Файл: Развития воображения в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Контрольный этап эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента была проведена первичная диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного этапа: диагностика исходного уровня развития воображения у детей в старшем дошкольном возрасте.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Подобрать методики диагностики воображения у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Отобрать детей для экспериментального исследования.
  3. Провести диагностику.
  4. Сформулировать выводы об исходном уровне развития воображения у детей 6-7 лет.

В нашем экспериментальном исследовании мы применяли следующие методики диагностики уровня развития воображения у старших дошкольников:

1. Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36] (Приложение 1). Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Диагностируется оригинальность и эмоциональность образов, глубину и проработанность (детализированность) образов.

2. Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [36] (Приложение 2). Данная методика позволяет выявить оригинальность и эмоциональность образов, богатство фантазии и скорость процессов воображения.

Подобрана выборка испытуемых из детей старшего дошкольного возраста для последующей диагностики, которая представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Характеристика выборка для диагностики

Дети

Пол

Возраст

1.

Ж.С.

Женский

6 лет 2 месяца

2.

Т.В.

Женский

6 лет 2 месяца

3.

А.В.

Женский

6 лет 3 месяца

4.

Н.Л.

Женский

6 лет 4 месяца

5.

В.Я.

Женский

6 лет 4 месяца

6.

Ж.С.

Женский

6 лет 4 месяца

7.

Т.В.

Женский

6 лет 5 месяцев

8.

Д.И.

Женский

6 лет 7 месяцев

9.

О.Л.

Мужской

6 лет 1 месяц

10.

К.Е.

Мужской

6 лет 2 месяца

11.

Ш.О.

Мужской

6 лет 3 месяца

12.

В.М.

Мужской

6 лет 3 месяца

13.

Б.М.

Мужской

6 лет 5 месяцев

14.

Н.В.

Мужской

6 лет 5 месяцев

15.

Е.Л.

Мужской

6 лет 6 месяцев

16.

Е.О.

Мужской

6 лет 6 месяцев


На формирующем этапе эксперимента был проведен план мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста различными видами деятельности, такими как: игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество. Учитывая результаты констатирующего этапа, нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие воображения у детей 6-7 лет.

Коррекционно-развивающая программа – это блок занятий, которые состоят из нескольких частей.

1.Первая часть занятия состоит из игр, способствующих развитию вербального, то есть непосредственно связанного с речью, воображения. Для их проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру и, включившись в нее, фантазировать вместе с детьми.

2. Вторая часть направлена на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, пиктограмм, эталонов, конструирование фигур, из предложенных деталей, рисование по контуру, кляксография и тому подобное.). А также представлены игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.

3. В третьей части, содержаться артистические игры и этюды, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений и саморасслаблению.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 22 занятий, которые проводятся один раз в неделю по 25-30 минут в течение 6 месяцев. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Ключевые элементы разработанной коррекционно-развивающей программы представлены в плане занятий в таблице 1.2 (Приложение 3).

Более подробное описание занятий указано в Приложение 4.

Так как коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста рассчитана на 6 месяцев, то в связи с этим, из-за того, что у нас нет такого большого лимита времени, то мы сделали контрольный срез в конце декабря.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное обследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного этапа: определение достигнутого уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста после развивающего воздействия – различных видов деятельности (игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество).


Задачи контрольного этапа:

  1. Провести повторную диагностику детей 6-7 лет по вышеописанным методикам.
  2. Сформулировать выводы о достигнутом уровне развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты экспериментального исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста представлены в параграфе 2.2.

2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

На констатирующем этапе эксперимента, при проведении методики «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], мы активизировали деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Дети воспринимали предлагаемый тест – фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивали, реконструировали их. Полученные данные представлены в таблицах 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Перечень изображенных детьми предметов

Фамилия и имя ребенка

Методика «Неполные фигуры»

Группа

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

Ж.С.

Солнце

Дом

Колокольчик

3

2.

Т.В.

Яблоко

Телевизор

Дом

4

3.

А.В.

Колобок

Подъемный кран

Елка

3

4.

Н.Л.

Колесо

Телевизор

Косынка

3

5.

В.Я.

Подсолнух

Окно

Пирамидка

4

6.

Ж.С.

Шарик

Часы

Дом

4

7.

Т.В.

Мяч

Автомобиль

Дом

3

8.

Д.И.

Мяч

Дом

Елка

4

9.

О.Л.

Будильник

Воздушный змей

Человек

3

10.

К.Е.

Мухомор

Телевизор

Пальма

2

11.

Ш.О.

Воздушный шар

Окно

Крыша

4

12.

В.М.

Гриб

Стол

Пирамидка

3

13.

Б.М.

Солнце

Змей

Дом

3

14.

Н.В.

Подсолнух

Дверь

Крыша

4

15.

Е.Л.

Шарик

Рама

Елка

4

16.

Е.О.

Будильник

Окно

Конверт

4


Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.

Результаты диагностики оригинальности изображений у старших дошкольников отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия и имя ребенка

Методика «Неполные фигуры»

Группа

Круг

Квадрат

Треугольник

1.

Ж.С.

-

-

+

3

2.

Т.В.

-

-

-

4

3.

А.В.

-

+

-

3

4.

Н.Л.

-

-

+

3

5.

В.Я.

-

-

-

4

6.

Ж.С.

-

-

-

4

7.

Т.В.

-

+

-

3

8.

Д.И.

-

-

-

4

9.

О.Л.

-

+

-

3

10.

К.Е.

+

-

+

2

11.

Ш.О.

-

-

-

4

12.

В.М.

+

-

-

3

13.

Б.М.

-

+

-

3

14.

Н.В.

-

-

-

4

15.

Е.Л.

-

-

-

4

16.

Е.О.

-

-

-

4


Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.

Таким образом, по результатам диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], на констатирующем этапе эксперимента, мы получили следующие данные:

1. Представленные результаты показали, что детей со всеми тремя оригинальными ответами не было выявлено вообще.

2. У одного ребенка выявлен более высокий уровень креативности. Он дал два оригинальных ответа, и тем самым соотносим его ко 2 группе (6%).

3. У семи детей выявили 3 группу, что составляет 44%. То есть оригинальных изображений выполнено мало, но при этом у каждого из ребенка есть по одному креативному ответу.

4. Большая часть работ у детей 4 группы (50%). Другими словами, дети вообще не показали никаких оригинальных ответов. У них были «стандартные» ответы, такие как дом, окно, солнце, шарик, елка.

Графически результаты представлены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Результаты диагностики оригинальности изображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Далее мы провели диагностику «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], для изучения речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента. Полученные результаты представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Фамилия и имя ребенка

Оригинальность

Глубина и проработанность

Скорость процессов

Эмоциональность

Общее количество баллов

Уровень речевого воображения

1.

Ж.С.

3

2

2

2

9

Средний

2.

Т.В.

2

2

2

2

6

Низкий

3.

А.В.

3

1

2

2

9

Средний

4.

Н.Л.

2

3

3

2

10

Средний

5.

В.Я.

1

1

1

2

5

Низкий

6.

Ж.С.

1

2

3

2

8

Средний

7.

Т.В.

2

3

3

2

10

Средний

8.

Д.И.

1

1

3

1

6

Низкий

9.

О.Л.

3

3

2

2

10

Средний

10.

К.Е.

4

3

3

3

13

Высокий

11.

Ш.О.

1

1

2

1

5

Низкий

12.

В.М.

4

3

3

3

13

Высокий

13.

Б.М.

2

2

3

2

9

Средний

14.

Н.В.

2

2

2

2

6

Низкий

15.

Е.Л.

3

2

2

3

10

Средний

16.

Е.О.

2

1

2

2

7

Низкий