Файл: Развития воображения в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методикой «Неполные фигуры» Е. Торренса [36]

Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Тест.

1.  Экспериментальный материал.

2. Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

3. Анализ результатов.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Приложение 2

Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26]

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Таблица

Обработка данных

Критерии

Баллы

Оригинальность образов

5

Глубина и проработанность (детализированность) образов

3

Скорость процессов воображения

3

Эмоциональность образов

3

Всего:

14


Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости п давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок вкладываются в процесс мягкого наказания. Использование в кратком случае свода о периоде исхода срока вековой давности не установлено. В сроках вековой давности по значимости проделок


Скорость процессов воображения оценивается от 1 до 3 баллов. Если ребенок за отведенное на выполнение задания время (1 мин) так и не смог ничего придумать, но начал, что говорить, то ставится 1 балл. Если ребенок за отведенное на выполнение задания время придумал и начал рассказ, то ставится 2 балла. Если ребенок придумал рассказ быстрее, чем за отведенное на выполнение задания время, то ставится 3 балла.

Оригинальность образов оценивается от 1 до 5 баллов. Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 1-2 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 3-4 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 5 баллов.

Глубина и проработанность (детализированность) образов оценивается от 1 до 3 баллов. Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

1 балл ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.

2 балла ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

3 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Эмоциональность образов к процессу создания воображения оценивается от 1 до 3 баллов. Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 1 балл. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 2 баллам. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу − 3.


Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить равно 14, а минимальное − 4.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его речевого воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице:

Таблица

Обработка данных

Уровень

Баллы

Высокий

13-14

Средний

8-12

Низкий

4-7

Очень низкий

0-3

Приложение 3

Таблица 1.2

План занятий коррекционно-развивающей программы направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Месяц

Неделя

№ занятия

Цель занятия

1

2

3

4

5

Октябрь

I

1

1. «Во что с этим можно играть?»

2. «Волшебные кляксы».

3. Этюд «Факир».

- Развитие воображения и творческих способностей;

- снятие дискомфорта, напряженности;

- саморасслабление.

II

2

1. «Покажи по-разному».

2. Игра « Рисунок в несколько рук».

3. «Джин»

- дети знакомятся со словами – антонимами;

- игра тесно связывает воображение и эмоции.

- развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

III

3

1. «Использование предметов».

2. «Смешной рисунок».

3. «Маленький скульптор».

- развитие воображения мышления речи;

- повышение настроения, развитие творческих способностей, координации на листе бумаги.

- игра направлена на развитие воображения и сплочения группы.

IV

4

1. Беседа: «Способы повышения настроения».

2. «Рисуем эмоции пальцами».

3. «Качели».

- обсудить с ребенком, как можно самому себе повысить настроение.

- игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния, дать ребенку выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

- мышечное расслабление.

Ноябрь

I

5

1. «Говори наоборот»

2. «Волшебный салют».

3. «Пружинки».

- развитие воображения мышления речи;

- развитие творческих способностей и повышение настроения;

- мышечное расслабление.


Продолжение табл. 1.2

1

2

3

4

5

Ноябрь

II

6

1. «Бывает – не бывает».

2. «Самоцветы».

3. «Скульптурная группа».

- развитие творческих способностей, мышления, речи.

- развитие творческих способностей.

- упражнение направлено на развитие воображения и сплочение группы.

III

7

1. «Люблю – не люблю».

2. «Рисуем музыку».

3. Этюд «Штанга».

- развитие воображения и мимических движений.

- развитие воображения.

- расслабление мышц.

IV

8

1. «Бывает – не бывает».

2. . «Угадай что получится».

3. «Каждый спит».

- развитие творческих способностей, мышления, речи.

- игра направлена на сплоченность группы и на развитие воображение ребенка.

- упражнение направлено на развитие воображения и мышечного расслабления.

Декабрь

I

9

1. «Превращение».

2. «Рисование по точкам».

3. «Мыльные пузыри».

- развитие воображения, мышления, речи.

- развитие воображения детей.

- развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

II

10

1. «Страна клякс».

2. «Снеговик».

- развитие воображения детей, снятие напряжения.

- развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.

III

11

1. «Что может произойти?»

2. «Волшебный лес».

3. «Фея сна».

- развитие воображения, мышления, речи.

- игра на развитие воображения, фантазии.

- выразительности движений, снятие напряжения.

Январь

II

12

1. «Облака».

- игра на развитие воображения, выразительности движений

Продолжение табл.1.2

1

2

3

4

5

Январь

III

13

1. «Неоконченный рисунок».

2. Этюд «Факир»

- развивать фантазию и образное мышление.

- саморасслабление.

IV

14

1. «Три краски».

2. «Насос и мяч».

- развитие воображения.

- развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Февраль

I

15

1. Упражнение – игра «Музыка».

2. «Винт».

- связать воедино зрительное и слуховое образное воображение ребенка.

- расслабление

II

16

1. «Кто Я?»

2. «Волшебный сон».

- развитие творческих способностей.

- расслабление мышц, развитие фантазии ребенка.

III

17

1. «Бывает – не бывает».

2. «Самое веселое».

3. «Слушай команду».

- развитие творческих способностей, мышления, речи.

- повысить настроение, развитие фантазии.

- успокоение и организация.

IV

18

1. «Сказочный город».

2. «Говорящие рисунки».

3. «Мыльные пузыри».

- развитие воображения, мышления, речи.

- развивать воображение, логику и творческие способности ребенка.

- развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.

Март

I

19

1. «Шкатулка со сказками».

2. Игра «Сосулька».

- развивать воображение у детей, мышление, речь, умение работать в коллективе.

- мышечное расслабление

II

20

1. «Цветик – семицветик».

2. «Узнай, кто Я».

3. «Факир».

- игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками

- развивать воображение у детей.

- саморасслабление.