Файл: Внедрение и применение системы сбалансированных показателей.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Концепция и элементы сбалансированной системы показателей
1.2 Ключевые принципы и этапы разработки системы сбалансированных показателей
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ «ЮТ»
2.1 Общая характеристика магазина канцелярских товаров «ЮТ»
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности
2.3. Оценка рыночных позиций магазина
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В структуре пассивов произошли изменения, это показано на рисунке 2.4.
2016 г.
2018 г.
0
1150
1000
3120
- заемные средства, в т.ч.
кредиты банков
2000
2647
3000
- кредиторская
задолженность
400
4000
- резерв предстоящих
расходов и платежей
3912
6000
5000
320
8000
7000
Рисунок 2.4 - Изменение пассивов магазина «Ют» в 2016 и 2018 гг. Источник: [составлено автором]
Наибольшую динамику в пассивах показали заемные средства (кредиты банков), которые увеличились за два последние года с 1150 до 3120 тыс. рублей, т.е. в 2,7 раз. Компания вынуждена прибегать к банковскому кредитованию, поскольку требуется финансовые вложения для расширения ассортимента продукции. Кредиторская задолженность, образуемая в большей мерее перед поставщиками, возросла за этот период в 1,5 раз с 2647 до 3912 тыс. рублей.
Показатель чистых активов представляет собой балансовую стоимость имущества организации (всех ее активов), уменьшенную на сумму обязательств. В магазине «Ют» несколько ухудшилась структура активов и пассивов, доля собственных активов составляет 62,7% (в 2016 году – порядка 65,8% активов). Это объясняется тем, что организация вынуждена прибегать к кредитам и кредиторская задолженность ее также имеет тенденцию к росту.
Показатели финансово устойчивости, рассчитанные по данным баланса магазина «ЮТ» приведены в приложении (таблица 3). В целом можно сказать, что они находятся в допустимых границах, и организация финансово устойчива.
Коэффициент прогноза банкротства показывает способность предприятия расплачиваться по своим краткосрочным обязательствам при условии благоприятной реализации запасов. Для магазина «Ют» ухудшение данного показателя в 2018 году является следствием увеличения доли наименее ликвидных активов (основных средств), и роста задолженности перед банками.
Важными показателями, которым уделяется внимание при проведении финансового анализа, являются показатели ликвидности, т.е. способности превратить активы в денежные средства платежа для погашения краткосрочных обязательств (Приложение, таблица 4).
Коэффициенты ликвидности складываются в допустимом диапазоне, установлены выше нормативного уровня. По нашему мнению, уменьшение показателей ликвидности не является признаком «нездорового финансового состояния» магазина, а напротив, указывают на использование кредитной разницы (задолженности перед банками) в качестве временного источника привлечения капитала.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения магазина «Ют», поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность компании. Кроме того, увеличение скорости оборота отражает повышение экономического потенциала магазина.
Таблица 2.1
Коэффициенты деловой активности магазина «Ют»
Показатели |
2018 г. |
2017 г. |
Изменение |
||
1 |
Выручка от реализации |
13162 |
11525 |
1637,0 |
114,2 |
2 |
Себестоимость выполненных работ |
9819 |
8904 |
915,0 |
110,3 |
3 |
Чистая прибыль |
2010 |
1540 |
470,0 |
130,5 |
4 |
Средняя стоимость активов |
11743 |
10847,5 |
895,5 |
108,3 |
5 |
Оборачиваемость активов (Обакт) (стр. 1:стр.4) |
1,121 |
1,062 |
0,1 |
105,5 |
в днях |
326 |
344 |
-17,9 |
94,8 |
|
6 |
Средняя стоимость запасов |
5982,5 |
5201 |
781,5 |
115,0 |
7 |
Оборачиваемость запасов (Обзап) (стр.2:стр.6) |
1,641 |
1,712 |
-0,1 |
95,9 |
в днях |
222 |
213 |
9,2 |
104,3 |
|
8 |
Средняя стоимость дебиторской задолженности покупателям |
2955,5 |
3115 |
-159,0 |
94,9 |
9 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности по покупателям (Обдеб) (стр.1:стр.8) |
4,453 |
3,700 |
0,8 |
120,3 |
в днях |
82 |
99 |
-16,7 |
83,1 |
|
10 |
Средняя стоимость кредиторской задолженности |
3241 |
2608 |
632,5 |
124,3 |
11 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности (Обкред) (стр.2:стр.10) |
3,030 |
3,414 |
-0,4 |
88,8 |
в днях |
120 |
107 |
13,5 |
112,7 |
Источник: [составлено автором]
Как видно из вышеприведенной таблицы 2.1, имеет место улучшение показателей деловой активности в течение 2018 г. Длительность финансового цикла сократилась. Для магазина «Ют» длительность финансового цикла составила в 2018 году 184 дня, в 2017 году она была 205 дней.
Большой интерес для анализа финансового состояния компании имеют коэффициенты рентабельности. Они показывают, насколько прибыльна деятельность хозяйствующего субъекта.
Наиболее часто используемые показателями в контексте финансового менеджмента являются следующие коэффициенты:
- Чистая рентабельность продукции;
- Чистая рентабельность деятельности;
- Чистая рентабельность активов.
Результаты расчета коэффициентов рентабельности приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ рентабельности магазина «Ют»
№ |
Показатели |
2018 г |
2017 г. |
Изменение, |
|
(+/-) |
% |
||||
1 |
Чистая прибыль |
2010 |
1540 |
470 |
130,5 |
2 |
Средняя стоимость активов |
11743 |
10847,5 |
896 |
108,3 |
3 |
Чистая рентабельность активов (Ракт) (стр.1:стр.2) |
17,1% |
14,2% |
2,9 |
120,6 |
4 |
Чистая выручка от реализации |
13162 |
11525 |
1637 |
114,2 |
5 |
Чистая рентабельность реализации (Рреал) (стр.1:стр.4) |
15,3% |
13,4% |
1,9 |
- |
6 |
Стоимость чистых активов |
12369 |
10665 |
1704 |
116,0 |
7 |
Чистая рентабельность собственного капитала (Ркап) (стр.1:стр.6) |
16,3% |
14,4% |
1,8 |
- |
Источник: [составлено автором]
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о положительной динамике роста показателей рентабельности магазина «Ют». Рентабельность активов увеличилась с 14,2 до 17,1%. Аналогично увеличились показатели рентабельности реализации (с 13,4 до 15,3%), рентабельности активов (с 14,4 до 16,3%).
В целом, можно сделать выводы, что компания относится к растущим. И поскольку индивидуальный предприниматель постоянно генерирует новые идеи по развитию бизнеса, определенным ограничителем для него являются финансовые возможности (инвестиционные), которые при наличии в достаточном количестве можно было направить на открытие нового магазина, охват других, смежных сегментов бизнеса
2.3. Оценка рыночных позиций магазина
Рынок канцелярских товаров традиционно делится на несколько различных сегментов, к которым относятся товары для детей школьного возраста и для студентов, бумага для офиса и офисные принадлежности, дорогие подарочные канцтовары и различная сувенирная продукция.
Практически все операторы рынка понимают, что рынок на сегодняшний день является растущим, еще далек от стадии насыщения и его пока не сильно затронули механизмы внутренней консолидации и экспансии со стороны крупных иностранных операторов. Все это еще ожидает его в недалекой перспективе. Уверенность в этом основывается на опыте и последующих результатах развития других отраслевых рынков России, прототипами могут служить рынки отдельных товаров пищевой промышленности, на которых возникали похожие ситуации и сценарии развития. Конечно, низкие барьеры вхождения в отрасль и большое общее количество субъектов, оперирующих в настоящее время на рынке, говорит о том, что скорость этих процессов будет невысока.
Всего на рынке канцтоваров города Надыма представлено порядка десятка компаний. Около 80% сегмента на рынке занимают мелкие компании. Таким образом, даже при условии довольно высокой конкуренции и существования опыта работы на местном рынке, у новичков есть все шансы выйти на рынок (пусть даже изначально небольшое, но с перспективой дальнейшего развития и расширения).
Магазин «Ют» ориентирован на широкую целевую аудиторию (родители дошкольников и школьников, сами школьники, студенты и прочие покупатели).
Отдельно ведется работа с государственными и муниципальными заказчиками, которые обеспечивают существенную долю оборота магазина.
Канцтовары относят к товарам общего потребления. Спрос на такую продукцию мало зависит от сезона, а также от экономической обстановки в стране, ведь даже несмотря на различные экономические кризисы, дети продолжают ходить в образовательные учреждения и им требуются ручки, тетради, обложки на учебники, товары для творчества и пр. Хотя фактор сезонности все же присутствует. Так, наибольший спрос наблюдается в период с июля по сентябрь, когда родители начинают закупать канцелярию к школе. С октября по июль доход канцелярского магазина относительно стабилен (с некоторым спадом в период с мая по июль).
«Ют» заинтересована в том, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос со стороны клиентов самым лучшим образом и поддержать своего клиента за счет более грамотной организации процесса продажи, обеспечивая его новыми и актуальными каталогами практически во всех звеньях поставок — розничном и оптовом.
В своей ценовой политике магазин «Ют» придерживается принципа «золотой середины». Понимая, что высокий уровень качества предлагаемых товаров и сервисного обслуживания клиентов не может сопровождаться предельно низкими ценами, магазин ориентируется на их справедливый конкурентный уровень с учетом возможностей рынка. Конкуренция на рынке г. Надыма представлена следующими компаниями (в соответствии с таблицей 2.3).
Анализ ценовой политики магазинов показал следующее: практически все магазины относятся к категории мидл – класса (среднего класса) и эконом – класса. Магазинов премиум класса и сервис – класса на рынке города Надым не представлено. Частично к премиум- сегменту можно отнести магазин
«Престиж», поскольку в нем представлена группа канцелярских товаров, которые относятся к премиум – сегменту.
Таблица 2.3
Наименование |
Адрес |
Категория |
|
1 |
ТЦ «Юбилейный» |
Строителей,1 (ТЦ Юбилейный, 2 этаж) |
Посуда, Канцтовары, Детские товары, Игрушки, Всѐ для будущих мам |
2 |
«Лукоморье» |
Комсомольская 7а |
Канцтовары, Детские товары, Игрушки |
3 |
Магазин «Канцелярочка» |
ул. Зверева, 3/1 |
Канцелярские товары |
4 |
Канцелярский магазин «Престиж» |
ул. Заводская, 5 |
Канцелярские товары |
5 |
Канцелярский магазин «Школьник» |
ул. Зверева, 49 |
Канцелярские товары |
6 |
«Авдиус» |
ул. Зверева, 44 |
Канцелярские товары |
7 |
Магазин «Канцсервис» |
Ленинградский просп., 11 |
Канцелярские товары |
8 |
«Всѐ для офиса и школы» |
Ленинградский проспект, 18 |
Канцелярские товары |
Основные конкуренты на рынке канцелярских товаров г. Надыма
Источник: [составлено автором]
Далее, наиболее широким ассортиментом среди анализируемых обладает магазин «ЮТ», хотя по доступности он проигрывает тем, которые расположены на центральных улицах – ул. Зверевой и Ленинском проспекте. Доступность зачастую является важной составляющей интереса покупателей.
Анализ ассортимента канцелярских товаров в представленных магазинах г. Надыма показал, что коэффициент полноты изменяется в пределах от 50 до 100% и в среднем составляет 62%. Наибольшее значение коэффициента полноты ассортимента канцелярских товаров установлены в магазине «ЮТ», наименьшее «Авдиус», «Лукоморье».