Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3. Контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента была проведена первичная диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного этапа: диагностика исходного уровня развития воображения у детей в старшем дошкольном возрасте.
Задачи констатирующего этапа:
- Подобрать методики диагностики воображения у детей старшего дошкольного возраста.
- Отобрать детей для экспериментального исследования.
- Провести диагностику.
- Сформулировать выводы об исходном уровне развития воображения у детей 6-7 лет.
В нашем экспериментальном исследовании мы применяли следующие методики диагностики уровня развития воображения у старших дошкольников:
1. Методика «Неполные фигуры» Е. Торренса [36] (Приложение 1). Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест – фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Диагностируется оригинальность и эмоциональность образов, глубину и проработанность (детализированность) образов.
2. Методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [36] (Приложение 2). Данная методика позволяет выявить оригинальность и эмоциональность образов, богатство фантазии и скорость процессов воображения.
Подобрана выборка испытуемых из детей старшего дошкольного возраста для последующей диагностики, которая представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Характеристика выборка для диагностики
№ |
Дети |
Пол |
Возраст |
1. |
Ж.С. |
Женский |
6 лет 2 месяца |
2. |
Т.В. |
Женский |
6 лет 2 месяца |
3. |
А.В. |
Женский |
6 лет 3 месяца |
4. |
Н.Л. |
Женский |
6 лет 4 месяца |
5. |
В.Я. |
Женский |
6 лет 4 месяца |
6. |
Ж.С. |
Женский |
6 лет 4 месяца |
7. |
Т.В. |
Женский |
6 лет 5 месяцев |
8. |
Д.И. |
Женский |
6 лет 7 месяцев |
9. |
О.Л. |
Мужской |
6 лет 1 месяц |
10. |
К.Е. |
Мужской |
6 лет 2 месяца |
11. |
Ш.О. |
Мужской |
6 лет 3 месяца |
12. |
В.М. |
Мужской |
6 лет 3 месяца |
13. |
Б.М. |
Мужской |
6 лет 5 месяцев |
14. |
Н.В. |
Мужской |
6 лет 5 месяцев |
15. |
Е.Л. |
Мужской |
6 лет 6 месяцев |
16. |
Е.О. |
Мужской |
6 лет 6 месяцев |
На формирующем этапе эксперимента был проведен план мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста различными видами деятельности, такими как: игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество. Учитывая результаты констатирующего этапа, нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие воображения у детей 6-7 лет.
Коррекционно-развивающая программа – это блок занятий, которые состоят из нескольких частей.
1.Первая часть занятия состоит из игр, способствующих развитию вербального, то есть непосредственно связанного с речью, воображения. Для их проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру и, включившись в нее, фантазировать вместе с детьми.
2. Вторая часть направлена на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, пиктограмм, эталонов, конструирование фигур, из предложенных деталей, рисование по контуру, кляксография и тому подобное.). А также представлены игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий.
3. В третьей части, содержаться артистические игры и этюды, которые способствуют не только развитию воображения, но и совершенствованию выразительных движений, эмоциональной сферы, партнерских отношений и саморасслаблению.
Коррекционно-развивающая программа состоит из 22 занятий, которые проводятся один раз в неделю по 25-30 минут в течение 6 месяцев. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Ключевые элементы разработанной коррекционно-развивающей программы представлены в плане занятий в таблице 1.2 (Приложение 3).
Более подробное описание занятий указано в Приложение 4.
Так как коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста рассчитана на 6 месяцев, то в связи с этим, из-за того, что у нас нет такого большого лимита времени, то мы сделали контрольный срез в конце декабря.
На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное обследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Целью данного этапа: определение достигнутого уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста после развивающего воздействия – различных видов деятельности (игровая, театрализованная, изобразительная и словесное творчество).
Задачи контрольного этапа:
- Провести повторную диагностику детей 6-7 лет по вышеописанным методикам.
- Сформулировать выводы о достигнутом уровне развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты экспериментального исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста представлены в параграфе 2.2.
2.2. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
На констатирующем этапе эксперимента, при проведении методики «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], мы активизировали деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Дети воспринимали предлагаемый тест – фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивали, реконструировали их. Полученные данные представлены в таблицах 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1
Перечень изображенных детьми предметов
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Методика «Неполные фигуры» |
Группа |
||
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
|||
1. |
Ж.С. |
Солнце |
Дом |
Колокольчик |
3 |
2. |
Т.В. |
Яблоко |
Телевизор |
Дом |
4 |
3. |
А.В. |
Колобок |
Подъемный кран |
Елка |
3 |
4. |
Н.Л. |
Колесо |
Телевизор |
Косынка |
3 |
5. |
В.Я. |
Подсолнух |
Окно |
Пирамидка |
4 |
6. |
Ж.С. |
Шарик |
Часы |
Дом |
4 |
7. |
Т.В. |
Мяч |
Автомобиль |
Дом |
3 |
8. |
Д.И. |
Мяч |
Дом |
Елка |
4 |
9. |
О.Л. |
Будильник |
Воздушный змей |
Человек |
3 |
10. |
К.Е. |
Мухомор |
Телевизор |
Пальма |
2 |
11. |
Ш.О. |
Воздушный шар |
Окно |
Крыша |
4 |
12. |
В.М. |
Гриб |
Стол |
Пирамидка |
3 |
13. |
Б.М. |
Солнце |
Змей |
Дом |
3 |
14. |
Н.В. |
Подсолнух |
Дверь |
Крыша |
4 |
15. |
Е.Л. |
Шарик |
Рама |
Елка |
4 |
16. |
Е.О. |
Будильник |
Окно |
Конверт |
4 |
Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.
Результаты диагностики оригинальности изображений у старших дошкольников отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Результаты диагностики оригинальности изображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Методика «Неполные фигуры» |
Группа |
||
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
|||
1. |
Ж.С. |
- |
- |
+ |
3 |
2. |
Т.В. |
- |
- |
- |
4 |
3. |
А.В. |
- |
+ |
- |
3 |
4. |
Н.Л. |
- |
- |
+ |
3 |
5. |
В.Я. |
- |
- |
- |
4 |
6. |
Ж.С. |
- |
- |
- |
4 |
7. |
Т.В. |
- |
+ |
- |
3 |
8. |
Д.И. |
- |
- |
- |
4 |
9. |
О.Л. |
- |
+ |
- |
3 |
10. |
К.Е. |
+ |
- |
+ |
2 |
11. |
Ш.О. |
- |
- |
- |
4 |
12. |
В.М. |
+ |
- |
- |
3 |
13. |
Б.М. |
- |
+ |
- |
3 |
14. |
Н.В. |
- |
- |
- |
4 |
15. |
Е.Л. |
- |
- |
- |
4 |
16. |
Е.О. |
- |
- |
- |
4 |
Прим.: 1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях; 2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях; 3 группа – оригинальные изображения в одном случае; 4 группа – нет оригинальных изображений.
Таким образом, по результатам диагностики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Неполные фигуры» Е. Торренса [36], на констатирующем этапе эксперимента, мы получили следующие данные:
1. Представленные результаты показали, что детей со всеми тремя оригинальными ответами не было выявлено вообще.
2. У одного ребенка выявлен более высокий уровень креативности. Он дал два оригинальных ответа, и тем самым соотносим его ко 2 группе (6%).
3. У семи детей выявили 3 группу, что составляет 44%. То есть оригинальных изображений выполнено мало, но при этом у каждого из ребенка есть по одному креативному ответу.
4. Большая часть работ у детей 4 группы (50%). Другими словами, дети вообще не показали никаких оригинальных ответов. У них были «стандартные» ответы, такие как дом, окно, солнце, шарик, елка.
Графически результаты представлены на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Результаты диагностики оригинальности изображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Далее мы провели диагностику «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [26], для изучения речевого воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента. Полученные результаты представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты диагностики речевого воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Оригинальность |
Глубина и проработанность |
Скорость процессов |
Эмоциональность |
Общее количество баллов |
Уровень речевого воображения |
1. |
Ж.С. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
2. |
Т.В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Низкий |
3. |
А.В. |
3 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
4. |
Н.Л. |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
Средний |
5. |
В.Я. |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Низкий |
6. |
Ж.С. |
1 |
2 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
7. |
Т.В. |
2 |
3 |
3 |
2 |
10 |
Средний |
8. |
Д.И. |
1 |
1 |
3 |
1 |
6 |
Низкий |
9. |
О.Л. |
3 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Средний |
10. |
К.Е. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
11. |
Ш.О. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Низкий |
12. |
В.М. |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Высокий |
13. |
Б.М. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Средний |
14. |
Н.В. |
2 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Низкий |
15. |
Е.Л. |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
Средний |
16. |
Е.О. |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
Низкий |