2)ознакомительный-имеет разные модификации, общим эл. явл.сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения. Этапы КСО: 1)каждый уч-к прорабатывает свой абзац; обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «уч-ль — уч-к». Обязательна смена ролей. 2)проработка только что воспринятой инфы и поиск нового партнера для взаимообучения. Учет выполненных заданий ведется либо в групп-й ведомости, либо в индивид-й карточке. Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» уч-ся в тему на время, нужное для прохождения обучающего цикла. Под обучающим циклом понимается совокупность действий обучающего и уч-ся, которые приводят последнего к усвоению опред-го фрагмента содержания с заранее заданными показателями. В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность за свои успехи и за результаты коллективного труда; формир-ся адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Билет 11
1. Этапы планирования урока, основные звенья современного урока.
Этапы:
1.Разработка системы ур-в по теме или разделу. 2.Опред-е образов., воспит., развивающих задач урока на основе программы, методич-х пособий, шк-го учебника и доп.лит-ры. 3.Отбор оптимального содержания материала урока, раздел-е его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выдел-е опорных знаний, дид-я обработка. 4.Выдел. гл. материала, который уч-к должен понять и запомнить на уроке. 5.Разработка структуры урока, опред-е его типа и методов, приемов обучения на нем. 6.Нахождение связей материала с др.предметами и исп-е этих связей при изучении нового материала и при формир-и новых знаний и умений уч-ся. 7.Планирование всех действий уч-ля и уч-ся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями и при применении их в нестандартных ситуациях. 8.Подбор дид-х средств урока (картин, плакатов, карточек, схем, лит-ры). 9.Проверка оборудования и технич-х средств обучения. 10.Планирование записей и зарисовок на доске уч-м и выполнение аналогичной работы уч-ся на доске и в тетрадях. 11.Предусмотрение объема и форм самост-й работы уч-ся на уроке и ее направленности на развитие их самост-ти. 12.Опред-е форм и приемов закрепл-я полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний. 13.Составление списка уч-в, знания которых будут проверяться формами и методами с учетом ур-й их сформированности; планирование проверки умений уч-ся. 14.Опред-е содержания, объема и форм дз, продумывание методики задавания уроков на дом. 15.Продумывание форм подведения итогов урока. 16.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Основные
звенья совр-го урока.
1.
Организационный момент, характеризующийся
внешней и внутренней (психологической)
готовностью учащихся к уроку. 2.
Проверка дз. 3. Проверка знаний и умений
уч-ся для подготовке к новой теме. 4.
Постановка цели занятия перед уч-ся. 5.
Организация восприятия и осмысления
новой инфы, т.е. усвоение исходных
знаний. 6. Первичная проверка
понимания. 7. Организация усвоения
способов деят-ти путем воспроизведения
инфы и упр. в ее применении по образцу. 8.
Творческое применение и добывание
знаний, освоение способов деят-ти путем
решения проблемных задач, построенных
на основе ранее усвоенных знаний и
умений. 9. Обобщение изучаемого на
уроке и введение его в систему ранее
усвоенных знаний.
10. Контроль за
результатами учеб.деят-ти, осуществляемый
уч-м и уч-ся, оценка знаний. 11. Дз к
следующему уроку. 12. Подведение итогов
урока.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
По организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с эл-ми дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с эл-ми проблемности, творчества. Концептуальными положениями явл. положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Целевые ориентации технологии: 1)Способствовать становлению, развитию и воспитанию в уч-ке благородного чел. путём раскрытия его личностных качеств. 2)Облагораживание души и сердца уч-ка. 3)Развитие и становление познават.сил уч-ка. 4)Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
Амонашвили против отметок. Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Нужно воспитывать гуманные чувства у уч-в, которые связывают с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. Средством здесья явл. лит-ра. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле.
На уроке матем.уч-ль вводит «3 мин.поэзии», на письме – «3 мин.музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение».
Амонашвили уверен, что каждый уч-к достоин уважения. И выражает радость в связи с успехами уч-в. Надо поощрять любое старание уч-ка. Нужно создавать процесс передачи знаний и процесс общения между уч-м и уч-ми.
Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания исп. сочинение. Сочинения, способствующие передаче ребёнком своих переживаний, впечатлений. Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я».
Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть.