Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методикой «Неполные фигуры» Е. Торренса [36]
Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
Тест.
1. Экспериментальный материал.
2. Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
3. Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Приложение 2
Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26]
Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.
Таблица
Обработка данных
Критерии |
Баллы |
Оригинальность образов |
5 |
Глубина и проработанность (детализированность) образов |
3 |
Скорость процессов воображения |
3 |
Эмоциональность образов |
3 |
Всего: |
14 |
Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости п давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок
Скорость процессов воображения оценивается от 1 до 3 баллов. Если ребенок за отведенное на выполнение задания время (1 мин) так и не смог ничего придумать, но начал, что говорить, то ставится 1 балл. Если ребенок за отведенное на выполнение задания время придумал и начал рассказ, то ставится 2 балла. Если ребенок придумал рассказ быстрее, чем за отведенное на выполнение задания время, то ставится 3 балла.
Оригинальность образов оценивается от 1 до 5 баллов. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 1-2 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 3-4 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 5 баллов.
Глубина и проработанность (детализированность) образов оценивается от 1 до 3 баллов. Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
1 балл ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.
2 балла ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.
3 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Эмоциональность образов к процессу создания воображения оценивается от 1 до 3 баллов. Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.
Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 1 балл. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 2 баллам. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу − 3.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить равно 14, а минимальное − 4.
Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его речевого воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице:
Таблица
Обработка данных
Уровень |
Баллы |
Высокий |
13-14 |
Средний |
8-12 |
Низкий |
4-7 |
Очень низкий |
0-3 |
Приложение 3
Таблица 1.2
План занятий коррекционно-развивающей программы направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Месяц |
Неделя |
№ занятия |
Цель занятия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Октябрь |
I |
1 |
1. «Во что с этим можно играть?» 2. «Волшебные кляксы». 3. Этюд «Факир». |
- Развитие воображения и творческих способностей; - снятие дискомфорта, напряженности; - саморасслабление. |
II |
2 |
1. «Покажи по-разному». 2. Игра « Рисунок в несколько рук». 3. «Джин» |
- дети знакомятся со словами – антонимами; - игра тесно связывает воображение и эмоции. - развитие выразительных движений, групповой сплоченности. |
|
III |
3 |
1. «Использование предметов». 2. «Смешной рисунок». 3. «Маленький скульптор». |
- развитие воображения мышления речи; - повышение настроения, развитие творческих способностей, координации на листе бумаги. - игра направлена на развитие воображения и сплочения группы. |
|
IV |
4 |
1. Беседа: «Способы повышения настроения». 2. «Рисуем эмоции пальцами». 3. «Качели». |
- обсудить с ребенком, как можно самому себе повысить настроение. - игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния, дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. - мышечное расслабление. |
|
Ноябрь |
I |
5 |
1. «Говори наоборот» 2. «Волшебный салют». 3. «Пружинки». |
- развитие воображения мышления речи; - развитие творческих способностей и повышение настроения; - мышечное расслабление. |
Продолжение табл. 1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ноябрь |
II |
6 |
1. «Бывает – не бывает». 2. «Самоцветы». 3. «Скульптурная группа». |
- развитие творческих способностей, мышления, речи. - развитие творческих способностей. - упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы. |
III |
7 |
1. «Люблю – не люблю». 2. «Рисуем музыку». 3. Этюд «Штанга». |
- развитие воображения и мимических движений. - развитие воображения. - расслабление мышц. |
|
IV |
8 |
1. «Бывает – не бывает». 2. . «Угадай что получится». 3. «Каждый спит». |
- развитие творческих способностей, мышления, речи. - игра направлена на сплоченность группы и на развитие воображение ребенка. - упражнение направлено на развитие воображения и мышечного расслабления. |
|
Декабрь |
I |
9 |
1. «Превращение». 2. «Рисование по точкам». 3. «Мыльные пузыри». |
- развитие воображения, мышления, речи. - развитие воображения детей. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. |
II |
10 |
1. «Страна клякс». 2. «Снеговик». |
- развитие воображения детей, снятие напряжения. - развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности. |
|
III |
11 |
1. «Что может произойти?» 2. «Волшебный лес». 3. «Фея сна». |
- развитие воображения, мышления, речи. - игра на развитие воображения, фантазии. - выразительности движений, снятие напряжения. |
|
Январь |
II |
12 |
1. «Облака». |
- игра на развитие воображения, выразительности движений |
Продолжение табл.1.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Январь |
III |
13 |
1. «Неоконченный рисунок». 2. Этюд «Факир» |
- развивать фантазию и образное мышление. - саморасслабление. |
IV |
14 |
1. «Три краски». 2. «Насос и мяч». |
- развитие воображения. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. |
|
Февраль |
I |
15 |
1. Упражнение – игра «Музыка». 2. «Винт». |
- связать воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка. - расслабление |
II |
16 |
1. «Кто Я?» 2. «Волшебный сон». |
- развитие творческих способностей. - расслабление мышц, развитие фантазии ребенка. |
|
III |
17 |
1. «Бывает – не бывает». 2. «Самое веселое». 3. «Слушай команду». |
- развитие творческих способностей, мышления, речи. - повысить настроение, развитие фантазии. - успокоение и организация. |
|
IV |
18 |
1. «Сказочный город». 2. «Говорящие рисунки». 3. «Мыльные пузыри». |
- развитие воображения, мышления, речи. - развивать воображение, логику и творческие способности ребенка. - развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. |
|
Март |
I |
19 |
1. «Шкатулка со сказками». 2. Игра «Сосулька». |
- развивать воображение у детей, мышление, речь, умение работать в коллективе. - мышечное расслабление |
II |
20 |
1. «Цветик – семицветик». 2. «Узнай, кто Я». 3. «Факир». |
- игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками - развивать воображение у детей. - саморасслабление. |