Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (ООО «Эпимед Аптека «Алоэ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Исторический анализ процесса становления и развития менеджмента, как науки управления
1.2 Особенности развития основных школ менеджмента
1.3 Особенности современной науки об управлении
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1 Организационно-правовая форма предприятия ООО «Эпимед Аптека «Алоэ»
2.2 Анализ системы управления ООО «Эпимед Аптека «Алоэ»
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия
3.1 Анализ стиля управления предприятием
Кроме уровня образования, существенной чертой профессионализма персонала предприятия является стаж работы. В таблице 2.7 проведем анализ персонала ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» по стажу работы за 2016-2018 гг.
Таблица 2.7 - Анализ структуры персонала Аптеки по стажу работы
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Изменения |
Структура, % |
|||
чел. |
% |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
Численность работников, всего, чел., в том числе: |
30 |
30 |
30 |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
- 1-5 лет |
5 |
6 |
8 |
3 |
160,00 |
16,67 |
20,00 |
26,67 |
- 6-10 лет |
14 |
13 |
15 |
1 |
107,14 |
46,67 |
43,33 |
50,00 |
- 11-15 лет |
6 |
7 |
3 |
-3 |
50,00 |
20,00 |
23,33 |
10,00 |
- 16-20 лет |
5 |
4 |
4 |
-1 |
80,00 |
16,67 |
13,33 |
13,33 |
- более 20 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
В результате проведенного анализа можно отметить, что наибольшую долю в составе персонала в 2018 году составляют работники со стажем от 6 до 10 лет, их численность составила 15 чел. (50,0%) против 13 чел. в 2017 году (43,33%) и 14 чел. в 2016 году (46,67%); и работники со стажем работы от 1 до 5 лет, их число в 2018 году составила – 8 чел. (26,67%), в 2017 году – 6 чел (20,0%); в 2016 году – 5 чел. (16,67%) . На третьем месте – работники, имеющие стаж работы от 16 до 20 лет, их численность в 2018 году составила 4 чел.
Таким образом, персонал ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» является молодым, квалифицированным, высокообразованным, достаточно опытным.
2.3 Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятия
Для анализа системы управления был проведен опрос работников предприятия. Показатели, анализирующие систему управления персоналом предприятия ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» в 2018 году по результатам проведенного опроса работников предприятия, представлено в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Показатели, анализирующие систему управления ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» (первичный опрос работников предприятия)
Показатели удовлетворенности трудом |
% удовлетворенности работников |
1. Удовлетворенность содержанием труда |
60,1 |
2. Удовлетворенность режимом работы |
25,3 |
3. Удовлетворенность условиями труда |
61,4 |
4. Удовлетворенность заработком |
56,3 |
5. Удовлетворенность разнообразием работы |
33 |
6. Удовлетворенность самостоятельностью в работе |
52 |
7. Удовлетворенность гигиеническими условиями труда |
56 |
8. Удовлетворенность уровнем организации труда |
57 |
9. Удовлетворенность отношениями с коллегами |
44 |
10. Удовлетворенность всей системой управления |
80 |
Средний показатель, % |
52,5% |
Рассмотрим показатели и выявим причины неудовлетворенности работников предприятия действующей системой управления персоналом.
1) Отсутствие периода адаптации. Адаптация человека в организации сопровождается необходимостью решения ряда сопутствующих проблем: коррекции и изменения поведения, изменения или модификации организационной структуры. Для успешного взаимодействия в организационном окружении каждый новый сотрудник должен изучить систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации. В ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» отсутствует система адаптации. Здесь под адаптацией подразумевается вводный инструктаж при приеме на работу. Автор, уверен, если ввести программу «Адаптации персонала», то совершенствование нового сотрудника будет происходить в максимально короткие сроки, что позволит предприятию существенно активизировать творческий потенциал работающего персонала. Процесс адаптации сотрудников в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» позволит достичь:
- сокращение текучки кадров (особенно в период испытательного срока);
- сокращение так называемых стартовых издержек (работник быстрее достигает тех стандартов работы, которые от него требуются);
- экономия времени руководителей (сотрудник, который плохо адапти-руется, требует больше времени на объяснение возложенных на него задач);
- создание у сотрудника позитивного отношения к работе, снижение уровня тревожности (быстрая подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках, эффек-тивное вовлечение работника во все процедуры, происходящие в компании).
2) Неудовлетворенность работников режима труда. Удовлетворенность работников содержанием труда в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» составило 60,1%, то есть более половины рабочего коллектива устраивает содержание труда – выполняемые обязанности, присущая форма ответственности и т.п. Условия труда в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» удовлетворяют 61,4%, то есть более половины всех работающих на предприятии удовлетворены условиями труда (содержание рабочего места, режим труда и режим отдыха, отпуска).
3) Неудовлетворенность работников заработком. Получаемый за свои трудовые обязанности заработок устраивает только 56,3% всего работающего персонала торгового предприятия. При этом заработная плата в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» начисляется исходя из окладов и тарифных расценок за объем работ. Основным недостатком системы оплаты труда, применяемой в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» является то, что размеры самих окладов и расценки являются очень низкими. Но при начислении заработной платы за отработанный месяц используется несколько видов дополнительных накруток и выплат (доплата за стаж на предприятии, премии месячные и квартальные, оплата переработки, доплата за перевыполнение плана и т.п.), и в конечном итоге суммы заработной платы к выплате составляют нормальную величину.
Следует отметить, что в анализируемом 2018 году руководство ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» упразднило некоторые из дополнительных выплат, и число недовольных заработком составило – 43,7% работников. Изменить систему начисления оплаты труда работников в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» в настоящее время не представляется возможным, так как в условиях кризисной и посткризисной нестабильной российской экономики расширение фонда оплаты труда – неоправданно и может повлечь за собой значительное увеличение затрат и соответственно снижение суммы прибыли предприятия.
Самостоятельность работы, санитарно-гигиенические условия и уровень организации труда устраивают 52-57% работающих на данном предприятии.
4) Ненормированный режим труда. Режим работы ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» устраивает только 25,3% работников, данное обстоятельство объясняется тем, что предприятие работает без выходных, с 7.00 до 22.00. Таким образом, график работы данного предприятия – не совсем удобный, но изменить его для удобства персонала предприятие не может, вследствие зависимости режима работы от наличия клиентов и объема продаж.
5) Конфликтность при организации работы персонала – обусловлена неравномерным распределением работников по половозрастному признаку.
Обобщим полученные результаты системы управления персоналом в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» и выделим существующие нарушения.
Исходя из представленной таблицы, можно отметить, что основными функциями системы управления персоналом в рамках деятельности ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» в настоящем временном периоде являются – планирование, организация, мотивация и контроль. При этом выполнение каждой из означенной функции осуществляется изначально на четырех базовых стадиях воспроизводства: формирование, распределение, перераспределение и использование. В данном контексте также следует отметить, что каждая функция выполняется системой управления персоналом фармацевтического предприятия ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ с нарушениями, что подтверждается данными таблицы 2.10. Исходя из анализа системы управления персоналом, можно сформировать ее преимущества и недостатки.
Таблица 2.9 - Система управления персоналом ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ»
Функции управ-ления |
Фазы воспроизводства |
|||
---|---|---|---|---|
формирование |
распределение |
перераспределение |
использование |
|
1. Плани-рование |
Планирование расширения штата происходит по мере необходимости; Подготовка кадров; Поиск источников набора персонала. |
Планирование распределения кадров не проводится; Прогнозирование соответствия персонала современным требованиям. |
Разработка схемы продвижения кадров по служебной лестнице; Планирование высвобождения кадров в результате НТП не проводится. |
Разработка планов по рациональному использованию персонала. Разработка мероприятий по обеспечению нормальных условий труда работников предприятия. Формируется система оплаты |
2. Органи-зация |
Качественный подбор персонала. Расстановка персонала. |
1. Расстановка кадров подготовленных для магазина. |
Расстановка кадров на соответствующие рабочие места по рекомендациям. Переподготовки кадров не осуществляется, так же как и повышения квалификации. |
1. Мероприятия, повышающие производительность труда. |
3. Моти-вация |
Отсутствует система мотивации у некоторых работников Должностные требования осуществляются заключенным договором. |
|||
4. Конт-роль |
1. Определяется соответствие численности кадров соответствующему лимиту. |
Оценка при наборе кадров. Оценка деятельности каждого работника. |
1. Контролирование перераспределения выявления факторов, обуславливающих профессиональное соответствие, не проводится. |
1. Дальнейшая переподготовка кадров не проводится. |
Таблица 2.10 - Преимущества и недостатки системы управления персоналом ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ»
Преимущества |
Недостатки |
---|---|
1) Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств; 2) При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение; 3) Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке; 4) Учет мнений персонала. |
1) Отсутствие долгосрочного планирования кадров; 2) Отсутствие четкой кадровой политики; 3) Отсутствие кадрового резерва; 4) Отсутствие поощрения инициативы персонала; 5) Частичное отсутствие материального стимулирования. 6) Низкая оплата труда при длительном рабочем дне; 7) Нехватка профессионализма и уровня знаний в сфере управления; 8) Текучесть кадров (около 5-8% в год); 9) Неудовлетворенность работников режимом труда; 10) Неудовлетворенность работников заработком. 11) Конфликтность при организации работы персонала. |
Таким образом, видится реальная необходимость совершенствования системы управления персоналом в ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ». Чтобы развитие Аптеки «Алоэ» было устойчивым в перспективе, необходимо чтобы ее кадровый механизм своевременно выявлял, а затем и эффективно решал возникающие проблемы. В настоящее время на предприятии ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» имеются предпосылки для широкого развертывания работ по совершенствованию новых программ, привлечению специалистов и реализации программ в системе управления персоналом (работниками) этого предприятия.
Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы. Структура управления ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ» относится к линейно-функциональным управленческим структурам. Линейные связи обеспечивают подчинение по вертикали, то есть иерархию. Во главе каждого структурного подразделения находится свой руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Сам руководитель структурного подразделения подчинен вышестоящему руководителю – директору ООО «Эпимед» Аптека «Алоэ». Функциональные связи обеспечивают специализацию управленческой деятельности, что позволяет руководству предприятия решать сложные и многоцелевые задачи.