Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 12821

Скачиваний: 77

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

В проблеме СКИС очень важно определить само понятие «качество функционирования информационных систем», как отражающему наиболее длительную стадию жизненного цикла ИС. Важным этапом синтеза дефиниций является определение координации и субординации признаков дефиниции. В этом плане более детальное рассмотрение понятия «качество функционирования информационных систем» и формирование его дефиниции можно выполнить посредством выделения группы свойств процесса функционирования ИС. В целях получения адекватного определения была разработана классификационная схема, одним из основных элементом которой является родовидовая вертикаль (субординация), упорядочивающая отношение (координация) классификационных (смежных) признаков по уровням классификации, устанавливающая связи между элементами составного понятия СКИС от общего к менее общему. Эту схему целесообразно отобразить в виде таблицы (таблица 2.2). Родовидовую вертикаль схемы составляют ранжированные по

Таблица 2.2

Выделение свойств составного понятия «Совершенствование качества функционирования информационных систем»


Лексемы

понятия

Уровень

«вертикали» понятия

Признаки и объем понятия

Общий признак понятия

Совершенствование

Нулевой

Улучшение, организация, управление, регулирование, развитие и др.

Целеориентирование

Качество

Первый

Свойство, совокупность свойств, признаки, набор признаков, характеристики, показатели, параметры, атрибуты, реквизиты и др.

Сущность объекта (предмета, процесса)

Функционирование

Второй

Сбор, регистрация, подготовка, определение структуры источника (носителя) информации, аналитико-синтетическая переработка, передача, ввод, обработка, поиск, хранение, актуализация, коррекция, копирование, вывод, распечатка, планирование, учет, анализ, контроль, измерение, оценка, соответствует (не соответствует) требуемому качеству, результат функционирования и др.

Идентификация процесса

Системы

Третий

Надсистемы,подсистемы,компоненты, совокупность компонентов,элементы, взаимосвязь,взаимодействие,целост-ность,требования к системе, внутренняя и внешняя среды, устойчивость и др.

Идентификация объекта

Инфомационные

Четвертый

Информация научная, техническая, производственная, учебная и др.

Спецификация объекта


семантической значимости лексемы «качество-функционирование-системы-информационные». С целью расширения мотивировочных групп, установления связей на основе репрезентативного набора сопредельных понятий на верхнем (нулевом) уровне вертикали целесообразно добавить лексему «совершенствование» относительно лексемы «качество». Таким образом, классификационная вертикаль имеет 5 уровней.


Нулевой уровень по лексеме «совершенствование» идентифицирован как род процесса - целеориентирование. На основании этого признака в тематическое субполе данного уровня классификации вошли такие лексемы - «управление», «улучшение», «развитие», «регулирование» и др. Указанные лексемы не только расширяют денотат лексемы «совершенствование», но и ее концепт. Так, например, лексема «управление» предполагает целенаправленное совершенствование качества со стороны системы управления или надсистемы, как окружения системы качества.

В трактовке понятия «совершенствование» следует учитывать, что в обществе сложилось два типа совершенствования – спонтанное и сознательное. Кроме того, это понятие может выступать в двух аспектах. В общем случае «совершенствование» понимается как функция организованных систем различной природы. В нашем случае объектом совершенствования является качество функционирования ИС, то есть человеко-машинная, социальная система. Поскольку в структуре парадигмы присутствуют такие категории как-то цель, задачи, функции, то, скорее всего, в нашем случае следует говорить о наличии сознательного целевого управления. А если это так, то осознанность предполагает наличие определенной программы управления – процессы, последовательность, методы и средства реализации процессов. В конечном итоге следует предполагать реализацию цели и процесса управления в виде определенного результата, например, достижение каче-

ства необходимого уровня. Тогда понятие «совершенствование» в контексте СКИС можно трактовать как воздействие на качество функционирования информационной системы с целью обеспечения необходимого уровня КФИС. Необходимый уровень качества будет задавать программа определенной надсистемы, в состав которой входит система СКИС. Эта надсистема для обеспечения адекватного уровня качества будет устанавливать требования, обеспечивающие управление на организационно-техническом и информационно-технологическом уровнях.

Первый уровень по лексеме «качество» обозначен как свойство объекта, в нашем случае свойство процесса функционирования. В это субполе вошли такие лексемы - «свойства», «совокупность свойств», «набор признаков», «ряд характеристик» и др. Опорным в структуре данного понятия является лексема «качество». Следует отметить, что термином «качество» часто обозначают не идентичные понятия. Существует несколько трактовок термина «качество». Эти несколько отличающиеся друг от друга трактовки одного и того же понятия характеризуются степенью абстрагирования определяемого понятия от конкретных объектов. К таким объектам относятся предметы, например, продукция ИС и процессы, например, функционирование ИС. Наибольшую трудность познания и применения его результатов составляют процессы [1,98,].


По мнению Тимофеева И.С. [186] общим понятием качества, называемым в философии «категорией качества», является наивысшая абстракция, содержание которой состоит в том, что качество - это сущностная определенность объекта в силу чего он является таковым. Он пишет, что Гегель показал диалектическую взаимосвязь качества с его количественной наполненностью. Гегель установил, что всякие реальные объекты с их качественно-количественной определенностью имеют свою «меру качества», свои границы, за количественными пределами которой происходит изменение качества объекта. Так, например, ИС с программным обеспечением для обработки данных простых счетных задач идентифицируется как автоматизированная система обработки данных. При включении в программную среду, например, модуля расчета оптимальных вариантов для принятия решения данная ИС приобретает новое качество и может идентифицироваться уже как автоматизированная система поддержки и принятия решений. Такого рода явления отражены в философском законе о переходе количественных изменений в качественные. При этом изменении качества его определенность сохраняется в пределах количественной меры, присущей данному качеству объекта.

Качество процесса функционирования информационной системы в методологическом отношении обладает универсальным множеством свойств. Данное условие относится и к другим категориям качества функционирования ИС. Однако в дефиниции мы можем задействовать только ограниченное количество признаков. А поскольку это так, то этот ограниченный перечень должен содержать наиболее значимые, существенные характеристики. Отсюда возникают два центральных вопроса синтеза дефиниций понятий СКИС. Первый вопрос состоит в том, что необходимо определить – какие критерии должны быть приняты в процессе разделения набора признаков понятия на существенные и менее существенные? Второй вопрос состоит в том, каким образом определить эти критерии? Методический подход, при обобщенном ответе на данные вопросы, состоит в методологии СКИС [101]. В соответствии с логикой организации решения задач необходимо к выбору критериев подходить с учетом характера решаемой задачи. Это означает, что нужно учитывать условия, в котором находится определяемый объект (понятие), например, качество источников (носителей) информации, качество ввода документов в ЭВМ, качество обработки информации и др.

Качество конкретного объекта в пределах его сущностной определенности изменяется, но не революционно, а эволюционно по количественным характеристикам, параметрам, показателям. Для нахождения количественных характеристик качества данного объекта используют методы физических, технических, биологических и других измерений свойств природных объектов [134,166]. Качество в таком понимании слова уже давно выражается количественно. Проводится это с помощью и по методикам соответствующих естественных и технических наук. В производственно-техническом смысле общее понятие о качестве любого объекта, формулируется так: «качество - это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению» [1]. Эта формулировка значительно отличается от других тем, что в ней качество - это только то, что проявляется объектом при его использовании (функционировании, эксплуатации) по назначению. В соответствии с указанным определением качество информационной системы как объекта должно проявляться в процессе функционирования (эксплуатации). Однако это сужает как синтаксическую, так и семантическую составляющую процесса функционирования ИС. В соответствии с логикой организации ИС оценивается еще и по целевому критерию, то есть по результату своего функционирования – выходной информации, выдаваемой пользователю для принятия решений.


Международными стандартами введены такие понятия, как «качество продукции», «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества» [126,130,135]. Качество продукции определено здесь как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». В отечественном стандарте этот термин трактуется несколько иначе: «качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» [27]. Здесь введен дополнительный признак «в соответствии с ее назначением». Таким образом, в определенной мере обусловлено обязательное наличие требований по качеству того или иного вида объекта, в нашем случае процесса функционирования ИС. Из приведенных формулировок следует, что качество информационной продукции можно оценить через количественное измерение реальных свойств результата функционирования ИС. Это означает, что пользователь оценивает ИС, прежде всего, через ее результат – информационную продукцию и услуги. Отсюда можно принять, что «качество информационной продукции - это совокупность свойств информационной продукции, устанавливающая степень ее соответствия информационным потребностям пользователей». Степень удовлетворения потребностей абонента через совокупность свойств информационной продукции - один из важнейших показателей качества ИС.

В задачах СКИС важным является понятие «качество информации», как доминанта в парадигме «качество функционирования информационных систем». Если рассматривать информацию как объект декартова измерения, то ее можно представить следующими тремя категориями: «информация как сущность», «информация как свойство» и «информация как отношение» [106]. Каждая из указанных категорий занимает одну из плоскостей декартова пространства. Они находятся в относительно четкой координации и субординации друг к другу. Это значит, что в определенных условиях существования информации эти категории и их типологические элементы могут взаимопроникать и взаимозаменять друг друга. Так, например, сущность информации отображается принадлежащими ей свойствами. Эти свойства могут создавать иерархическую структуру, то есть находиться в отношении взаимопроникновения, субординации и координации. С позиций семиотики семантические, синтаксические и прагматические группы свойств могут отображать проявление связи и взаимодействие информации в плоскости ее отношений, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях – элементном, технологическом, производственном, экономическом, потребительском и т.д. На общетеоретическом уровне можно принять, что «качество информации – это совокупность свойств, составляющая сущность информации в разнообразии ее отношений».


На втором уровне по понятию «функционирование» определены признаки, идентифицирующие процесс функционирования. В это тематическое субполе включены лексемы «сбор», «определение структуры источника (носителя) информации», «аналитико-синтетическая обработка информации» и др. Третий уровень схемы по понятию «системы» был идентифицирован как род объекта, который выполняет процесс функционирования. В данное субполе включены лексемы «комплекс», «взаимосвязь компонентов», «совокупность элементов», «соответствие системы требованиям» и др. Четвертый уровень обозначен по лексеме «информационные» как вид объекта, то есть «системы». Этот уровень формируется с целью расширения и уточнения тематического поля по лексеме «информационные». Уровень определен по признаку «вид информации», в данном случае как подвид объекта процесса и его результата. Сюда вошли понятия «информация научная», «информация учебная» и др.

Таким образом, тематическое поле рассматриваемого понятия было сформировано путем выявления на каждом уровне классификации ряда смежных лексем. По каждому уровню классификации относительно соответствующей опорной лексемы рассматриваемого понятия определены общие и специфические свойства, признаки, характеристики. Структура тематического поля и соответствующих признаков обозначают денотат и концепт понятия «качество функционирования информационных систем». Проведем выделение признаков дефиниции с учетом обозначенных выше требований логики организации, как компоненты методологии СКИС. Если взять признаки понятия «качество функционирования информационной системы», например, такие как «свойство», «цель», «процесс функционирования», «результат», «соответствие требованиям (нормам)», «надсистема», то путем анализа можно выделить на этой основе существенные свойства рассматриваемой парадигмы.

Сравнительный анализ понятия «качество» как в философском, так и в производственно-техническом смысле позволил выделить существенный признак: «качество функционирования информационных систем» есть, прежде всего, совокупность свойств процесса функционирования. Анализ понятия 2-го уровня «функционирование» и связанных с ним лексем приводит к выводу о том, что качество процесса функционирования и качество его результата – информации различного вида находятся в неразрывном диалектическом единстве и взаимообусловливают друг друга. Рассмотрение лексем «информационная» и других позволило сформулировать третий признак понятия – «качество функционирования информационных систем и результат функционирования» должны соответствовать целям окружения, надсистемы, целям системы управления. Дальнейший анализ значений понятий, структуры рассматриваемого нами понятия и взаимосвязи его элементов определил четвертый существенный признак - качество функционирования устанавливает норму, степень соответствия процесса обработки целевому функционированию системы управления.