Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы повышается роль воображения в умственном развитии ребенка, определение сущности механизмов воображения в науке.
Как показали исследования Л.С. Выготского [6], В.В. Дывыдова [10], Е.И. Игнатьева [16], В.А. Крутецкого [23], С.Л. Рубинштейна [34], Д.Б. Эльконина [45] воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольной общеобразовательной организации.
Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет творческая деятельность детей [31].
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является необходимым процессом человека. Вместе с тем именно этот процесс нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности [33].
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в том, что воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании, и большие возможности для его развития представляется средствами творческой деятельности.
Объект исследования – воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования – развитие воображения в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1. Исследовать подходы к понятию «воображение», его видам и характеристика развития в психологии.
2. Определить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Обосновать организацию и разработать методику проведения экспериментального исследования уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
Теоретическо-методологической основой исследования являются такие теории и концепции: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского [6]; концепция возрастных новообразований Е.Е Кравцовой [22], исследования В.П. Глухова [7] и Т.С. Овчинниковой [28] в области изучения воображения у детей старшего дошкольного возраста.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация;
эмпирические – эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностика:
а) методика «Неполные фигуры» автор Е. Торренс [36];
б) методика «Вербальная фантазия (речевое воображение)» автор Р.С. Немов [26].
База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Центр развития ребёнка детский сад номер 2. В исследовании приняло участие 16 детей подготовительной группы детского сада в возрасте 6-7 лет, из них 8 девочек и 8 мальчиков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследовано развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций для изучения, коррекции и профилактики развития воображения детей 6-7 лет.
Значимость работы для педагога-психолога – это совершенствование развивающих мероприятий по развитию воображения для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость для детей старшего дошкольного возраста нашей экспериментальной выборки заключается в развитии воображения.
Структура и объем работы. Структура курсового проекта обусловлена целью и задачами исследования. Он состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 наименований, и 3 приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование подходов к понятию «воображение», его видам и характеристикам развития в психологии
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [22].
Я.Л. Коломенский [20] определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений
Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер [34].
Л.С. Выготский [6] описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей
Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от «наличной ситуации», свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте [11].
Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое [5].
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание [6].
Воображение не может возникнуть из ничего. Для того чтобы возникла фантазия, человек должен сперва увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала − следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы [11].
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.
Д. Дидро отмечал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы» [26, c.148].
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.
Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами [26].
Воображение – познавательный психический процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга [3].
Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем [29].
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций [29]:
1. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
3. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
4. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. И наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [29].
В психологии выделяют следующие виды воображения [41]:
1. Непроизвольное (пассивное) воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений» [41]. Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются: