Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Препятствия и трудности в развитии местного самоуправления в РФ
1.1 Трудности в формировании местного самоуправления
1.2 Основные проблемы в развитии местного самоуправления
1.3 Трудности в правовом развитии местного самоуправления
1.4 Трудности в социальном развитии местного самоуправления
2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ
2.1 Количественные тенденции местного самоуправления
2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации
2.3 Тенденция невыполнения решений, принятых самоуправлением
2.4 Тенденция противоречия местного права федеральным законам
2.5 Тенденция к укреплению экономики местного самоуправления
3 Перспективы развития местного самоуправления в РФ
3.1 Перспективные сценарии развития местного самоуправления
3.2 Наиболее перспективные производства и возможности малого бизнеса
3.3 Перспективы развития систем «обратной связи»
На переходных этапах муниципализации объектов социальной сферы, значительно возросли объемы сектора муниципальной социальной сферы, который был наименее подготовленным к работе на уровне экономической самодостаточности. В ходе этих преобразований предприятия освобождались от неприбыльным для них активов, но от этого эти объекты не стали прибыльными, так как их поддержание в функциональном состоянии не обходится без финансирования.[10] Муниципалитеты не сумели на основе вновь созданной системы местного самоуправления выработать, переданный им комплекс дошкольного образования, что создало ряд кризисных явлений в этой области. На большинстве территорий не была восстановлена система дополнительного детского образования. С этой системой современная модернизация связывает большие надежды на творческое развитие детей, а также решение задач их воспитания и оздоровления.
На современной этапе развития муниципального самоуправления появились новые проблемы, которые объясняются изменениями в общем образовании. Муниципальные органы управления не только делают частично выданные им полномочия субъектов РФ, но фактически несут ответственность перед вышестоящими органами и населением за ход и результаты внедряемых новаций.[11]
2 Современные тенденции развития местного самоуправления в РФ
2.1 Количественные тенденции местного самоуправления
Одним из острейших в последние годы является вопрос о численности муниципальных образований. В силу сложившейся обстановки, при отсутствии финансов и необходимых квалифицированных кадров не у всех муниципальных образований получается выполнять свои полномочия. Затраты на формирование и функционирование нежизнеспособных органов местного самоуправления могут превышать затраты необходимые на решение социальных проблем.[12]
Еще в 2003 году тезис о потребности наибольшего приближения местной власти к народу стал лозунгом муниципальной реформы. За период с 2003 по 2009 гг. число муниципальных образований в стране было увеличено с 11600 (в 2003 г.) до 24160 (в 2009 г.). Эти преобразования прошли в максимально сжатые сроки и не учитывали мнения специалистов и не были подкреплены финансово-экономическими мерами. Поэтому многие из муниципальных территорий оказались не готовыми решать поставленные местные задачи.[13]
В последние годы в России наблюдалось заметное сокращение количества муниципальных образований, особенно сельских поселений. Особенно сильно этот процесс наблюдался в 2010 году, в это время по данным Федеральной службы государственной статистики были «сокращены» свыше 600 муниципальных образований, включая 595 сельских поселений. Такое изменение территориальной организации местного самоуправления объясняется желанием властей регионов оптимизировать число муниципальных образований с целью повышения эффективности муниципального управления и снижения расходов.
И по состоянию на 1.01.2015 г. число муниципальных образований по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 1228 единиц. Большинство «сокращений» пришлось на сельские поселения, число таких муниципалитетов уменьшилось на 1207 единиц. Начиная с 2008 года до 2014 года динамика сокращения числа муниципальных образований была устойчивым трендом.[14]
Если рассмотреть тенденции изменения количества муниципальных районов (табл. 1), то статистика не будет однозначной.
Табл. 1. Тенденции динамики муниципальных районов в РФ за 2008-13 гг.
Наименование |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Россия |
1799 |
1810 / (+19) |
1829 (-5) |
1824 (-3) |
1821 (-4) |
1817 |
ЦФО |
417 (-1) |
416 |
416 |
416 |
416 |
416 |
СЗФО |
147 (+12) |
159 |
159 |
159 |
159 |
149 |
ЮФО |
239 |
239 (+21) |
144 |
144 |
144 (-1) |
143 |
СКФО |
- |
- |
116 (-2) |
114 |
114 |
114 |
ПФО |
456 |
456 |
456 (-2) |
454 (-2) |
452 (-3) |
449 |
УрФО |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
СФО |
320 |
320 |
320 |
320 (-1) |
319 |
319 |
ДФО |
127 |
127 (-2) |
125 (-1) |
124 |
124 |
124 |
За период 2008-2013 гг. число муниципальных районов изменялось разнонаправленно. В 2008-2009 гг. число муниципальных районов значительно возросло, что объясняется изменением в территориальной организации ЮФО на 21 единицу, в СЗФО на 12 единиц. В ЮФО были сформированы новые муниципальные районы в республике Ингушетия и Чеченской республике. В Калининградской области (СЗФО) были преобразованы 12 городских округов в муниципальные районы.
Федеральный округ |
Количество зарегистрированных уставов и муниципальных актов, единиц |
из них: |
|||
действующие |
не действую-щие в части |
не вступившие в силу |
недейству-ющие |
||
Центральный |
57 000 |
39 012 |
0 |
1 183 |
16 805 |
СЗФО |
16 354 |
10 682 |
0 |
323 |
5 349 |
Южный |
26 810 |
7 493 |
0 |
1 535 |
17 782 |
СКФО |
20 511 |
5 903 |
0 |
385 |
14 223 |
Приволжский |
78 113 |
44 611 |
0 |
2 736 |
30 766 |
Уральский |
26 096 |
23 044 |
0 |
785 |
2 267 |
Сибирский |
59 000 |
31 964 |
2 |
1 010 |
26 024 |
ДФО |
35 377 |
23 273 |
0 |
1 658 |
10 446 |
ВСЕГО |
319 261 |
185 982 |
2 |
9 615 |
123 662 |
В 2010-2013 гг. число муниципальных районов уменьшилось на 12 единиц, хотя не всегда проходило укрупнение. За этот период были объединены муниципальные районы в СКФО в 2010 году в Чеченской республике, в ЮФО в 2012 году в Волгоградской области, в СФО в 2011 году в Алтайском крае. А также были преобразованы муниципальные районы в городские округа в ПФО в 2010-2012 гг. в Нижегородской обл., в 2012 г. в Пермском крае и в ДФО в 2010 г. (Сахалинская область).[15]
На 1 января 2017 г. на территории России зарегистрировано и внесено в государственный реестр уставов муниципальных образований 319261 устав муниципального образования и муниципальный правовой акт о внесении в них изменений (60172 устава, 259089 муниципальных актов), из которых 185982 являются действующими, 9615 не вступили в силу, 123662 отменены или признаны утратившими силу (табл. 2).
Табл. 2. Количество регистраций уставов муниципальных образований (по состоянию на 1 января 2017 г.).
Количество поступивших на государственную регистрацию уставов
и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за 2016 год уменьшилось на 20 % в сравнении с 2015 г. В 2016 году
в территориальные органы Минюста России поступило на государственную регистрацию 30869 уставов и муниципальных правовых актов (в аналогичном периоде 2015 года – 38816). Зарегистрировано в 2016 году 27912 уставов
и муниципальных правовых актов (в 2015 году – 34229), что на 18 % меньше
в сравнении с 2015 годом, отказано в государственной регистрации 1310 уставов
и муниципальным актам (в 2015 году – 2379), (табл. 3).
Табл. 3. Сравнительный анализ регистрационных действий территориальных органов Минюста России за 2015 и 2016 гг.[16]
Федеральный округ |
Количество уставов и муниципальных актов, единиц |
|||||||||
поступивших на государственную регистрацию* |
зарегистри- рованных |
в государственной регистрации которым отказано |
возвращенных с государственной регистрации без рассмотрения |
находящихся на государственной регистрации на конец отчетного периода |
||||||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Центральный |
7 208 |
5 176 |
6 362 |
4 665 |
457 |
251 |
299 |
144 |
90 |
116 |
СЗФО |
2 632 |
1 778 |
1 799 |
1 285 |
511 |
236 |
241 |
175 |
81 |
82 |
Южный |
3 437 |
2 768 |
2 651 |
2 227 |
223 |
175 |
454 |
310 |
109 |
56 |
СКФО |
3 024 |
1 823 |
2 707 |
1 677 |
18 |
13 |
254 |
61 |
45 |
72 |
Приволжский |
9 069 |
7 332 |
8 263 |
6 767 |
292 |
219 |
369 |
205 |
145 |
141 |
Уральский |
2 742 |
2 221 |
2 479 |
2 047 |
80 |
60 |
79 |
67 |
104 |
47 |
Сибирский |
6 876 |
6 313 |
6 132 |
5 731 |
74 |
52 |
584 |
486 |
86 |
44 |
ДФО |
5 232 |
4 312 |
3 836 |
3 513 |
724 |
304 |
478 |
447 |
194 |
48 |
ВСЕГО |
40 220 |
31 723 |
34 229 |
27 912 |
2 379 |
1 310 |
2 758 |
1 895 |
854 |
606 |
*Данный параметр включает количество уставов и муниципальных актов, поступивших на государственную регистрацию в отчетном периоде, а также находившихся на государственной регистрации на начало отчетного периода. |
Если рассмотреть динамику муниципальных образований по типам за 2008/2015 гг. (табл. 4), то за этот период число городских округов осталось тем же, число муниципальных районов уменьшилось на 18 единиц, число городских поселений сократилось на 110 единиц, количество сельских поселений уменьшилось на 1806 единиц, число внутригородских муниципальных образований увеличилось на 28 единиц.
Табл. 4. Динамика муниципальных образований.[17]
Типы муниципальных образований |
2008 |
2015 |
Городские округа |
529 |
529 |
Муниципальные районы |
1818 |
1800 |
Городские поселения |
1734 |
1624 |
Сельские поселения |
20119 |
18313 |
Внутригородские муниципальные образования |
236 |
264 |
Всего: |
24436 |
22541 |
Рассмотрим показатели по муниципальным образованиям РФ в 2017 г.
Табл. 5. Число муниципальных образований РФ в 2017 г.[18]
Муниципальные образования |
|||||||||
всего |
в том числе по типам |
||||||||
муни-ципальные районы |
городские округа |
внутри-город-ские районы |
внутри-городс-кая территория |
поселения |
|||||
всего |
в том числе с внутригородским делением |
||||||||
всего |
в том числе |
||||||||
город-ские |
сель-ские |
||||||||
Российская Федерация |
22327 |
1784 |
567 |
3 |
19 |
267 |
19690 |
1589 |
18101 |
По сравнению с 2015 годом в 2017 году число муниципальных образований уменьшилось на 214 единиц, значит сохранилась тенденция к их уменьшению.
2.2 Тенденция суверенизации самоуправления в Российской Федерации
Федеральные власти не всегда обладают достаточными средствами и методами для сдерживания суверенизации регионов. Поэтому развивается тенденция усиления регионов и их суверенизации. Особенно широкие возможности для усиления управления на местах создает децентрализация государственной власти.