Файл: Эффективность менеджмента организации (Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации
1.1. Эффективности менеджмента организации: понятие, виды, критерии
1.2. Современные методики оценки эффективности менеджмента организации
2. Анализ эффективности менеджмента на примере ООО «Трест ЛРМ»
2.1. Общая характеристика ООО «Трест ЛРМ»
2.2. Анализ хозяйственно-экономической деятельности ООО «Трест ЛРМ»
2.3. Анализ показателей эффективности менеджмента организации ООО «Трест ЛРМ»
В таблице 5 проанализированы горизонтальные изменения, произошедшие в структуре пассивов ООО «Трест ЛРМ».
Таблица 5
Горизонтальный анализ структуры пассивов ООО «Трест ЛРМ»
Показатель |
Темп прироста 2017 к 2016 г., % |
Темп прироста 2018 к 2017 г., % |
Абсолют ное изменение, 2017 к 2016 г., тыс. руб. |
Абсолют ное изменение, 2018 к 2017 г., тыс. руб. |
Общая сумма пассивов |
-11,58 |
-0,05 |
-11127,00 |
-45,00 |
Капитал и резервы, в т.ч. |
0,61 |
11,52 |
257,00 |
4897,00 |
Уставный капитал |
900,00 |
0,00 |
900,00 |
0,00 |
Добавочный капитал |
-1,52 |
11,79 |
-643,00 |
4897,00 |
Долгосрочные обязательства, в т.ч.: |
-15,13 |
-5,06 |
-3009,00 |
-854,00 |
заёмные средства |
-15,13 |
-5,06 |
-3009,00 |
-854,00 |
Краткосрочные обязательства: |
-44,06 |
-64,06 |
-4944,00 |
-4021,00 |
кредиторская задолженность |
-44,06 |
-64,06 |
-4944,00 |
-4021,00 |
Расчёты и прочие пассивы |
-15,10 |
-0,35 |
-3431,00 |
-67,00 |
Коэффициент соотношения заёмного и собственного капитала |
-21,62 |
-20,77 |
-0,28 |
-0,21 |
Таким образом, для 2017 года характерно снижение объёма пассивов на 11,58% или 11127 тыс. руб., что обусловлено значительным снижением объёма краткосрочной и долгосрочной задолженности компании (на 15,13% и 44,06% соответственно). В 2018 году снижение объёма пассивов составило 0,05%. Изменение обусловлено, в первую очередь, значительным снижением краткосрочной задолженности (64,06%) при возросшем количестве собственных средств на 11,52% или 257 тыс. руб.
В 2018 году практически вся деятельность ООО «Трест ЛРМ» осуществлялась за счёт собственных средств, коэффициент использования заёмных средств снизился на 0,21 ед. В целом финансовую устойчивость компании можно охарактеризовать как достаточно высокую. В 2018 году анализируемые коэффициенты находятся в пределах допустимых значений. Компания является финансово независимой.
2.3. Анализ показателей эффективности менеджмента организации ООО «Трест ЛРМ»
С целью анализа основных показателей эффективности деятельности компании ООО «Трест ЛРМ» необходимо проанализировать рентабельность отдельных видов деятельности компании, распределение заказов, а также основных поставщиков лифтового оборудования.
В таблице 6 представлены основные заказчики ООО «Трест ЛРМ» и отражена доля от общего числа заказов в 2017 и 2018 годах соответственно.
Таблица 6
Основные заказчики ООО «Трест ЛРМ» 2017-2018г.г.
Наименование организации |
Доля заказов, 2017 г. (%) |
Доля заказов, 2018 г. (тыс.руб.) |
Доля заказов, 2018 г. (%) |
Доля заказов, 2018 г. (тыс.руб.) |
ООО «ЛенРусСтрой» |
17 |
26198,7 |
21 |
34674,36 |
ОАО «МегаЛит» |
15 |
23116,5 |
0 |
0 |
ГК «ИСК «Невская недвижимость» |
14 |
21575,4 |
18 |
29720,88 |
ЗАО «Росстройинвест» |
10 |
15411 |
13 |
21465,08 |
ЗАО «Строительный трест №20» |
11 |
16952,1 |
7 |
11558,12 |
ЗАО «Торус» |
7 |
10787,7 |
6 |
9906,96 |
Прочие заказчики |
26 |
40068,6 |
35 |
57790,6 |
Итого |
100 |
154110 |
100 |
165116 |
Таким образом, главным заказчиком ООО «Трест ЛРМ» является ООО «ЛенРусСтрой», как в 2017 так и в 2018 годах. В 2018 году доля заказов увеличилась на 4%, что может свидетельствовать о укреплении отношений между компаниями и позволяет строить прогнозы о дальнейшем развитии сотрудничества. Далее можно отметить увеличение количества заказов в денежном выражении от таких компаний, как ГК «ИСК «Невская недвижимость» (на 4%), и ЗАО «Росстройинвест» (на 3%). По прочим компаниям наблюдается снижение заказов в денежном выражении, что обусловлено замедлением темпов роста строительного рынка, в том числе и рынка жилого и муниципального строительства, сектор которого является приоритетным в деятельности организации.
Наглядно распределение заказов представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 - Основные заказчики ООО «Трест ЛРМ» в 2017-2018г.г. (%)
Помимо этого, вызывает опасение тот факт, что компания не расширила количества постоянных заказчиков, отдав предпочтение разовым сделкам, что может косвенно свидетельствовать о неудовлетворительной работе менеджеров по поиску клиентов.
Таким образом, можно сказать об общей тенденции укрупнения заказчиков, при том, что существует некоторое ослабление связей с частью постоянных клиентов, что может отражать как повышение уровня конкуренции среди монтажных компаний, так и недостаточно привлекательные либо изменившиеся условия заказов.
В качестве рекомендации для менеджмента можно предложить продолжать поиск крупных компаний с целью минимизации и распределения рисков для фактического выполнения годового плана работ.
Рассмотрим основные объекты, в которых компания осуществляет свою деятельность. На первом месте стоит обслуживание объектов жилого назначения, на втором месте выступают объекты муниципального и социального назначения, на третьем месте – объекты бизнеса в среднем и нижнем ценовом сегменте. Наименьшее число заказов приходится на обслуживание вторичного жилого и бизнес центров в развитых районах города. Распределение заказов по объектам недвижимости в 2017 и 2018 годах представлено в таблице 7.
Таблица 7
Основные объекты обслуживания ООО «Трест ЛРМ»
Вид объекта |
Число заказов, 2017г. шт. |
Доля от общего количества заказов, % |
Число заказов, 2018г. шт. |
Доля от общего количества заказов, % |
Новые бизнес центры |
4 |
7,1 |
3 |
5,8 |
Первичный жилой фонд |
33 |
58,9 |
28 |
53,8 |
Объекты социального и муниципального назначения |
8 |
14,3 |
9 |
17,3 |
Вторичный жилой фонд в развитых районах города |
4 |
7,1 |
6 |
11,5 |
Вторичный фонд деловых застроек |
2 |
3,6 |
2 |
3,8 |
Прочие объекты |
5 |
8,9 |
4 |
7,7 |
Итого |
56 |
100 |
52 |
100 |
Таким образом, в 2018 году общее число заказов по объектам снизилась на 4 единицы, при этом увеличилась средняя стоимость заказа.Наибольшую долю в заказ занимает первичное жилое строительство, а именно многоэтажные жилые комплексы и многоквартирные дома. В основном компания работает с объектами средней и низкой ценовой категории, так как не занимается установкой дорогостоящих лифтов иностранных производителей. На втором месте по значимости выступают объекты социального и муниципального назначения, на третьем месте – переустановка лифтов в объектах жилого вторичного фонда, далее следуют заказы бизнес-центров и прочие заказы.
Для начала целесообразно рассчитать основные показатели доходности компании. Для этого рассчитаем такие виды рентабельности, как рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственных средств.
Расчёт показателей произведём на основе данных отчётности ООО «Трест ЛРМ» о финансовых результатах.
Итоговые данные о показателях рентабельности компании отражены в виде таблицы:
Таблица 8
Показатели рентабельности ООО «Трест ЛРМ»
Наименование показателя |
2017г. (%) |
2018г. (%) |
Абсолютное изменение 2018г. к 2017г., ед. |
Относительное изменение 2018г. к 2017г., % |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
3,23 |
3,01 |
-0,22 |
-6,6 |
Рентабельность активов |
7,300 |
7,306 |
0,006 |
0,08 |
Рентабельность собственного капитала |
11,7 |
10,5 |
-1,2 |
-10,3 |
Таким образом, в 2018 году рентабельность продаж снизилась на 6,6%, также на 10,3% снизился показатель рентабельности собственного капитала. Рентабельность активов осталась практически на неизменном уровне. Рентабельность продаж составила 3,01% при норме от 15%, что свидетельствует о необходимости поиска путей снижения себестоимости услуг компании. При росте закупочных цен на лифтовое оборудование, утрате связей с постоянными заказчиками, компания может постепенно потерять долю рынка, что негативно отразится на результатах деятельности.
В условиях кризиса положительные показатели рентабельности сами по себе являются удовлетворительным результатом, также в качестве положительного момента выступает наличие у компании чистой прибыли. При этом рентабельность снижается, что свидетельствует о необходимости пересмотра политики управления.
Для того, чтобы определить наиболее рентабельные виды услуг ООО «Трест ЛРМ», рассчитаем показатели рентабельности продаж для каждой товарной группы компании.
В таблице 9 проанализируем выручку по каждому виду работ и себестоимость работ.
Таблица 9
Выручка и себестоимость основных видов работ ООО «Трест ЛРМ», 2018 г.
Наименование показателя |
Выручка, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Себестоимость, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Относительное соотношение, % |
Установка лифтов |
107325,4 |
65 |
96693,03 |
63 |
90,1 |
Электромонтажные работы |
21465,08 |
13 |
18417,72 |
12 |
85,8 |
Кровельные работы |
14860,44 |
9 |
15348,1 |
10 |
103,3 |
Фасадные работы |
11558,12 |
7 |
13813,29 |
9 |
119,5 |
Прочие виды деятельности |
9906,96 |
6 |
9208,86 |
6 |
93,0 |
Итого |
165116 |
100 |
153481 |
100 |
93,0 |
Таким образом, основной объём выручки (65% либо 107 325 тыс. руб.) обеспечили услуги в установки лифтов, 13% и 9% соответственно приходятся на электромонтажные и кровельные работы.
На основе данных таблицы 2.12 рассчитаем рентабельность продаж по каждому виду работ по валовой прибыли, равной отношению валовой прибыли к выручке. Результаты представим в виде таблицы 10.
Таблица 10
Рентабельность продаж по номенклатурным видам работ, 2018г.
Номенклатурная группа |
Величина показателя (%) |
Установка лифтов |
9,9 |
Электромонтажные работы |
14,2 |
Кровельные работы |
-3,3 |
Фасадные работы |
-19,5 |
Прочие виды деятельности |
7,0 |
Таким образом, наиболее рентабельными являются услуги в сфере электромонтажных работ (показатель 14,2%), а также установка лифтов (показатель 9,9%). Деятельность по производству кровельных и фасадных работ является убыточной, но, так как входит в комплексные договоры подряда, не может быть исключена из основных направлений деятельности и требует пересмотра со стороны руководства.
Так как электромонтажные работы обеспечивают всего 13% от общего оборота, совершенствование деятельности должно быть направлено в основном на увеличение договоров по комплексной установке лифтов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи работ и услуг ООО «Трест ЛРМ» являются:
- изменение объема продажи работ и услуг;
- изменение структуры ассортимента реализованных работ и услуг;
- себестоимости продукции;
- изменение цены реализации работ.
Далее представлен анализ внешней макросреды компании.
В экономической сфере на деятельность компании могут оказать влияние такие тенденции, как падение устойчивости рубля, и, как следствие, обесценивание собственного капитала и резервов. Диверсификация данного риска может заключаться в сбалансированной политике распределения капитала, осуществление вложения собственных средств в ликвидные активы.
Помимо этого, негативное влияние может оказать снижение платёжеспособности жителей Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, приведёт к снижению продаж в области городской недвижимости первичного фонда, доходы от которого традиционно являются наиболее важными для монтажной компании. С целью влияния на данный риск возможна реализация различных акций по продажам лифтов, а также использование новейших материалов и разработок в области монтажных работ.