Файл: Основные этапы формирования налогового учета в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Налоговая система в Древней Руси и дореволюционной России

1.1. Налоговая система в Древней Руси

1.2. Налоги в Русском государстве конца XV–XVI вв.

1.3. Налоги и налогообложение в Российском государстве XVII в.

1.4. Налоговая система России XVIII в.

Содержание

1.5. Налоги и налогообложение 1800–1917 гг.

Глава 2. Налоговая система в СССР

2.1. Становление налоговой системы в послереволюционные годы и годы НЭП

2.2. Налогообложение в СССР в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.1. Налоги в предвоенные, военные и послевоенные годы

2.2.2. Взыскание налоговых и неналоговых платежей

2.3. Налогообложение в СССР в период 1950–1990 гг.

2.3.1. Законодательство СССР в бюджетной системе страны

2.3.2. Органы, ответственные за исчисление и уплату государственных налогов и сборов

2.3.3. Налоги в период 1950–90 гг.

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации

3.1. Понятие налогов и сборов

3.2. Классификация налогов и сборов

3.3. Функции налогов

3.4. Принципы налогообложения

3.5. Механизм налогообложения и способы взимания налогов

Заключение

Список использованных источников

Таблица 13

Натуральные налоги

№ п/п

Виды налога

Документ и дата

1.

«О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена»

Декрет СНК от 21 апреля 1921 г.

2.

«Натуральный налог на молочные продукты»

Декрет СНК от 21 апреля 1921 г.

3.

«Натуральный налог с птицеводства»

Декрет СНК от 21 апреля 1921 г.

4.

«Натуральный налог на шерсть»

Декрет СНК от 10 мая 1921 г.

5.

«Натуральный налог на льняное и пеньковое волокно»

Декрет СНК от 10 мая 1921 г.

6.

«Натуральный налог на табак»

Декрет СНК от 11 мая 1921 г.

7.

«Натуральный налог на продукты огородничества и бахчеводства»

Декрет СНК от 31 мая 1921 г.

8.

«Натуральный налог на продукты пчеловодства (мед и воск)

Постановление СТО от 3 июня 1921 г.

9.

«Натуральный мясной налог»

Декрет СНК от 14 июня 1921 г.

10.

«Натуральный налог на кожевенное сырье»

Декрет СНК от 9 августа 1921 г.

11.

«Натуральный налог на пушнину»

Декрет СНК о 25 августа 1921 г.

Все вышеперечисленные натуральные налоги можно было уплачивать 18 видами различной продукции, с учетом установки эквивалента замены, одного вида продукции другим видом. На первом этапе натуральный налог не распространялся на производственные сельскохозяйственные кооперативы. Они сдавали сельскохозяйственную продукцию по регламентированным только для них правилам. Затем было внесено изменение Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1921 г. и сельскохозяйственные кооперативы также стали уплачивать натуральные налоги.

Как мы видим, было внедрено большое количество различных видов натуральных налогов, которые не обеспечивали равномерность налогообложения, и это соответственно тормозило развитие товарно-денежных отношений, а также ставило определенные границы для развития тех или иных сельхозкультур.

Взимание натурального налога было подвержено большим издержкам по взиманию, достигающие до 40% валового сбора. Поэтому такое состояние необходимо было менять и вносить определенные изменения. На XI Всероссийской партийной конференции было рекомендовано, провести исследование и изучение опыта взимания продналога с возможностью упрощения для крестьянских хозяйств выполнения, лежащей на них государственной повинности.


На проведенном IX Всероссийском Съезде Советов было дано указание о необходимости пересмотра по взиманию натуральных налогов. На следующем этапе Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. «Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/1923 гг.» был введен в действие единый натуральный налог (ЕНН). С введением ЕНН были отменены отдельные натуральные налоги и установлена единая весовая мера (ЕВМ) начисления налога, выраженная в пудах пшеницы или ржи. ЕНН исчислялся в сочетании трех показателей:

– количество пашни на едока;

– обеспечение скота;

– обеспечение урожайности.

Теперь уплату можно было производить разными сельскохозяйственными продуктами в установленном эквиваленте к ЕВМ исчисления налога – это пуду пшеницы или ржи. ЕНН был построен на прогрессивной шкале ставок. Объектом налогообложения являлась земля-пашня, сенокос в переводе на пашню, а также количество продуктового скота, который имелся в хозяйстве.

В течение всего 1922 года, кроме ЕНН были введены два общегражданских налога (ОГН):

– подворно-денежный налог;

– трудовой и гужевой налог (трудгужналог).

Вновь введенные налоги не отвечали стимулированию производственных сил, роста валовой продукции и товарности сельского хозяйства и требовалась серьезная реформа налогообложения деревни. Для этого необходимо было совершить переход от натурального к денежному налогу. Здесь выступали на сцену два направления в изменении налогообложения сельских жителей и предприятий:

– переход от натурального налога к денежному;

– переход к единому сельскохозяйственному налогу (ЕСН).

Существующие виды налога не позволяли проводить равномерное налогообложение сельхозпроизводителей, и это еще утяжелялось тем, что эти налоги взимали различные государственные органы, например, Наркомфин, Наркомпрод, местные органы власти. Здесь терялась всякая прозрачность, увеличивался документооборот, затягивалось время, возникала запутанность и прочее. Выплата налога натуральным продуктом по факту лишало права сельхозпроизводителей распоряжаться продуктом своего труда. Такой подход не отвечал задачам укрепления рубля как денежной единицы страны, денежному обращению и развитию товарооборота. В тоже время переход к денежному налогообложению значительно снижал издержки на организацию сбора налогов, отвечал интересам бюджетов всех уровней. Полностью перейти от натурального налога к денежному, невозможно было из-за неравномерности развития регионов страны, но переходить все-таки надо было.


На XII съезде партии в резолюции «О налоговой политике деревень» было принято решение о выполнении перехода к выплате единого налога. В резолюции было указано, что натуральный налог был необходим для пополнения хлебных запасов для обеспечения государственных нужд. Вместе с тем признавалось, что данное налогообложение ущемляло права крестьян и необходимо было дать права сельхозпроизводителям свободно распоряжаться продуктами своего труда.

Резолюция в области налогообложения крестьянских хозяйств определяла следующее:

– переход от натурального налога к денежному;

– объединение всех государственных и местных прямых налогов (подворно-денежный, продналог, трудгужналог) в единый сельскохозяйственный налог (ЕСН).

С помощью ЕСН было решено закончить множественность налогообложения и обеспечить соответствие тяжести налогообложения каждого деревенского хозяйства с размером его доходов и достатков. Переход к ЕСН осуществился Декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 г. «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с Декретом на 1923–1924 гг. был установлен ЕСН взамен всех ранее уплачиваемых налогов (единый натуральный налог, трудгужналог, подворно-денежный и общегражданский налоги). Исчисление налога должно было производиться в весовой мере (пуд пшеницы или ржи):

– количество пашни и сенокоса;

– количество взрослого рабочего и продуктивного скота;

– количество едоков в хозяйстве;

– урожайность хлеба и травы на десятину.

Новая налоговая система могла уже способствовать развитию различных отраслей, в том числе сельского хозяйства.

На XIII Всероссийской партийной конференции были рассмотрены задачи социально-экономического развития страны, в т.ч. и области налогообложения крестьянских хозяйств сельскохозяйственным налогом. На съезде были определены пути по дальнейшему совершенствованию ЕСН, например, полный переход к денежному налогообложению сельскохозяйственным налогом, а также установление различных льгот для развития малоимущих хозяйств. Конкретные этапы реорганизации ЕСН были определены на II съезде Совета СССР.

Первым шагом стало Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1924 г., которым было утверждено «Положение о едином сельскохозяйственном налоге на 1924/25 гг.» Была установлена единая единица обложения – десятина пашни. Скот и сенокосы также должны были пересчитаны в единицы обложения по утвержденным коэффициентам. В Положении были утверждены различные уровни обложения сельских хозяйств в разных местностях и установлены 40 таблиц ставок налогообложения применительно отдельным регионам (местностям, районам) СССР по принципу скользящей прогрессии. Большие льготы и преференции были даны хозяйствам с техническими культурами, а также малоимущим. Коллективным хозяйствам были даны скидки при начислении суммы налога в размере 25% с исчисляемой суммы налога. Исчисление и выплата сельскохозяйственного налога производилось в рублях, под руководством Наркомфина СССР.


Для развития и поддержки коллективных форм хозяйствования Декретом СНК «О премировании по единому сельскохозяйственному налогу крестьянских обществ и других коллективов трудовых земледельцев» установили сумму премирования по РСФСР в размере 2240 тыс. рублей. На XIV конференции РКП(б) была принята резолюция «О едином сельскохозяйственном налоге», рассматривающей вопросы налогообложения, порядок обложения, распределение налоговой тяжести и т.д. Следующим шагом было Постановление Президиума ЦИК СССР от 7 мая 1925 г., согласно которому было утверждено Положение «О едином сельскохозяйственном налоге на 1925/26 гг». Объектом налогообложения также остались земельные участки. При этом была проведена дифференциация налоговых ставок, на каждый регион (губернию) была установлена своя таблица ставок. Этим Постановлением было отменено ежегодное установление разрядов и ставок налогообложения на основе оценки полученного урожая и учета цен на с/х продукцию текущего года, введены твердые ставки по губерниям, а также жесткие сроки уплаты налогов, которые не подлежали изменению. Налогоплательщики не могли облагаться иными налогами, кроме платежей по обязательному окладному страхованию. Был установлен необлагаемый минимум, который исчислялся в десятинах пашни, зависящий от обеспеченности сельских хозяйств рабочими руками, распространяющийся на отдельные губернии, а не на всю страну.

С ростом количества коллективных хозяйств, товарно-денежных отношений назрел вопрос по переходу сельскохозяйственного налога с поземельного на подоходный. В период становления и развития социалистической индустриализации СССР налоговая политика была направлена на массовый переход коллективизации в сельском хозяйстве. К концу 1925 г. сельскохозяйственная отрасль по своим показателям почти достигло довоенных показателей (табл. 14)

Таблица 14

Сравнительная характеристика показателей

Наименование

Уровень

Посевные площади

92,5% от показателей 1913 г.

Валовая продукция зерновых культур

88,1% от показателей 1913 г.

Численность скота

88,2% от показателей 1916 г.

Важной вехой стало изменение в налогообложении крестьянских хозяйств после решения пленума ЦК ВКП(б) в апреле 1926 г., на котором были определены задачи по построению сельскохозяйственного налога. Было предложено выполнить построение налога на базе определения доходов в денежной форме, по прогрессивному обложению, в объект обложения включать доходы от неземледельческих заработков, а также усилить налогообложение кулацких хозяйств.


Очередным Постановлением ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 г. утвердили Положение «О едином сельскохозяйственном налоге 1926/27 гг.» Построение налога было осуществлено по подоходному принципу, а объектом налогообложения стал доход хозяйств в денежной форме. Также в объект налогообложения были включены доходы от неземледельческих заработков. Доходы исчислялись в денежном выражении с установленным нормативным методом исчисления по единой таблице ставок соответствующего налога с дохода, в зависимости от числа едоков и совокупного дохода в хозяйстве. Шкалу налогообложения установили по доходу на едока, с определенным учетом особенностей. Так было установлено три шкалы налогообложения для:

– РСФСР – по доходу на едока;

– Украины – по доходу на хозяйство с учетом количества едоков;

– Узбекской и Туркменской ССР – по доходу на хозяйство.

Также был установлен необлагаемый минимум, при этом налогообложение колхозов осуществлялось на тех же основаниях, как и единоличных хозяйств, но колхозы имели налоговую льготу в виде 25% скидки с исчисленного дохода. Дополнительно установили большие сроки платежа по другим союзным республикам и усилили налогообложение кулацких хозяйств, одновременно увеличили количество хозяйств освобожденных от налога. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН) фактически приблизили к подоходному налогу, за счет неземледельческих и промысловых заработков. Такой переход к принципу подоходного налогообложения упростил порядок взимания и соответственно контроля за взиманием ЕСН, а также позволил отказаться от различных таблиц налоговых ставок, которые затрудняли исчисление налога. Так как наметился рост индустриального потенциала СССР, то назрели перемены и в сельскохозяйственной отрасли. С/х отрасль отставала от новых потребностей, в основном это касалось в области технического развития сельского хозяйства.

Для выполнения таких задач ориентировали ЕСН на период 1927–1928 гг. (утверждено ЦИК и СНК СССР от 2 апреля 1927 г.). В своей основе ЕСН сохранил прежние ставки налогообложения, а также нормы доходности, одновременно увеличились льготы бедняцким хозяйствам и колхозам, животноводству и техническому обеспечению. В противовес внесли изменения в порядок освобождения по необлагаемым минимумам. Необлагаемый минимум стали определять не по доходу на едока, а уже по получаемому доходу на хозяйство. Для колхозов установили налогообложение, не превышающее средние размеры налогообложения единоличных хозяйств по району, средний облагаемый доход на едока и среднюю ставку налога на рубль дохода.