Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Менеджер и предприниматель).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия менеджера - это самая востребованная профессия на рынке труда. Ее появление тесно связанно с переходом России к рыночной экономике. В начале 2000-х годов с помощью активных социально-экономических преобразований менеджмент стал ключевым моментом в развитии бизнеса. На сегодняшний день существует потребность в создании новейших методов управления, которые позволят организациям целесообразно использовать производственный рыночный потенциал, иметь преимущества перед конкурентами, обеспечить стратегическую устойчивость. В следствии этого остро встал вопрос о важности изучения направлений в развитии менеджмента, которые будут нацелены на решение проблем организационно-экономического развития предприятия[1].

Актуальность проблемы совершенствования системы менеджмента обуславливается также развитием инфраструктуры рынка, изменением характера выполняемых работ и содержанием труда.

Однако недостаточная степень развития внутреннего потенциала экономики страны, отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала вынуждают вновь и вновь обращаться к проблемам системы менеджмента предприятий.

Объектом исследования в курсовой работе являются менеджмент и предпринимательство.

Предметом исследования в курсовой работе выступают механизмы и способы развития менеджмента и предпринимательства.

Целью курсовой работы является анализ понятие «менеджмент», изучение отличий менеджера и предпринимателя.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность менеджмента как системы управления;

- изучить особенности и отличия менеджера и предпринимателя;

- обобщить характеристику Управы района Арбат;

- провести анализ организации менеджмента в Управе района Арбат;

- оценить эффективность менеджмента ;

- определить предложения по совершенствованию менеджмента в Управе района Арбат.

Информационной базой исследования составили основные положения федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регулирующие вопросы менеджмента организациях, сведения, публикуемые в периодической печати, данные глобальной информационной сети Интернет.

В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и некоторые другие.


Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие и сущность менеджмента как системы управления

В современной специализированной литературе по вопросам управления можно встретить около двадцати различных определений понятия «менеджмент», что обусловлено постепенным ростом научных знаний в исследуемой области[2].

Термин «Менеджмент» ввел в 1900 году американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор, подразумевая под ним множество определений руководства и управления[3].

Значительный вклад в развитие понятийного аппарата менеджмента внес французский инженер Анри Файоль, который в 1916 году в своей книге «Общее и промышленное управление» сформулировал основные принципы и функции управления. Согласно Файолю, управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Дальнейшее развитие менеджмент получил в работах Макса Вебера, Энрике Мэйо, ДэвидаМакгрегора, ПитераДрукера и других авторов.

В России развитием теории менеджмента занимались такие ученые как А.К. Гастев, сформулировавший концепцию трудовых установок, П.М. Керженцев, рассматривающий вопросы научной организации труда. Однако, понятие «менеджмент» вошло в широкое употребление лишь в конце 80-х годов прошлого столетия в связи с переходом от административно-командной системы управления к рыночной.

Менеджмент как наука представляет собой область человеческого знания, позволяющую осуществлять управленческую функцию[4]. Менеджмент включает в себя также знания множества других наук - экономики, психологии, социологии, инноватики, кибернетики и др. Менеджмент как наука базируется на практическом опыте управления и содержит принципы, способы и методы управления[5].


Менеджмент как процесс предполагает выполнение различных функций, реализуя которые менеджеры обеспечивают условия для эффективной деятельности сотрудников организации и достижение результатов в соответствии с поставленными целями. К числу таких функций следует отнести планирование, прогнозирование, организация, мотивация и стимулирование, контроль. Для реализации этих функций применяется большое количество методов.

Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Такой подход базируется на понимании, что организации представляют собой сложные системы, функционирующие в условиях воздействия совокупности разнообразных факторов внешней и внутренней среды, а умение управлять столь сложным механизмом требует профессиональной подготовки высокого уровня. Поэтому менеджмент как искусство опирается на талант руководителя, его незаурядные личные качества и уровень профессиональной подготовки. Управление людьми предполагает использование не только научных знаний, но специфических способов воздействия[6].

В настоящее время существует три основных подхода к менеджменту[7]:

  1. Процессный подход, появившийся в 20-е годы ХХ века и рассматривающий менеджмент как серию непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации. Каждое из этих действий - управленческая функция, состоящая из операций и процедур.
  2. Системный подход появился в 50-е годы ХХ века. Данный подход используется для изучения сложных системных объектов и управления ими. Применение данного метода позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из множества подсистем и элементов, взаимосвязей между ними.
  3. Ситуационный подход, сложившийся в 60-е годы ХХ века, предполагает, что каждая управленческая ситуация уникальна и не существует одного набора принципов и методов ее разрешения. Такой подход отвергает наличие универсальных методов управления, опираясь в больше степени на значение переменных факторов.

Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления. В современных исследованиях по менеджменту основополагающим является системный подход[8].

Главной целью менеджмента является эффективное управление организацией, ориентированное на достижение поставленных целей, а также получение прибыли[9].


Исходя из поставленных целей, определяют задачи. К числу задач менеджмента организации относят[10]:

  1. Разработка стратегии, миссии, целей и задач организации.
  2. Построение организационной структуры.
  3. Эффективное распределение ресурсов предприятия.
  4. Организация производства товаров и услуг.
  5. Стимулирование труда работников.
  6. Осуществление контроля за деятельностью.

Система менеджмента - совокупность всех элементов организации, их взаимосвязей и процессов, обеспечивающих планомерное развитие и полноценное функционирование организации[11].

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях[12]. Эффективная система управления организации состоит из отделов компании, ее подсистем и взаимодействий, а также из действий, которые обеспечивают установленное функционирование. Система управления организацией является сложным организмом, который делится на управляющую и управляемую части.

Управляющая часть состоит из дирекции, менеджеров и информационного отделения, которые обеспечивают деятельность руководства. Эту часть называют административно-управленческим аппаратом. Управляющая часть обрабатывает информацию на входе, затем передает ее на выходе[13].

На данном этапе руководство принимает различные решения, основанные на прогнозах, текущих целях, результатах обработки информации и т.д. Административно-управленческий аппарат строит работу на основах системы управления организации.

Управляемая часть - это многочисленные организационные и функциональные отделения, которые заняты производственным процессом. Для управляемой части вид производства влияет как на предмет входа, так и на предмет выхода[14].

Важным эффектом создания организационных систем является Университет, когда при совместном и взаимосогласованном функционировании элементов некоей системы интегральный результат превышает простую сумму результатов этих элементов при условии их отдельного действия. Следовательно, разумно управляемая и скоординированная группа людей работает более эффективно и производительно, чем те же люди, работающие по отдельности. Синергетический эффект в организациях возникает благодаря системному подходу к разделению труда[15].


К свойствам системы менеджмента относят[16]:

  1. Целостность, т.е. единство всех элементов системы, достигающееся за счет построения связей. Каждый элемент системы вносит свой вклад в ее деятельность и способствует достижению общей цели.
  2. Организованность - свойство, заключающееся в наличии четкого плана действия и его неотступном соблюдении и позволяющее эффективно распределять имеющиеся ресурсы.
  3. Функциональность, т.е. набор возможностей, представляемых данной системой.
  4. Структурность, которая выражается в особом расположении структурных единиц, т.е. построении организационной структуры.

В условиях рыночной экономики принято говорить, что система менеджмента является результатом действия, как самой организации, так и внешних факторов, следовательно, организацию рассматривают как открытую систему. В таком случае успех ее деятельности зависит во многом от того, как предприятие приспособится к влиянию внешней среды[17].

В целом под методом понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей. Данные способы позволяют упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций менеджмента при принятии управленческих решений.

Классифицируя методы менеджмента, можно их разделить на четыре группы: организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Методы можно разделять и по принципу их воздействия, например, прямого и косвенного. Методы прямого воздействия по большей части отражают административную деятельность, а методы косвенные - неформальное управление[18].

Чтобы ясно представить инструментарий указанных методов можно обратиться к следующей общеизвестной таблице (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Методы менеджмента[19]

Организационные

Административные

Экономические

Социально-психологические

Проектирование

Власть

Выгода

Моральный климат

Ориентация

Принуждение

Вознаграждение

Саморегулирование

Регламентация

Ответственность руководителя

Инициатива

Нормирование