Файл: Развития воображения в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы повышается роль воображения в умственном развитии ребенка, определение сущности механизмов воображения в науке.

Как показали исследования Л.С. Выготского [6], В.В. Дывыдова [10], Е.И. Игнатьева [16], В.А. Крутецкого [23], С.Л. Рубинштейна [34], Д.Б. Эльконина [45] воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольной общеобразовательной организации.

Воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет творческая деятельность детей [31].

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является необходимым процессом человека. Вместе с тем именно этот процесс нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности [33].

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в том, что воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании, и большие возможности для его развития представляется средствами творческой деятельности.

Объект исследования – воображение как психический познавательный процесс.

Предмет исследования – развитие воображения в старшем дошкольном возрасте.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:

1. Исследовать подходы к понятию «воображение», его видам и характеристика развития в психологии.


2. Определить особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

4. Обосновать организацию и разработать методику проведения экспериментального исследования уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Теоретическо-методологической основой исследования являются такие теории и концепции: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского [6]; концепция возрастных новообразований Е.Е Кравцовой [22], исследования В.П. Глухова [7] и Т.С. Овчинниковой [28] в области изучения воображения у детей старшего дошкольного возраста.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация;

эмпирические – эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, психодиагностика:

а) методика «Неполные фигуры» автор Е. Торренс [36];

б) методика «Вербальная фантазия (речевое воображение)» автор Р.С. Немов [26].

База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Центр развития ребёнка детский сад номер 2. В исследовании приняло участие 16 детей подготовительной группы детского сада в возрасте 6-7 лет, из них 8 девочек и 8 мальчиков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе исследовано развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций для изучения, коррекции и профилактики развития воображения детей 6-7 лет.

Значимость работы для педагога-психолога – это совершенствование развивающих мероприятий по развитию воображения для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость для детей старшего дошкольного возраста нашей экспериментальной выборки заключается в развитии воображения.

Структура и объем работы. Структура курсового проекта обусловлена целью и задачами исследования. Он состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 наименований, и 3 приложения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Исследование подходов к понятию «воображение», его видам и характеристикам развития в психологии

По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [22].

Я.Л. Коломенский [20] определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений

Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер [34].

Л.С. Выготский [6] описывая связь воображения с действительностью, убедительно показывает, что любой, сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей

Характерным свойством воображения является и его относительная независимость от «наличной ситуации», свободная игра импровизации, способствующая возникновению новообразований.

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте [11].

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Воображение – отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое [5].


Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание [6].

Воображение не может возникнуть из ничего. Для того чтобы возникла фантазия, человек должен сперва увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала − следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы [11].

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, например, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Д. Дидро отмечал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы» [26, c.148].

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами [26].

Воображение – познавательный психический процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга [3].

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.


Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем [29].

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций [29]:

1. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. И наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [29].

В психологии выделяют следующие виды воображения [41]:

1. Непроизвольное (пассивное) воображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. Сеченов говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений» [41]. Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидения являются: