Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации («Фудзи»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1 Сущность мотивации персонала и ее роль в системе управления

1.2 Характеристика основных элементов политики мотивации персонала и основные этапы ее формирования

2. Анализ политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана «Фудзи»

2.1 Общая характеристика деятельности ресторана «Фудзи»

2.2 Анализ показателей управления кадровым направлением деятельности ресторана

2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»

3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование политики мотивации персонала с учетом стратегического управления кадровым направлением деятельности ресторана

3.1 Внедрение системы грейдов в политику материальной мотивации персонала ресторана

3.2 Рекомендации по повышению эффективности политики мотивации персонала ресторана путем формирования корпоративной культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из данных таблицы заметен рост численности поваров и официантов, снижение численности обслуживающего персонала (уборщиц), поскольку практика показала, что с уборкой помещения успешно справляется один человек, и содержание второго уборщика ведет к росту затрат на заработную плату без повышения эффективности. Численность по категориям представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Основные категории работников ресторана «Фудзи»

Категория работников

2015

2016

2017

Изменение

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2017/2016

2017/2015

Руководитель

1

7

1

6

1

5

1,00

1,00

Специалисты

7

46

7

44

8

45

1,17

1,17

Рабочие

1

7

2

12

1

6

0,5

1,00

Обслуживающий персонал

6

40

6

38

8

44

1,33

1,33

Таким образом, доля руководителей составляет в 2017 году - 5% от общего числа сотрудников организации, численность специалистов - 45%, доля рабочих - 6%, доля обслуживающего персонала - 44%. Рост численности наблюдается по категориям обслуживающего персонала и специалистов, снижение по категории рабочие.

Можно сделать вывод об увеличении численности персонала в ресторане «Фудзи» по сравнению 2016 годом на 2 человека, что составляет 11%. Данная ситуация обусловлена ростом объема оказания услуг, значительным притоком клиентов и повышением трудоемкости работы поваров и официантов. Однако, без эффективного использования нормативов численности, трудоемкости работ, норм времени невозможно эффективно управлять ростом персонала, а расширение численности без анализа трудоемкости может привести к негативным последствиям для организации: росту затрат на персонал.

Далее рассмотрим структуру персонала по полу и возрасту по данным таблицы 7.


Таблица 7 – Структура персонала ресторана «Фудзи» по возрасту 2015-2017 гг.

Общий стаж работы

2015 г.

2016 г.

2017 г.

до 18 лет

2

2

2

18 -35 лет

2

1

5

35-40 лет

7

8

7

40-50 лет

4

5

4

более 50 лет

0

0

0

ИТОГО

15

16

18

Анализ возрастной структуры персонала ресторана позволил сделать вывод о том, что большинство работников находятся в возрасте от 35 до 50 лет, что, в целом, не характерно для организации подобного профиля, поскольку состав официантов и барменов как правило достаточно «молодой». В нашем случае данная ситуация может являться плюсом. Поскольку говорит о должном уровне квалификации и «зрелой» мотивации к труду, возможном отсутствии отношения к работе в ресторане «Фудзи» как к временной.

Распределение персонала ресторана «Фудзи» по общему стажу работы представлено в таблице 8.

Таблица 8 – Распределение персонала по стажу работы, чел.

Общий стаж работы

2015 г.

2016 г.

2017 г.

до 1 года

2

2

2

1 -3 года

2

1

5

3-5 лет

7

8

7

5-10 лет

4

5

4

более 10 лет

0

0

0

ИТОГО

15

16

18

Анализ стажа работы сотрудников свидетельствует о том, что на работу принимаются сотрудники, уже имеющие опыт работы в общественном питании и опыт работы в других организациях. Наиболее многочисленная группа персонала - со стажем работы 3-5 лет - на конец 2017 года в этой группе состояло 7 человек. Данная ситуация благоприятна для организации, поскольку позволяет использовать потенциал опытных работников уже сразу после приема. Негативным моментом является отсутствие возможности использовать как мотивацию должностной и профессиональный рост (что возможно, например, для студентов).


Далее необходимо провести анализ движения персонала, как важный индикатор кадровой политики в организации. Данные по движению персонала представлены в таблице 9.

Таблица 9 – Движение персонала ресторана «Фудзи» в 2015-2017 гг.

Годы

Среднесписочная

численность

Валовой

оборот,

%

Оборот

по

приему,

%

Оборот по увольнению,

%

Текучесть кадров, %

Коэффициент

стабильности,

%

2015

15

46,7

26,7

20,0

20,00

21

2016

16

31,3

18,8

12,5

6,25

16

2017

18

60,0

40,0

20,0

15,00

29

Можно сделать вывод о том, что текучесть кадров в организации выше нормы (3-5%), что обусловлено общей тенденцией к текучести среди определенных категорий персонала, таких как официанты, бармены. Однако, высокая текучесть является негативным моментом для организации, поскольку цель кадровой политики - укрепление и рост кадрового потенциала, мотивация всех категорий сотрудников для достижения эффективной работы в долгосрочном периоде, в частности за счет устойчивого кадрового потенциала. Ориентация на текучесть и снижение за этот счет затрат на мотивацию и рост оплаты труда - негативная тенденция, которой привержены как малые, так и крупные предприятия в современных условиях.

2.2 Оценка политики мотивации персонала ресторана «Фудзи»

В ресторане «Фудзи» политика мотивации персонала включает в себя экономические и неэкономические способы мотивации персонала. В обобщенном виде политику мотивации персонала, существующую на предприятии, можно представить как совокупность следующих блоков: материальная мотивация, нематериальная мотивация и социальные программы (рисунок 5).

Рисунок 5 – Политика мотивации персонала ресторана «Фудзи»


Рассмотрим основные элементы политики мотивации персонала ресторана «Фудзи» более подробнее.

Основной акцент в ресторане «Фудзи», сделан на систему материальной мотивации: оплата труда используется как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы, практикуется стимулирование через назначение премий и их лишение.

В ресторане «Фудзи» используется сдельно-премиальная форма оплаты труда. На каждого сотрудника установлены сдельные оклады, которые определены в трудовых договорах с работниками.

В зависимости от уровня ежемесячного дохода ресторана установлены премии к должностным окладам. Премиальный фонд составляет 10% от ежемесячного дохода компании. Сотрудникам, проработавшим в компании более 3-ех лет, также устанавливается персональная надбавка за стаж работы –5000 тенге.

Рассмотрим, из каких элементов состоит фонд заработной платы в ресторане «Фудзи» (таблица 10).

Таблица 10 – Состав и структура фонда заработной платы по статьям затрат в ресторане «Фудзи» за 2015 – 2017 гг.

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение

Сумма,

тыс. тг.

Уд. вес, %

Сумма,

тыс. тг.

Уд. вес, %

Сумма,

тыс. тг.

Уд. вес, %

Сумма,

тыс. тг.

Относит., в %

Сдельная оплата

12337

52,1

12411

63,4

14820

65,2

2483

20,1

Доплаты различного рода

6512

27,5

4424

22,6

5069

22,3

-1443

-22,2

Процентная надбавка

4120

17,4

2153

11

1568

6,9

-2552

-61,9

Материальная помощь

710

3

587

3

1273

5,6

562,51

79,2

Итого

23679

100

19576

100

22730

100

-949

-4,0


Исследуя данную таблицу 10, можно сказать, что в ресторане фонд заработной платы в 2017 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 4% и в 2017 г. составил 22 730 тыс. тенге. Наибольший удельный вес в структуре фонда заработной платы занимает сдельная оплата, сумма которой выросла за исследуемый период более чем на 20% и составила на конец 2017 года 14 820 тыс. тенге (что составляет 65,2% от ФЗП).

Процентные надбавки составляют ежегодно снижаются и на конец 2017 года они составили лишь 6,9% от совокупного фонда заработной платы. В абсолютном выражении сумма процентных надбавок сократилась на 2 552 тыс. тенге или на 61,9%.

Несколько выросли затраты по материальной помощи работникам с 710 тыс. тенге в 2015 году до 1 273 тыс. тенге в 2017 году.

На рисунке 6 графические представлено изменение фонда оплаты труда за 2015 – 2017 гг. по статьям затрат.

Рисунок 6 – Состав и структуры фонда заработной платы по статьям затрат за 2015-2017 гг.

В ресторане «Фудзи» уделяется внимание моральному поощрению работников. Используется широкий спектр средств нематериальной мотивации: вручение почетных грамот, поощрение в связи с Днем защитника Отечества (для мужчин), Днем 8-е Марта (для женщин). К Новому Году все работники организации получают подарки. Для того, чтобы проводить работу по оздоровлению работников, предприятие предоставляет работникам, нуждающимся в лечении, медицинское страхование. Одна из целей мотивации труда – формирование желательного поведения работников и достижение необходимого уровня производительности. Чтобы минимизировать количество случаев нежелательного поведения работников (прогулы, опоздания, нарушения дисциплины), в ресторане «Фудзи» используется материальное наказание и дисциплинарные меры.

Наиболее важным показателем, отражающим эффективность политики мотивации персонала ресторана, является показать производительности труда (таблица 11).

Таблица 11 – Динамика показателя производительности труда в ресторане «Фудзи» за 2015 - 2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Отклонение, 2017/2015, %

Выручка (тыс. тг.)

81 389

82 707

39 019

47,9

Среднесписочная численность персонала

15

16

18

120,0

Производительность труда, тыс.тг..

5425,9

5169,2

2167,7

40,0