Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Продолжение табл. 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Март |
III |
21 |
1. «Колобок». 2. «Три краски». 3. «Джин». |
- развитие коммуникативных навыков, воображение, выразительность речи. - это упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. - развитие выразительных движений, групповой сплоченности. |
IV |
22 |
1. «Рисуем на асфальте». 2. «Иголка и нитка». |
- развитие воображения, творческих способностей. -развитие выразительных движений, групповой сплоченности |
Приложение 4
Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [36]
Занятие №1
1. «Во что с этим можно играть?»
Цель: развитие творческих способностей.
Игра состоит в том, чтобы придумать, чем могут быть различные предметы: кубик, палочка коробка и т.д. Например, палочка может быть: ложечкой, ключом, удочкой и т.д.
2. «Волшебные кляксы».
Цель: развитие воображения, снятие дискомфорта, напряженности.
До начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
3. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №2.
1. «Покажи по-разному».
Цель: дети знакомятся со словами – антонимами.
Высокий – низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас мы будим проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры».
Тяжелый – легкий. Каждому участнику игры дается пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несете сумки. Сумка может быть или легкой, или тяжелой.
Быстро – медленно. Игра строится аналогично: дети должны идти или медленно, или быстро.
Следующие пары слов: весело – грустно, жарко – холодно, темно – светло и т.д.
2. Игра « Рисунок в несколько рук».
Цель: игра тесно связывает воображение и эмоции, развитие коммуникативных навыков.
Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.
3. «Джин».
Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.
Дети встают в кругу с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джин. Ребенок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов «Крибле! Крабле! Бумс!», которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.
Занятие №3.
1. «Использование предметов».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый показывает какой-нибудь из предметов, заранее приготовленных (клубок ниток, шапка, стакан, стул, книга, очки), и предлагает детям перечислить все случаи употребления данного предмета, которые они знают или могут вообразить.
Игрок, дающий правильный ответ, получает фишку.
Выигрывает ребенок, который к концу игры собрал больше количество фишек.
2. «Смешной рисунок».
Цель: повышение настроения, развитие творческих способностей, координации на листе бумаги.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д.
Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
Ну и смешная же картина получается!
3. «Маленький скульптор».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы.
Ребенок изображает скульптора, остальные дети – глину. Скульптор задумывает вылепить из глины злого волка. Он ведет одного ребенка на середину зала и показывает ему, как он должен встать, какое надо сделать лицо, чтобы походить на злого волка. Ребенок-глина застывает в заданной позе. Скульптор обходит вокруг статуи, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой, снова показывает позу и мимику ребенку – глине.
В следующий раз выбирается другой скульптор, который задумывает, например, вылепить смешного человека.
Занятие №4.
1. Беседа: «Способы повышения настроения».
Обсудить с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. Постарайтесь придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку и т.д.
2. «Рисуем эмоции пальцами».
Цель: игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае, не важно сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, надо дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.
3. «Качели».
Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед – назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой «На качелях».
Занятие №5.
1. Игра «Говори наоборот».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: « Я буду называть слова, а вы – подбирать к ним слова с противоположным значением».
Пушистый – колючий, цветной – бесцветный, ледяной – горячий, узкий – широкий, белый – черный, веселый – грустный, жаркий – холодный, большой – маленький, добрый – злой, радостный – печальный, круглый – квадратный, мокрый – сухой, быстрый – медленный, грязный – чистый, |
сильный – слабый, жар – холод, труд – лень, ласково – грубо, внутрь – снаружи, правда – ложь, темно – светло, высоко – низко, начало – конец, горе – радость, друг – враг, острый – тупой, сытый – голодный, глубокий – мелкий, |
толстый – тонкий, пустой – полный, легкий – тяжелый, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, красивый – безобразный, трус – храбрец, длинный – короткий, мягкий – твердый, съедобный – ядовитый, много – мало, тихо – громко. |
Игрок, дающий правильный ответ первым, получает фишку.
2. «Волшебный салют».
Цель: развитие творческих способностей и повышение настроения.
На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, стараться брызгать на лист бумаги, устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище!
Совет: Не пугаться, если частички «салюта» попадут на лицо и руки участников, одежду можно постирать.
3. «Пружинки».
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкиваются носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох – выдох! Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай…
Занятие №6.
1. «Бывает – не бывает?»
Цель: развитие творческих способностей, мышления, речи.
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет, «Девочка рисует домик», «домик рисует девочку», и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Желательно чтобы фразы были разнообразными и неожиданными.
2.«Самоцветы».
Цель: развитие творческих способностей.
Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.
3. «Скульптурная группа».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы.
Ведущий предлагает вспомнить этюд «Маленький скульптор» и говорит, что на этот раз скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая будет называться «Волк и заяц». Он ставит двух детей на середину зала и показывает каждому из них позу и мимику: заяц удит рыбу и не замечает, что за его спиной стоит волк и вот-вот на него набросится. Скульптор обходит вокруг скульптурной группы, любуется ею, а если он неудовлетворен своей работой то поправляет ее. Скульптор устал, он ложится отдохнуть рядом со своей работой. Пока он спит, скульптурная группа оживает. Волк пытается поймать зайца. Они бегают вокруг спящего, но, как только скульптор начинает шевелиться и просыпаться, волк и заяц занимают свои места и застывают в прежних позах. Скульптор встает, снова любуется своей работой. Он и не заметил, что волк и заяц оживали.
Занятие №7.
1. «Люблю – не люблю».
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Водящий, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
Например: мороженное, борщ, творог, горький перец, конфета, лимон, чай соленый, кефир, щавель, печенье, кисель.
2. «Рисуем музыку».
Цель: развитие воображения.
Дать детям послушать красивую музыку. Спросить у каждого, что представилось под эту музыку?
Предложить детям нарисовать эту музыку.
3. Этюд «Штанга».
Цель: расслабление мышц.
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
Занятие №8.
- «Бывает – не бывает».
Цель: развитие творческих способностей, мышления, речи.
Взрослый предлагает каждому игроку придумать и описать ситуации, одна из которых реальная, другая – вымышленная (нелепая).
Например: «В кастрюле варится каша», «В кастрюле варится чашка» и т.д.
2. «Угадай что получится».
Цель: игра направлена на сплоченность группы и на развитие воображение ребенка.
Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внесет последнее изменение.
3. «Каждый спит».
Цель: упражнение направлено на развитие воображения и мышечного расслабления.
В зал входит ведущий и видит…
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит;
Тот как вкопанный сидит;
Тот не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот. (В.А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, берет за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
Занятие №9.
1. «Превращение».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: «Представьте, что каждый из вас на сутки превратился в какое-нибудь домашнее животное, и составьте об этом рассказ под названием «День и ночь моей необычной жизни».
Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательный и интересный рассказ.