Файл: Развития воображения в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы изучить динамику развития речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста были составлены сравнительные результаты по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26] и представлены в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Сравнительные результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников двух этапов эксперимента

Уровень речевого воображения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во детей

Процентное соотношение

Кол-во детей

Процентное соотношение

1.

Высокий

2

12%

6

38%

2.

Средний

8

50%

7

44%

3.

Низкий

6

38%

3

18%

Таким образом, с помощью результатов двух этапов эксперимента по методике «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], мы можем сделать следующие сравнительные выводы:

1. Показатель высокого уровня речевого воображения вырос на 26%.

2. Показатель среднего уровня сократился на 6%.

3. Показатель низкого уровня сократился на 20%.

Графически сравнительные результаты представлены на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Сравнительные результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Тем самым, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика уровня развития речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.

На анализирующем этапе эксперимента с помощью теоретического и практического изучения развития воображения у детей старшего дошкольного возраста различными видами деятельности (игровой, театрализованной, изобразительной и словесное творчество) сделали соответствующие выводы:

1. По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.

2. Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:


− игровая;

− театрализованная;

− изобразительная;

− словесное творчество.

3. По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.

Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы:

1. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе детского сада № 2 города Москвы. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 6-7 лет, подготовительное группы детского сада, из них 8 девочек и 8 мальчиков. Экспериментальное исследование, состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Были подобраны следующие методики диагностики развития воображения старших дошкольников:

1) Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36].

2) Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26].

2. По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.

3. Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:

− игровая;

− театрализованная;

− изобразительная;

− словесное творчество.

4. По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.

Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав теоретический и практический материал по теме нашего исследования, мы сделали соответствующие выводы:

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.

В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое воображение входят: мечта и фантазия.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста следующие:

− воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

− оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

− воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Воображение у детей старшего дошкольного возраста развивается в таких видах деятельности, как игра, рисование, в занятиях по родному языку. Вследствие этого, организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребенок научается представлять себе изображенные события, и тем самым у него развивается воображение.

Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста было проведено на базе детского сада номер 2 № города Москвы. В исследовании приняли участие 16 дошкольников 6-7 лет, подготовительное группы детского сада, из них 8 девочек и 8 мальчиков. Экспериментальное исследование, состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Были подобраны следующие методики диагностики развития воображения старших дошкольников:

1) Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36].

2) Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26].

По завершению констатирующего этапа эксперимента у детей старшего дошкольного возраста было выявлено недостаточное развитие творческого воображения для своего возраста, мы приступили к формирующему этапу, где была дана развивающая программа, направленная на развитие воображения с детей 6-7 лет.


Так как воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности. Тем самым дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Таким образом, на занятиях у старших дошкольников применялись такие виды деятельности как:

− игровая;

− театрализованная;

− изобразительная;

− словесное творчество.

По результатам диагностики уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, в ходе констатирующего и контрольного этапа, мы произвели оценку эффективности формирующего этапа эксперимента.

Следовательно, можно сделать вывод, что благодаря развивающей программе, включающую такие виды деятельности, как игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество, мы увидели положительную динамику уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 2009. 231 с.

Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2013. 59 с.

Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат. 2008. 363 с.

Боровик О.В. Развиваем воображение// Дошкольное образование. 2011. № 1. 244 с.

Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество М.: Просвещение, 2009. 293 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 93 с.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2012. 201 с.
  2. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (Дата обращения: 05.02.2020)
  3. Груздева А.В., Арсенова М.А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. 86 с.
  4. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2015. 288 с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Просвещение, 2014. 278 с.


Дьяченко О.М. Об особенностях воображения у детей дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. М.: Просвет, 2009. 104 с.

Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: День, 2014. 288 с.

Запорожец А.В. Восприятие и действие. 2-е издание. М.: Академия, 2008. 316 с.

Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. Пенза: Феникс, 2011. 248 с.

  1. Игнатьева Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 2012. 223 с.
  2. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2011. 275 с.
  3. Ковалев А.Г. Развитие творческих способностей детей. М.: Учитель, 2009. 114 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Педагогика, 2013. 466 с.
  5. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 2013. 123 с.
  6. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Просвещение, 2009. 99 с.
  7. Кравцова Е.В. Развитие воображения / Е.В. Кравцова// Дошкольное воспитание. 2011. № 12. С.45-47.
  8. Крутецкий В.А. Творческое мышление. М.: Эксмо, 2010. 305 с.
  9. Леонтьев А.Н. Умственные способности людей. М.: Просвещение, 2012. 302 с.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология. М., Академия, 2006. 328 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Книга.3. М.: Модерн, 2012. 421 с.
  12. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. Электронный журнал «Педагогика искусства», 2008. № 1. 102 с.
  13. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. М.: Феникс, 2013. 236 с.
  14. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. М.: 2010. 273 с.
  15. Платонов К.К. Психологический практикум. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2010. 165 с.
  16. Полуянов Д.А. Воображение и способности. М.: Эксмо, 2015. 365 с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. В.И. Васильевой. М.: Академия, 2012. 221 с.
  18. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения дошкольников. М.: Мир, 2009. 386 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Астро, 2012. 303 с.
  20. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения старших дошкольников. М.: Эксмо, 2010. 341 с.
  21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2012. 320 с.
  22. Сметанина Н.В. Влияние учебной деятельности на развитие творческого воображения старших дошкольников // Педагогика как наука и как учебный предмет. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Борисоглебск: ЛИАН, 2010. 101 с.
  23. Самарин Ю.А. Воспитание воображения дошкольника. Л.: ЛГУ, 2009. 289 с.
  24. Урунтаева Г.А. Практическая психология: Учебное пособие. М.: Академия, 2011. 336 с.
  25. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности. Магнитогорск: Рост, 2011. 266 с.
  26. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М.: Академия, 2012. 215 с.
  27. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание старшего дошкольника. М.: Астро, 2011. 322 с.
  28. Чижова И.И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И.И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 65-68.
  29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2011. 347 с.
  30. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 406 с.