Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 12830
Скачиваний: 77
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем
1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем
1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем
Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем
2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем
2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем
2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем
Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем
3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем
3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем
3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем
3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости
3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида
Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем
4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС
4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей
4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов
Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем
5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем
5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем
5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем
5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных
5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем
Библиографический список использованной литературы
Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем
Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС
Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»
Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем
ИС в определенных условиях предоставляются на рынок для получения прибыли от эксплуатации ИС. Таким образом, информационную продукцию и услуги в принципе можно идентифицировать как информационный товар с разнообразными содержанием и формами. Товар проходит систему производства, распределения, обмена и потребления в экономической сфере.
Разумеется, данная классификация не отображает полного состава свойств, характеризующих продукцию и услуги ИС. Каждый из этих свойств может быть детализирован в отдельную ветвь классификационного дерева. Имеется связь между деревом классификации информационной продукции и «деревом целей» системы СКИС. Указанные в таблице классы формируются, в основном, через выделение свойств, которые присущи информации, составляющей содержательную часть информационной продукции. При этом каждая единица продукции является носителем кортежа свойств (признаков) соответствующих классов. Например, аналитический обзор финансового рынка консультационной фирмы, подготовленный по заказу предприятия, может быть представлен заказчику с нарушением срока, содержит информацию по неполному составу аспектов обзора и т.д.
Очень важно в решении задач СКИС в процессе выделения свойств информационной продукции провести идентификацию информационного продукта как источника информации [6], в частности, определение атрибутов выпускника вуза в «БД-выпускник», экспоната в информационно-выставочной системе, термина в глоссарии, структуры отображения источника учебной и научной информации (ИУНИ) и др. [59,89,90,167,168,187,222]. Идентификация существенно улучшает структурированность источника, его информативность, прагматику и повышает тем самым конкурентоспособность среди определенных классов ИС. Для обеспечения этих условий, например, ИУНИ, как продукт функционирования ИС, должен иметь следующие структурные компоненты:
-
Определение понятия рассматриваемого вида документа.
-
Классификацию вида документа.
-
Определение назначения документа (цель, задачи, функции).
-
Описание структуры документа.
-
Описание технологии получения (обработки) документа.
-
Электронные базы данных, массивы, архивы, хранилища документов и адрес хранения.
-
Характеристику сравнительной эффективности документа в общей структуре документации и информации.
Проведенная идентификация относительно структуры ИУНИ позволяет существенно улучшить качество процесса отображения и коммуникации в системе информационных ресурсов, в частности, в высшем образовании и науки [90].
Выбор определяющих признаков для классификации информационной продукции с целью выделения свойств и определения этапов оценки ее качества является задачей СКИС. Оценка КИС состоит из следующих основных этапов:
-
Определение цели оценки КИС.
-
Определение набора показателей качества оцениваемой ИС и базового варианта ИС, обоснование репрезентативности набора показателей.
-
Выбор или разработка способов расчета (составление формул) значений показателей качества ИС.
-
Выбор и определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для расчета фактических значений показателей качества оцениваемой ИС.
-
Расчет фактических значений показателей качества ИС и их сопоставление с базовыми значениями.
-
Оценка уровня качества функционирования ИС.
В основе оценки качества функционирования ИС лежит система показателей. Её можно представить в виде классификационного поля (таблица 2.6). В данной
Таблица 2.6
Классификация показателей оценки качества ИС
Основание деления |
Выделяемые классы показателей качества ИС |
Содержание |
Достоверность, полнота, своевременность, оперативность, информативность, надежность, отказоустойчивость, наработка на отказ, эффективность, защищенность, производительность, пропускная способность, себестоимость и др. |
Характер функциональности |
Технические, технологические, экономические, эргономические, эстетические |
Назначение |
Фактические, базовые, относительные |
Иерархичность |
Элементарные, параметрические, единичные, групповые, интегральные, комплексные |
Многосвязность |
Групповые, обобщенные, интегральные, комплексные |
Форма отображе-ния свойств ИС |
Натуральные, стоимостные, временные, удельные, комбинированные |
Вид свойств ИС |
Надежности, отказоустойчивости, ремонтопригодно-сти, долговечности, технологичности, экономичности, эргономичности, эстетичности, унифицированности, защищенности, экологичности, безопасности и др. |
Количество агрегируемых свойств ИС |
Единичные, групповые, обобщённые, интегральные, комплексные |
Стадии расчета зна-чений показателей |
Априорные (моделируемые), апостериорные (эксплуатационные) |
Значимость в оце-нке качества ИС |
Определяющие, основные, индексы качества, дополнительные |
Распространение по видам ИС |
Универсальные, специальные (локальные) |
Способ получения |
Дескриптивные, экспертные, аналитические, расчетные, комбинированные |
Фазы жизненного цикла ИС |
Исследование, проектирование, построение, эксплуатация, утилизация |
Подсистемы ИС |
Информационно-документационные, технические, программные, организационно-правовые |
Этапы технологии ИС |
Сбора данных, ввода в ЭВМ, обработки, поиска, хранения, актуализации, передачи, вывода, отображения данных и др. |
классификации основания деления выбраны с учетом их важности и частоты применяемости. В основе оценки качества лежит распознавание разносторонних свойств ИС - «свойство ИС – это объективная характеристика, отображающая отдельную сторону качества ИС». Количественная оценка качества ИС выполняется посредством выделения количественной формы проявления свойств, в частности, такой категории как параметр - «параметр качества ИС – это количественная величина, отображающая интенсивность проявления отдельного свойства ИС». С учетом взаимосвязи выделенного параметра определим понятие «показатель качества ИС – совокупность параметров, отображающая количественную характеристику свойства ИС, и обеспечивающая оценку определенной стороны качества ИС».
В иерархической системе показателей низший уровень занимают единичные показатели - «единичный показатель качества ИС – это количественная характеристика одного из свойств ИС, значение которой определяется на основе набора соответствующих параметров». Примером может служить значение достоверности информации по определенному виду обрабатываемой документации на отдельном этапе технологии обработки данных ИС. На основе единичных показателей могут быть построены групповые показатели качества ИС. «Групповой показатель качества ИС – это количественная характеристика качества ИС, значение которой определяется на основе набора единичных показателей ИС». Например, определить значение группового показателя можно путем расчета средневзвешенного значения своевременности обработки данных определенного вида документов по набору этапов технологического процесса ИС. На базе групповых показателей определяются значения интегральных показателей. «Интегральный показатель качества ИС – это количественная характеристика качества ИС, значение которой определяется на основе набора групповых показателей ИС». Так, например, средневзвешенная сумма значений показателей достоверности, полноты и своевременности информации отображает значение комплексного показателя качества по групповым фактическим, базовым и относительным показателям ИС.
Важную роль в квалиметрии ИС играют обобщенные показатели. Обобщенный показатель, как правило, отображает несколько свойств ИС и учитывает взаимовлияние параметров весомости всех входящих в него групповых (абсолютных или удельных) показателей». «Обобщенный показатель качества ИС - это количественная характеристика качества ИС, значение которой определяется функциональной зависимостью от набора значимых свойств ИС, близких по весомости и содержанию». В конкретных моделях определения значений обобщенных показателях весомость отображается через коэффициенты весомости того или иного показателя, включенного в структуру модели обобщенного показателя. Функциональная зависимость может быть отображена различными средствами, например, моделью регрессионной зависимости. Весомость в данном случае может быть отображена в форме удельных показателей, например, достоверность данных в рамках шкалы от 0 до 1. В форме абсолютных показателей весомость может быть представлена количеством дефектов по определенным показателям качества, например, достоверности, полноты, своевременности обработки информации и др. «Коэффициент весомости показателя качества ИС - это количественная характеристика значимости определенного показателя качества ИС в системе показателей ее качества».
На основе групповых, интегральных, обобщенных и других показателей можно определить значения комплексных показателей качества ИС. «Комплексный показатель качества функционирования ИС – это количественная характеристика качества ИС, значение которой определяется как средневзвешенная арифметическая величина набора различных по содержанию, но сопоставимых по измерению показателей качества ИС». В принципе комплексный показатель может быть определен по набору свойств на уровне отдельных компонентов (подсистем), ИС в целом и (или) набору ИС. Так, например, значение этого показателя можно рассчитать по набору базовых интегральных и обобщенных показателей, отображающих набор различных свойств ИС, но измеряемых по удельной шкале.
Очень часто приходится решать задачу оценки КИС по отдельному показателю, который играет доминирующую роль и является определяющим в системе показателей качества ИС. «Определяющий показатель качества ИС - это количественная характеристика качества ИС, по которой принимается окончательное решение об оценке качества ИС». Назначение статуса определяющего показателя может получить показатель, занимающий верхний уровень иерархии в системе показателей качества ИС. Чаще всего этот статус приобретают комплексные, обобщенные и интегральные показатели. В процессе совершенствования качества ИС в роли критерия может быть выбран, например, или обобщенный показатель производительности ИС, или интегральный показатель относительного уровня качества ИС и др. Выбор определяющего показателя обусловлен в большей степени прагматикой решения задач оценки и зависит от пространственно-временных характеристик конкретной задачи оценки. При оценке качества ИС в роли определяющего показателя может быть применен «показатель экономической эффективности - это отношение суммарного эффекта от эксплуатации ИС к суммарным затратам на её создание и эксплуатацию».
К разряду определяющих показателей качества ИС можно причислить «относительный показатель качества ИС - это отношение фактического значения показателя качества ИС к базовому значению этого показателя». Для общей оценки качества ИС по системе показателей в целом может быть применен показатель «относительный уровень качества ИС» или «уровень качества ИС - относительная характеристика качества ИС, получаемая путем сопоставлении фактических и базовых значений показателей качества ИС». С учетом сформулированного ранее определения понятия «оценка качества функционирования ИС» дадим определение понятия «оценка уровня качества ИС – это совокупность процедур по выбору номенклатуры показателей качества ИС, расчету фактический значений показателей и сопоставлению их с базовыми значениями эталонной ИС». На основе вышеприведенной дефиниции определим понятия оценки уровня качества отдельных подсистем ИС. Таким образом, «оценка информационного уровня качества ИС - это совокупность процедур по выбору номенклатуры показателей качества, характеризующих информационную составляющую ИС, определению фактических значений этих показателей и сопоставлению их с базовыми значениями», «оценка технического уровня качества ИС – это совокупность процедур по выбору номенклатуры показателей качества, характеризующих техническое состояние ИС, определению фактических значений этих показателей и сопоставлению их с базовыми значениями», «оценка программного уровня качества ИС – это совокупность процедур по выбору номенклатуры показателей качества, характеризующих состояние программного комплекса оцениваемой ИС, определению фактических значений этих показателей и сопоставлению их с базовыми значениями», «оценка организационно-правового уровня качества ИС – это совокупность процедур по выбору номенклатуры показателей качества, характеризующих организационно-правовое состояние ИС, определению фактических значений показателей и сопоставлению их с базовыми значениями».
Так как численный показатель уровня КИС может быть одновременно комплексной, интегральной и обобщенной характеристикой качества, то следует учитывать условие относительности. При расчете количественного значения показателя привлекаются как минимум два параметра качества ИС. Например, расчет достоверности информации, прежде всего, базируется на относительности количества ошибок и объема обрабатываемой информации, содержащего эти ошибки. Фактическое значение показателя должно определяться путем расчета по определенным формулам. В роли базовых значений обычно выступают значения показателей ИС, принятые за эталоны или образцы. Можно сказать, что «базовый образец ИС – это информационная система, представляющая передовые научно-технические достижения в развитии соответствующего класса ИС, и потенциально применяемая как эталон для оценки качества конкретных ИС соответствующего класса». Тогда «базовое значение показателя качества ИС - это значение показателя качества базовой ИС, принятое за основу при сравнительной оценке её качества». По своему назначению близко расположен к базовому значению показателя качества ИС другой показатель - «регламентированное значение показателя качества ИС - это значение показателя, которое устанавливается управляющим органом и фиксируется в нормативной документации».
В решении задач оценки КИС следует учитывать условия отклонений значений показателей качества. Эту особую группу составляют: номинальное значение, предельное значение и допускаемое отклонение показателя качества ИС. «Номинальное значение показателя качества ИС - это регламентированное значение показателя качества, от которого отсчитывается допускаемое отклонение в решении задач оценки качества ИС». По существу номинальное значение выступает в определенных случаях в роли условного базового значения показателя качества ИС. В соответствии с дефиницией понятия «номинальное значение показателя качества ИС» в практических задачах оценки КИС понятие «допускаемое отклонение показателя качества ИС» ничто иное, как степень свободы, или своеобразный «люфт» в задачах управления и оценки КИС. «Допускаемое отклонение показателя качества ИС - это отклонение фактического значения показателя качества ИС от номинального значения, находящееся в пределах, установленных нормативной документацией». Пределы определяются с учетом фактуры показателя и условий решения задачи СКИС. В задачах оценки ИС они обозначают предельные значения показателя. Таким образом, «предельное значение показателя качества ИС - это наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества ИС». Так, например, в контрольной карте СКИС предельные значения параметра качества обозначаются линиями пределов области допустимых значений или «фазового пространства ИС» (рис. 5.1).