ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.02.2019
Просмотров: 1193
Скачиваний: 1
Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы уч-я и детей. Законы уч-ля: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Принципы: очеловечивания среды вокруг уч-а, уважение его личности, терпение в процессе становления уч-ка. Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Билет 12
1. Средства обучения в начальной школе.
Классическим СО явл.учебник. Книга позволяет реально и объемно представить изучаемый материал благодаря рис.и представляет возможность обучаемому доп-но повторить услышанное на уроке, ознакомиться с какими-то деталями учеб.материала. Также исп-ся муляжи птиц, коллекции насекомых, гербарии, плакаты, таблицы, распечатки текстового материала, который учителя готовят заранее.
Сущ. ещё и ТСО. ТСО —совокупность технич-х устройств и дид.материалов, исп-мых в учеб.процессе в качестве средства повышения эффективности обучения. Отдельное устройство и дид.материал, взятые сами по себе, становятся ТСО в результате их соединения.
ТСО явл. средствами учеб.деят-ти уч-ля и уч-ся.
ТСО
дел.на: 1)ТС предъявления инфы (ТСПИ)
(слуховые, зрительные и аудиовизуальные),
обеспечивающие прямой канал передачи.
2)ТС
контроля, обеспеч-щие канал обратной
передачи. 3)ТС управления обучением,
обеспеч-щие весь замкнутый цикл
управления. 4) Вспомогательные ТС(приборы,
инструменты, приспособления для
совершенствования учеб.труда).
преподавателя и учащегося, но не могут
быть отнесены ни к одному из перечисленных
классов (например, готовальни,
калькуляторы).
Учеб.телевидение
(УТВ) относ. к ТС предъявления учеб.инфы.
Ещё одно инф-ное средство - видеодисковые
системы и компакт-диски.
2. Обучение на интегративной основе.
Интегративное образование –средство развития личности; способ активизации познават.деят-ти уч-ся; это вид индивидуальной работы с каждым уч-м. Оно способствует развитию когнитивно-познавательной и аффективной систем уч-ка. В этом и заключается развивающий эффект интеграции.
Интеграция –глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учеб.материале обобщенных знаний в той или иной обл.
Интеграция – длительный и сложный процесс, в котором важную роль играют и уч-ся с полными возможностями. Она заключается в проявлении альтруистических и просоциальных отношений между уч-ся как с полными возможностями, так и со сниженными возможностями.
Интегративная технология обучения представляет собой тип развивающего, личностно-
ориентированного образоват.процесса, в котором сочетаются: репродуктивные и исследовательские методы обучения, традиционные средства обучения и компьютерно-обучающие системы, аудиторные занятия и самост.поисковая деят-ть уч-ся. Позволяет сочетать разные психолого-пед. концепции, интегрировать различные методы и средства обучения, организовать эффективную самост.работу уч-ся на основе мультимедийных, электронных и др.средств обучения.
Здесь след.критерии оценок:
необходимо оценивать не ответы на вопросы экзаменаторов, а решение проблемной задачи или качество созданного «продукта» в результате выполнения контр.задания. В зависимости от содержания и
специфики учеб.дисциплины продуктом деят-ти может выступать решенная учебно- исследовательская задача (проблема), принятое решение по поводу какой-либо ситуации, написанный текст, выполненное изделие, худ.произведение и т.д. Очень важно, чтобы этот продукт создавался уч-ся самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деят-ти.
Требования к преподавателям:
Теперь он – проектировщик технологии обучения, призванный разрабатывать и определять цели, содержание, методы, средства и формы организации образоват.процесса. Он как организатор учебно-познават.деятельности уч-в выполняет ф-и ее планирования, организации, контроля и мотивации.
На определенном этапе обучения уч-ся сами вовлекаются в исследовательскую и проектную
деят-ть, используя свои ЗУНы, а также современные информационно-комп.системы.
Билет 13
1. Валеологически целесообразная регламентация урока.
Сохранение здоровья уч-ся должно происходить без ущерба для решения учеб-х, воспитат-х и развивающих задач урока. Валеологизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения. Вкл-е валеологической задачи подразумевает выбор средств и форм обучения, которые не вредят физич-му, психич-му и духовному здоровью детей.
1)Санитарно-гигиенические условия проведения урока: перед началом урока проветривание класса, проверка освещенности и чистоти кабинета, состояние рабочих мест уч-в и уч-ля.
Валеологически целесообразное вкл-е в урок - это создание доминанты, что достигается на уроке четкой постановкой цели и задач урока и ее усвоением детьми. Также нужно кратко описать план занятия, виды учеб.деят-ти детей.
2)Выбор адекватных по возрасту форм и методов ведения урока. Для сохранения здоровья шк-в важным явл. и удовлетворение их базовых потребностей. (двиг.активность, питание). В ходе образ-й деят-ти удовлетворяются потребности в безопасности, любви и признании.
3)Темп и ритм урока. Оптимальный темп урока выбирается на основе результатов диагностики интенсивности умственной работоспособности уч-ся. В случае отсутствия диагностики темп подбирается опытным путем. Ритмичность - плавное чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха.
4)Регламентация длительности основных видов учеб.деят-ти уч-ся. Для мл.шк-в сущ.нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов.
5)Смена видов деят-ти на уроке. Опред-ся степенью концентрации внимания шк-в, которая на начальном этапе обучения не превышает 3—8 минут.
6)Мотивация учеб.деят-ти и стимулирование познават.интереса. Побудит.началом активной мыслит.деят-ти должно быть желание обучаемого решить проблему. Одним из эффективных мотивац-х механизмов повышения мыслительной активности явл.игровой характер учебно-познават.деят-ти.
7)Нужно привлечь как можно больше органов чувств уч-ся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления инфы обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание.
8)Создание условий для творчества в учеб.деят-ти. Т.к. творчество явл. 1м из важных факторов сохранения здоровья чел.в течение всей жизни. Решение творч-х задач на уроке, при подготовке дз явл. способом удовлетворения базовых способностей уч-ся.
9)Вкл-е в процесс познания эмоционально-чувственной сферы. Инфа, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, приобретает личностный смысл.
10)Создание на уроке ситуаций успеха для уч-ся. Н-р, определенность дз. Ученики четко должны знать, что если они выполнят дз в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным.
11)Диагностика начальных стадий утомления уч-ся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления уч-ся проводится уч-м по визуальным признакам. Проведение минуток.
2. Витагенные технологии.
Метод витагенного обучения А.С. Белкина
Витагенное обучение - обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологич.потенциала в образоват-х целях. Осн.идея сост.в формир.отношений сотрудничества между уч-м и уч-ся.
Здесь у-ль - не только информатор, но и соучастник, вдохновитель, умеющий вести за собой и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования - формирование соц.образа чел. и индивидуальности. Здесь исп. ресурсы уч-ся, скрытые в подсознании, т.е. творчество и фантазии уч-ся, интуиция.
Здесь различают 2 понятия: Опыт жизни – это инфа, не прожитая человеком, а связанная всего лишь с его
осведомленностью. Жизненный (витагенный) опыт – это инфа, ставшая не просто достоянием личности человека, это та инфа, которую человек прожил, и которая отложилась в резервы долговременной памяти, стала личностно значимой для него.
Переход витагенной инфы в жизненный опыт реализуется через след.стадии:1)Восприятие витагенной инфы. 2)Чел.определяет для себя значимость инфы с позиции уже имеющегося у него опыта. 3)На этой стадии чел.осмысленно сам себе создает установку на запоминание той или иной полученной инфы.
Описанные стадии, определяют такие ур.усвоения витагенной инфы как:
1)Операционный. Инфа имеет наименьшее значение для самореализации личности в образовательном процессе. 2)Функциональный. Здесь происходит установка на более длительные промежутки хранения инфы. 3)Базовый. Характеризуется длительным запоминанием и наибольшей значимостью инфы для самореализации в рамках обучения.
Ур.могут
свободно взаимодействовать между собой,
переходя из одного в др.
Приёмы
в технологии:
1)Прием анализа жизненного опыта с
раскрытием его связей в образовательном
процессе. 2)Прием опережающей проекции
преподавания, т.е. образовательная
проекция накладывается на витагенную.
2)Прием доп.конструирования незаконченной
образовательной модели направлен
на актуализацию творч.потенциала
личности, по формуле: «Я предлагаю вам
идею, незаконченное произведение, а
ваша задача — дополнить, опираясь на
свой жизненный опыт». 3)Прием временной,
пространственной, содержательной
синхронизации образоват.проекций,т.е.
дид.материал излагается с раскрытием
временных, пространственных, содержательных
связей между фактами, событиями,
явлениями, процессами.
Билет 14
1. Работа с одаренными детьми.
Одар.ребенок - ребенок, который выдел.яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деят-ти. Признаки одаренности ребенка в познании: может сразу заниматься несколькими делами; отличная память; большой словар.запас; может делать собственные выводы; любит сам решать трудные задачи; хорошие матем.способности; повышенная концентрация внимания на чем-либо или упорство; личная система ценностей; яркое воображение; высокий энергетич-й ур-нь.
Принципы пед.деят-ти в работе с одар.детьми: 1)принцип max разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 2)принцип возрастания роли внеурочной деят-ти; 3)принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4)принцип создания условий для совместной работы уч-ся при min участии уч-ля; 5)принцип свободы выбора уч-ся доп.образоват-х услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одар.уч-ся.
Формир-е положит-й мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методич. системы работы с одар.детьми. Взаимодействие уч-ля с одар.уч-м должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
Учитель должен быть: увлечен своим делом; способным к эксперимент-й, научной и творч.деят-ти; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых пед.технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспит-го процесса; знатоком во всех обл.человеч.жизни.
Формы работы с одар.уч-ся: творч-е мастерские; групповые занятия по параллелям кл-в с сильными уч-ся;
факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деят-ю; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практич.конференции; участие в олимпиадах; работа по индивид-м планам;
сотрудничество с др.школами.
2. Этнокультурные технологии.
Этнокультурные технологии – технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества. Они направлены на реализацию след. целей: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция.
Основным средством явл.этнокультурное образование. Образование здесь должно выполнять 4 гл. ф-и:
1)транслирующую – обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ;
2) развивающую – формирование и развитие национального самосознания; 3) дифференцирующую – выявление и учет национально-культурных интересов проживающих на тер-рии обл.этнических групп;
4) интегрирующую – обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур, в условиях отдельно взятого региона.
Ещё одно требование – понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.
Необходимой предпосылкой становления этнокультурного образования явл.создание и развитие этнокультурного образоват.пространства. Этнокультурное пространство- культурная «почва», «поле» для развития этнических культур. Этнокультурное образоват.пространство - это семья, учеб.заведения, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно сост.из 2 частей: институциональная (школы, вузы) и неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей).
Выдел. 3 процесса: 1. пропедевтика – т.е. семейная микросреда, т.к. в семье происходит первое восприятие национального происходит через УНТ: сказки, песни, мифы и прочее. 2. обучение – т.е. образование, в шк. и ВУЗах всем должна быть предоставлена возможность доп.изучения родного яз., лит-ры, истории.
3. погружение в практику – т.е. приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов – учреждения доп.образования, национально-культурные центры, кружки и курсы.
Билет 15
1. Педагогика творчества.
Педагогика творчества– наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспит-го процесса. Отличительной чертой явл.человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой «Я»-концепции уч-ля и уч-ка. Педагогическое творчество– это деят-ть, отличающаяся качественными новыми подходами к организации учебно-воспитат.процесса в образоват.учреждении и формирующая высокоэрудированного и творчески мыслящего чел.
Гл.признаками пед.творчества явл.: создание нового или усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деят-ти, ее результатов; взаимосвязь творчества и самотворчества.
Цель педагогики творчества – формир-е творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокая направленность на творчество. Для творческой личности характерен творческий стиль в одном или неск.видах деят-ти, наличие способностей, мотивов, З и У, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Творческий педагог –исследователь, обладающим след. качествами: научным психолого-пед. мышлением, высоким ур-м пед.мастерства, развитой пед.интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным исп-м передового пед.опыта. Также уч-ль обладать организаторскими способностями, инициативностью, активностью, настойчивостью, вниманием и наблюдательностью, нестандартно мыслить, иметь богатое воображение.
Критерии пед.творчества: наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление; умение перевести теорет.и методич.положения в пед.действия; способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание; способность к импровизации; умение видеть «веер вариантов».