Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для того, чтобы изучить динамику развития речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста были составлены сравнительные результаты по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26] и представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Сравнительные результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников двух этапов эксперимента
№ |
Уровень речевого воображения |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
||
Кол-во детей |
Процентное соотношение |
Кол-во детей |
Процентное соотношение |
||
1. |
Высокий |
2 |
12% |
6 |
38% |
2. |
Средний |
8 |
50% |
7 |
44% |
3. |
Низкий |
6 |
38% |
3 |
18% |
Таким образом, с помощью результатов двух этапов эксперимента по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], мы можем сделать следующие сравнительные выводы:
1. Показатель высокого уровня речевого воображения вырос на 26%.
2. Показатель среднего уровня сократился на 6%.
3. Показатель низкого уровня сократился на 20%.
Графически сравнительные результаты представлены на рисунке 2.4.
Рис. 2.4. Сравнительные результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Тем самым, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика уровня развития речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.
На анализирующем этапе эксперимента с помощью теоретического и практического изучения развития воображения у детей старшего дошкольного возраста различными видами деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной и словесное творчество) сделали соответствующие выводы:
1. По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.
2. Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:
− игровая;
− театрализованная;
− изобразительная;
− словесное творчество.
3. По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.
Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы:
1. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе детского сада № 2 города Москвы. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 6-7 лет, подготовительное группы детского сада, из них 8 девочек и 8 мальчиков. Экспериментальное исследование, состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Были подобраны следующие методики диагностики развития воображения старших дошкольников:
1) Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36].
2) Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26].
2. По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.
3. Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:
− игровая;
− театрализованная;
− изобразительная;
− словесное творчество.
4. По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.
Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретический и практический материал по теме нашего исследования, мы сделали соответствующие выводы:
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое воображение входят: мечта и фантазия.
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста следующие:
− воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
− оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
− воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Воображение у детей старшего дошкольного возраста развивается в таких видах деятельности, как игра, рисование, в занятиях по родному языку. Вследствие этого, организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, и тем самым у него развивается воображение.
Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе детского сада номер 2 № города Москвы. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 6-7 лет, подготовительное группы детского сада, из них 8 девочек и 8 мальчиков. Экспериментальное исследование, состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Были подобраны следующие методики диагностики развития воображения старших дошкольников:
1) Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36].
2) Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26].
По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.
Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:
− игровая;
− театрализованная;
− изобразительная;
− словесное творчество.
По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.
Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 2009. 231 с.
Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2013. 59 с.
Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат. 2008. 363 с.
Боровик О.В. Развиваем воображение// Дошкольное образование. 2011. № 1. 244 с.
Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М.: Просвещение, 2009. 293 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 93 с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2012. 201 с.
- Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (Дата обращения: 05.02.2020)
- Груздева А.В., Арсенова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. 86 с.
- Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2015. 288 с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Просвещение, 2014. 278 с.
Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. М.: Просвет, 2009. 104 с.
Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: День, 2014. 288 с.
Запорожец А.В. Восприятие и действие. 2-е издание. М.: Академия, 2008. 316 с.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Феникс, 2011. 248 с.
- Игнатьева Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 2012. 223 с.
- Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2011. 275 с.
- Ковалев А.Г. Развитие творческих способностей детей. М.: Учитель, 2009. 114 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Педагогика, 2013. 466 с.
- Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 2013. 123 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Просвещение, 2009. 99 с.
- Кравцова Е.В. Развитие воображения / Е.В. Кравцова// Дошкольное воспитание. 2011. № 12. С.45-47.
- Крутецкий В.А. Творческое мышление. М.: Эксмо, 2010. 305 с.
- Леонтьев А.Н. Умственные способности людей. М.: Просвещение, 2012. 302 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М., Академия, 2006. 328 с.
- Немов Р.С. Психология. Книга.3. М.: Модерн, 2012. 421 с.
- Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. Электронный журнал «Педагогика искусства», 2008. № 1. 102 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. М.: Феникс, 2013. 236 с.
- Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. М.: 2010. 273 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2010. 165 с.
- Полуянов Д.А. Воображение и способности. М.: Эксмо, 2015. 365 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. В.И. Васильевой. М.: Академия, 2012. 221 с.
- Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения дошкольников. М.: Мир, 2009. 386 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Астро, 2012. 303 с.
- Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения старших дошкольников. М.: Эксмо, 2010. 341 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2012. 320 с.
- Сметанина Н.В. Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения старших дошкольников // Педагогика как наука и как учебный предмет. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Борисоглебск: ЛИАН, 2010. 101 с.
- Самарин Ю.А. Воспитание воображения дошкольника. Л.: ЛГУ, 2009. 289 с.
- Урунтаева Г.А. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 2011. 336 с.
- Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. Магнитогорск: Рост, 2011. 266 с.
- Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: Академия, 2012. 215 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание старшего дошкольника. М.: Астро, 2011. 322 с.
- Чижова И.И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И.И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 65-68.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2011. 347 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 406 с.