Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Примечание. При возникновении затруднений взрослый задает детям опорные вопросы, например:
- Как бы вы выглядели?
- Как бы вы ели?
- Чем бы вы занимались днем (ночью)?
- Кто был бы вашем хозяином,
- Как бы он к вам относился?
2. «Рисование по точкам».
Цель: развитие воображения детей.
Взрослый заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку говорят: «Хочешь удивиться? Тогда соединяй точки друг с другом по порядку!» Получившийся контур предложите дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
3. «Мыльные пузыри».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Психолог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет мыльных пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №10.
1. «Страна клякс».
Цель: развитие воображения детей, снятие напряжения.
Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку, придумать сказку про увиденное.
3. «Снеговик».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.
Все дети изображают снеговиков. По команде педагога «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.
Занятие №11.
1. «Что может произойти?»
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит детям: «Ребята, попробуйте представить, что может произойти вслед за теми невероятными событиями, которые я буду описывать».
- Из крана вместо воды полился апельсиновый сок.
- Из тучи вместо дождя стал падать изюм.
- Человек изобрел сапоги-скороходы (шапку-невидимку).
- «Волшебный лес».
Цель: игра на развитие воображения.
Каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе, кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения.
Предложить детям нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: цветы, деревья, бабочки, птички, животные.
Задание можно выполнять под легкую музыку (желательно со звуками живой природы). См. кн. «Чего на свете не бывает?» стр. 58.
3. Этюд «Фея сна».
Цель: выразительности движений, снятие напряжения.
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсейкеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик – волшебник).
Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза).
Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой… Фея смотрит на них: все спят, она улыбнулась, и тихонько уходит.
Занятие №12.
1. «Облака».
Цель: развитие воображения, выразительности движений
Прочитать детям стихотворение, а они должны нарисовать облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам все расскажу сейчас.
Вот облако веселое
Смеется надо мной:
- зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось в всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями – дождика
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облако
Над озером плывет,
И удивленно облако
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облака не смог я отыскать.
Занятие №13.
1. «Неоконченный рисунок».
Цель: развивать фантазию и образное мышление.
Ребенку предлагается целый ряд различных геометрических фигурок нарисованных на листе бумаги. Его задача – из каждой фигурки изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
2. Этюд «Факир».
Цель: саморасслабление.
Дети садятся на пол (маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка, факиры отдыхают.
Занятие №14.
- «Три краски».
Цель: развитие воображения.
Предложить ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ребенку немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.
2. Этюд «Насос и мяч».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблена. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.
Занятие №15.
1. Упражнение – игра «Музыка».
Цель: связать воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка.
Музыкальное творчество – одна из обязательных сфер преломления и развития фантазии ребенка. Детям предлагается конкретная музыка (пьеса П.И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из «Времен года»). После прослушивания музыки ребенку дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен изобразить услышанную музыку с помощью этих красок и озаглавить. По окончании работы проводится конкурс «Лучший рисунок».
2. Этюд «Винт».
Цель: расслабление.
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус проворачивают влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Музыка Рим. – Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
Занятие №16.
1. «Кто я».
Цель: развитие творческих способностей.
«Кто Я?» - спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.): поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п.
2. «Волшебный сон».
Цель: 1) расслабление мышц, 2)развитие фантазии ребенка.
1) Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глазки. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «волшебный сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Это стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. После пробуждения дети показывают, или рассказывают то, что им приснилось.
После чего все садимся дружно рисовать приснившейся сон.
Занятие №17.
- «Бывает – не бывает?»
Цель: развитие воображения.
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет, «Девочка рисует домик», «домик рисует девочку», и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Желательно чтобы фразы были разнообразными и неожиданными.
2. «Самое веселое».
Цель: повысить настроение, развитие фантазии.
Для игры потребуются карандаши, а еще лучше – краски и листы бумаги. Всем участникам предлагается нарисовать что-нибудь веселое – самое веселое на свете. На рисунке можно изображать не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. Готовые рисунки рассматриваются, и принимается коллективное решение: чей рисунок оказался самым веселым.
Занятие можно выполнять под веселую музыку.
3. Этюд «Слушай команду».
Цель: успокоение и организация.
Дети идут под музыку Р. Газизов «Марш» в колоне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают шепотом произнесенную команду ведущего и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Занятие №18.
- «Сказочный город».
Цель: развитие воображения, мышления, речи.
Взрослый говорит: «Представьте, что вы попали в сказочный город. Расскажите о нем».
Дети поочередно рассказывают о своих фантазиях.
Выигрывает ребенок, который создал наиболее выразительный и оригинальный образ сказочного города.
2. «Говорящие рисунки».
Цель: развивать воображение, логику и творческие способности ребенка.
«Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктография и им пользовались в древних странах – в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хочешь, и мы с тобой поиграем в нарисованные истории», - говорите вы ребенку. Объясните ему, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «Говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим такой: Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка. Дети должны придумать сами как можно нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку.
3. «Мыльные пузыри».
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Психолог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет мыльных пузырей.
Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Занятие №19.
- «Шкатулка со сказками».
Цель: развивать воображение у детей, мышление, речь, умение работать в коллективе.
Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».
Он достает из шкатулки один из кружков, например зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленного цвета. (Ответы детей.) Затем взрослый говорит:
«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.