Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Менеджер и предприниматель).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность менеджмента как системы управления
1.2. Менеджер и предприниматель
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЫ РАЙОНА АРБАТ
2.1. Общая характеристика Управы района Арбат
2.2. Анализ организации менеджмента в Управе района Арбат
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЕ РАЙОНА АРБАТ
3.1. Оценка эффективности менеджмента
3.2. Предложения по совершенствованию менеджмента в Управе района Арбат
На территории района находятся семь станций метро - Смоленская (Арбатско- Покровская линия); Смоленская (Филевская линия); Арбатская (Арбатско-Покровская линия; Арбатская (Филевская линия); Боровицкая (Серпуховско-Тимирязевской линии); Библиотека им. Ленина (Сокольническая линия); Александровский сад (Филевская линия)
В 11 старомосковских особняках размещены иностранные посольства.
Основной задачей управы района является осуществление в пределах установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами исполнительно-распорядительной, координационной и контролирующей деятельности на территории района.
В целях реализации Программы социально-экономического развития района Арбат за 2017 год и выполнения Комплексной программы развития района в течение года всеми подразделениями управы и службами района проводилась работа по созданию условий для устойчивого социально-экономического развития района и улучшения условий жизни населения в районе.
Данная работа проводилась совместно с депутатами Совета депутатов муниципального округа Арбат, которые осуществляли контроль за ходом работ и принимали активное участие в их приемке.
Реализация основных направлений развития района Арбат основывалась на выполнении приоритетных задач.
Управа района Арбат (далее - управа района) территориальный орган исполнительной власти города Москвы, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект в пределах полномочий, установленных правовыми актами города Москвы.
Управа района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Управа района в рамках возложенных на нее полномочий координирует деятельность находящихся в ведомственном подчинении управы района государственных унитарных, казенных предприятий и автономных и бюджетных учреждений, учредителем которых является город Москва.
Управа района во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления представляет интересы Правительства Москвы в пределах своих полномочий.
Управа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и бюджетную смету, бланки и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, печати и штампы для служебного пользования, лицевые счета в органах казначейства и счета в кредитных организациях в порядке и на условиях, определенных правовыми актами города Москвы;
Управа осуществляет функции администратора доходов бюджета города Москвы по поступлениям в бюджет города Москвы в части средств, определяемых нормативными правовыми актами Правительства Москвы на очередной финансовый год.
Утверждённое финансирование на 2017 год составляло - 54 041 620,12 рублей: Освоение выделенных средств по управе района Арбат составило - 99,24%.
Анализ исполнения бюджета за 2076 г. по натуральным показателям, за счет средств бюджета, предусмотренных префектурами административных округов на реализацию мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.02.2011 № 38-ПП по управе района Арбат (приложение 2).
На территории района Арбат в 2017 году реализовывались следующие программы:
- Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы на 2015-2044 гг;
- Программа приведения в порядок подъездов многоквартирных домов;
- Программа «Моя улица».
По состоянию на 31.12.2017 года в районе Арбат проживало 7 580 держателей социальных карт, т.е. льготных категорий граждан из них: 2 247 инвалида, детей- инвалидов 38 чел., ветеранов Великой Отечественной войны 258 чел., многодетных семей - 111 семьи, в которых воспитываются 333 детей и др. категории.
Государственной программой «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» определены основные задачи в области социальной защиты населения.
Приоритетными задачами Управы района Арбат в 2017 году являлись вопросы оказания адресной социальной помощи и поддержки инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, многодетным и неполным семьям с детьми и другим малоимущим и малообеспеченным жителям.
В 2017 году существенную адресную помощь получили жители района Арбат за счет средств бюджета города Москвы.
В рамках оказания адресной социальной помощи: проведен ремонт в 6 квартирах ветеранов Великой Отечественной войны на общую сумму 810 908 рублей. В ходе ремонта были заменены окна, проведен полный ремонт комнат и мест общего пользования;
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы и государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы», управой района Арбат были в 2017 году, выполнены работы по приспособлению ванной комнаты в квартире инвалида-колесочника по адресу: улица Арбат, д. 43, кв. 8, на сумму 300 000 рублей;
В 2017 году ремонт квартир детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не проводился в виду отсутствия заявлений.
По решению Комиссии района Арбат по оказанию адресной социальной помощи жителям района Арбат оказана адресная социальная помощь 420 жителю района.
Оказаны следующие виды помощи:
- материальная помощь - 85 чел. на общую сумму 581,5 тыс.руб
- продовольственный сертификат - 212 чел;
- вещевая помощь - 37 чел;
- товары длительного пользования - 79 чел.
В рамках реализации Плана национальной политики города Москвы на 20162018 гг. был создан Совет при управе района Арбат по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений на территории района Арбат города Москвы.
В 2017 г было проведено 5 заседаний Совета.
В рамках реализации своих полномочий в области потребительского рынка и услуг управой проводится работа со стационарными и нестационарными торговыми объектами, работа по переводу предпринимателей на патентную систему налогообложения, а также работа по пресечению несанкционированной торговли.
Одним из важных направлений деятельности управы района Арбат является работа с жителями района.
В 2017 году руководством управы проведено 47 встреч с представителями советов домов, с общественными советниками главы управы, жителями района по вопросам предупреждения конфликтных ситуаций в районе.
Сотрудниками управой проведено 38 тематических встреч жителей с представителями служб района: ГКУ ИС района Арбат, ГБУ «Жилищник района Арбат» отделом МВД по району Арбат, органами социальной защиты населения[44].
Таким образом, Управа района Арбат города Москвы является подведомственным Правительству Москвы территориальным органом исполнительной власти города, осуществляющим контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории района Арбат Центрального административного округа (ЦАО) города Москвы.
Управа района Арбат города Москвы во взаимоотношениях с территориальными, отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления представляет интересы Правительства Москвы в пределах своей компетенции, а также является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на подведомственной территории.
2.2. Анализ организации менеджмента в Управе района Арбат
В Управе района кадровый штат состоит из таких категорий должностей: муниципальные служащие, технические работники, руководители муниципальных унитарных предприятий и учреждений, замещающие муниципальные должности.
Характеризуя демографический портрет социально-профессиональной группы муниципальных служащих, можно отметить тенденцию преобладанияя женщин - 80% над мужчинами - 20% (Рисунок 2.1).
Рис. 2.1. Соотношение мужчин и женщин среди муниципальных служащих Управы
Одновременно с этим отмечается гендерная специфика в профессиональном расслоении: высоко статусные позиции больше занимают мужчины, нежели женщины.
Что касается возрастной структуры, то тенденции возрастной градации отмечаются в сторону старших групп. Несмотря на то, что категория специалистов от 30 до 39 лет получила наибольшее процентно-числовое значение, более половины муниципальных служащих находятся в группе от 40 лет и выше (Рисунок 2.2).
Рис. 2.2. Возрастная структура муниципальных служащих Управы
Практически все муниципальные служащие имеют высшее образование - 98% (Рисунок 2.3).
Рис. 2.3. Уровень образования муниципальных служащих Управы
Из них 13% получили образование по направлению «государственное и муниципальное управление». В основном должности в аппарате органов местного самоуправления замещают специалисты гуманитарных, социальных и смежных направлений: экономисты - 36%, юристы - 26%.
Рис. 2.4. Распределение муниципальных служащих Управы по полученным в ВУЗе специальностям
Стоит отметить тот факт, что среди работников встречаются специалисты, далёкие по своему профессиональному образованию от управленческой сферы. Их процент достаточно внушителен (Рисунок 4). Среди них есть специальности, связанные с такими направлениями обучения, как: товароведение, социология, прикладная информатика, социальная педагогика, психология, дизайн, химия и биология, история, филология, искусствоведение, архитектура, философия, физическая культура, технология ткани и трикотажа, машиностроение, дошкольная педагогика, моделирование и конструирование, химическая технология пластических масс, делопроизводство и архивоведение, городской кадастр, профессиональное обучение.
Данный факт весьма красноречив. Он характеризует общий подход и укоренившееся восприятие работы на муниципальной службе. Сложно представить обратную ситуацию, где специалист в сфере государственного и муниципального управления занимался инженерным проектированием, конструировал дома, кроил одежду и т.д. Для большинства работников, муниципальное управление - это специфичная профессия, которой может научиться каждый и для этого достаточно годовой практики.
Несмотря на факт несоответствия полученного в ВУЗе образования профессиональным требованиям, предъявляемым муниципальными должностями, стоит отметить высокий стаж муниципальной службы муниципальных кадров Управы.
Больше половины муниципальных кадров имеют стаж муниципальной от 10 лет и более, а значит, имеют достаточный профессиональный опыт и навыки для замещения муниципальных должностей муниципальной службы (Рисунок 2.5).
Рис. 2.5. Стаж муниципальной службы муниципальных кадров Управы
Отметим, что формальная структура управления в Управе основана:
- На нормах, обязательных для выполнения персоналом – это должностные инструкции, которые есть в каждом отделов для каждого специалиста, за выполнением которых следят начальники отделов;
- Иерархия подчиненных – работник Управы обращается с вопросами и предложениями к непосредственному начальнику подразделения.
- Единоначалие – все вопросы и проблемы, так или иначе, должны быть известны руководителю Управы. Поэтому 1 раз в неделю им проводится совещание аппарата управления Управы. На аппаратном совещании каждый из присутствующих делает краткий доклад о прошедших за неделю производственных делах, выдвигает проблемы и задачи, доводит до сведения руководителя потребности. Руководитель Управы подводит общие итоги, назначает ответственных за решение возникших проблем, ставит новые задачи перед отделами, оглашает организационные вопросы.
- Делопроизводитель ведет протокол каждого такого совещания. Все задания, приходящие в Управу, попадают сначала в приемную, регистрируются, рассматриваются сначала руководителем, кто будет выполнять задание, отвечать за них и адресует задание.
- Санкции - за недобросовестное выполнение своих обязанностей работники могут подвергаться различным санкциям, предусмотренным трудовым законодательством. Это, например, предупреждение, выговор, лишение определенного процента премии, увольнение. Руководитель, в свою очередь, оценивает аппарат управления, а самого руководителя оценивает вышестоящий орган.
- Принуждение – в Управе могут быть принудительно вменены какие-либо требования. Для этого руководитель издает приказ, распоряжение по Управе.
- При планировании потребности предприятия в персонале в Управе определяются факторы, влияющие на потребность в персонале.