Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях ООО «Дриант».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организационной культуры предприятия
Понятие и структура организационной культуры
1.2 Основные функции и типы организационной культуры
1.3 Управление развитием организационной культуры
2 Анализ управления организационной культурой в ООО «Дриант»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дриант»
2.2 Анализ структуры организационной культуры ООО «Дриант»
3 Направления совершенствования управления развитием организационной культуры в ООО «Дриант»
Иерархическая организационная культура: очень формальное и структурированное место работы. Это часто упоминается как бюрократический тип организационной культуры. Лидеры гордятся тем, что они рационально настроенные координаторы и организаторы. Поддержание основного направления деятельности организации приветствуется. Организация объединена официальными правилами и официальной политикой. Управление работниками связано с заботой о гарантии занятости и обеспечении долгосрочной предсказуемости [24, c. 114].
Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Его главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соревнуются друг с другом. Руководители - твердые лидеры и жесткие конкуренты. Они стойкие и требовательные. Организация связана акцентом на желание победить. Репутация и успех являются предметом общего восторга. Стиль организации - жесткая линия и ориентация на конкурентоспособность [27, c. 106].
Таким образом, практическая ценность организационной культуры заключается в том, что она выполняет важные функции в управлении поведением персонала. По сути, это одна из подсистем управления организацией, но очень специфичная, потому что она невидима, плохо формализована, а сотрудники часто не до конца осведомлены. Чем сильнее культура, тем сильнее она влияет на эффективность работы персонала.
1.3 Управление развитием организационной культуры
Методы управления организационной культурой, т.е. приемы и способы воздействия на организационную культуру с целью обеспечения ее соответствия выбранной стратегии развития организации, приведены на рисунке 1.3
Рисунок 1.3 - Методы управления организационной культурой
Примечание. Источник: [32, c. 41]
Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы - менеджеры и подчиненные иногда раскрывают организационную культуру в той степени, в которой они ранее не представляли. Глубина кризиса может потребовать от организации укрепления существующей культуры или введения новых ценностей и норм, которые в некоторой степени меняют ее [5, c. 126].
Ролевое моделирование, обучение и коучинг - особенности организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны выполнять свои роли [16, c. 95].
Критерии определения вознаграждения и статуса исходят из организации, регулирующей кадровый процесс. Критерии найма, продвижения по службе и увольнения являются одним из основных способов поддержания организационной культуры.
Система стимулирования - система поощрений и привилегий, соответствующая определенным моделям поведения, устанавливает приоритеты для сотрудников, указывает на организационные ценности [28, c. 103].
В зависимости от стадии развития организации особенности управления организационной культурой проявляются:
- на этапе основания и раннего роста организации основной импульс к формированию культуры исходят от основателей. Их культурная парадигма коренится в организации, если последняя преуспевает в своей основной миссии и выживает. На этом этапе основное внимание уделяется отделению от окружающей среды и отделению от других организаций. Развивающаяся организация, в которой все еще работают главные создатели, привержена сложившейся культуре, и предложения, поступающие извне или изнутри намеренно для изменения культуры, часто просто игнорируются или встречаются с активным сопротивлением. Единственное, что может заставить организацию изменить культуру, - это внешний кризис выживания в виде резкого падения роста, потери продаж или прибыли, полного провала на рынке или другого события, которое нельзя игнорировать [27];
- на стадии развития, если организация не испытывает чрезмерного внешнего давления и, если ее основатели работают в ней в течение длительного времени, культура развивается постепенно, поэтапно ассимилируя все лучшие практики прошлых лет. Если изменения в окружающей среде вызывают дисбаланс, «требующий изменений в культуре, то это может быть достигнуто путем систематического продвижения работников, чьи личные взгляды лучше всего соответствуют новым реалиям внешней среды [26];
- на этапе среднего возраста, когда руководство переходит от основателей ко второму, третьему, четвертому поколению лидеров, культурное развитие организации происходит путем оценки сильных и слабых сторон различных субкультур, а затем изменения базовой культуры в соответствие с одним из них путем систематического назначения представителей этой субкультуры на основные руководящие должности в организации. Недостатком этого механизма изменений является. что это работает очень медленно. Если необходимо увеличить скорость культурных изменений, организации прибегают к системным проектам развития, в частности, путем создания параллельных систем обучения для менеджеров.[4];
- на стадии зрелости и возможного упадка организации проблема изменения организационной культуры во многом связана с ее силой, наличием прочно укоренившихся в работниках представлений об организации и окружающей среде. В такой ситуации культурные изменения могут быть достигнуты с привлечением сторонних консультантов, которые четко формулируют альтернативы его развитию [22].
В связи с полным изменением состава доминирующей в организации группы менеджеров, из-за неуклонного развенчания организационных мифов, из-за организационных изменений и реструктуризации [30, c. 56]. Развивая влияние на изменение организационной культуры, необходимо исходить из принципов ее формирования (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Принципы управления организационной культурой
Принцип |
Содержание принципа |
Комплексность представлений о назначении организации |
Культура должна не только выражать отношения между членами какой-либо организации, но и давать комплексное представление о назначении данной системы в целом и ее членов в частности, ее цели, характере продукции и рынка, которые определяют эффективность соответствующей системы |
Первоочередность определения ценностей и философии организации |
Процессу формирования культуры в какой-либо экономической системе должно предшествовать определение ценностей и философии, которые будут приемлемы и желательны для данной системы |
Историчность |
Культура организации не поддается простому манипулированию, складывается годами и сама в значительной мере определяет характер экономической системы, стиль управления |
Отрицание силового воздействия |
Нельзя искусственно насаждать слабую культуру, свойственную какой-либо экономической системе, сильную или корректировать ее. Сильная культура, как и слабая, могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом — все зависит от конкретных условий |
Продолжение таблицы 1.1
Принцип |
Содержание принципа |
Комплексность оценки |
Оценка воздействия культуры на эффективность функционирования экономической системы должна базироваться на комплексном подходе, который предусматривает учет не только способов прямого воздействия культуры на эффективность указанной системы, но и учет множества невидимых опосредованных путей влияния |
Примечание. Источник: [9, c. 1548]
В заключение теоретической части данного исследования некоторые выводы должны быть сделаны. Организационная культура представляет собой сложное многомерное явление, которое порождает множество вариантов определения ее сущности и затрудняет формулировку единого и всеобъемлющего описания организационной культуры.
Успешные фирмы имеют четко определенную систему ценностей, которая отражается в их стратегиях, политике и решениях.
Интересы эффективной организации требуют, чтобы культура организации, ее стратегия, среда (внешняя среда) и технологии (внутренняя среда) были согласованы.
Практическая ценность организационной культуры заключается в том, что она выполняет важные функции в управлении поведением персонала. Фактически это одна из подсистем управления организацией, но очень специфичная, потому что она невидима, плохо формализована, а сотрудники часто не до конца осведомлены. Чем сильнее культура, тем сильнее она влияет на эффективность работы персонала.
2 Анализ управления организационной культурой в ООО «Дриант»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Дриант»
Туристическое агентство ООО «Дриант» работает на белорусском туристическом рынке с 1995 года. За эти годы основными принципами работы были и остаются профессионализм и индивидуальный подход к каждому клиенту. Опыт и профессионализм менеджеров позволяют отслеживать лучшие предложения на рынке туризма и отдыха. Сотрудники всегда рады помочь сориентироваться среди множества предлагаемых туров и найти тот, который наиболее соответствует запросам клиента.
Агентством разработаны и ежегодно реализуются многочисленные туры для отдыха на Черноморском побережье Крыма, Херсонской и Одесской областей. Более 10 лет турфирма является ведущим туроператором по отдыху в Румынии: об этой стране они знают все и могут предложить для отдыха любой курорт: от небольшого и скромного до самого престижного.
Фирма сотрудничает с ведущими туроператорами России, Беларуси и Украины, поэтому в любое время года может предложить отдых в экзотических странах: Египет, Турция, Индия, ОАЭ, Тайланд, Греция и т.д. Благодаря сотрудничеству с надежными туристическими компаниями, всегда может гарантировать высокое качество оказываемых услуг.
Для любителей путешествий турфирма предлагает экскурсии по всей Европе, России, Украине и Беларуси. Также фирма оказывает визовую поддержку в страны Шенгенского соглашения.
Обращаясь в турфирму ООО «Дриант» клиенту в первую очередь объясняют, какие услуги он приобретает и как ими воспользоваться, а также гарантии и обязательства фирмы и свои права. В структуре туристических услуг данной турфирмы различают основные и дополнительные.
К основным относят: услуги по организации перевозки; размещение; питание туристов.
К дополнительным услугам относятся: услуги по организации экскурсий; услуги по страхованию туристов; услуги гидов, гидов-переводчиков; услуги перевозки туриста от места его пребывания в страну (место его временного пребывания) до места размещения и обратно (трансферт), а также любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания).
На сегодняшний день штат сотрудников фирмы составляет 11 человек. В офисе фирмы организована продажа авиабилетов во все направления на рейсы белорусских и иностранных авиакомпаний.31 июля 2016 года турфирма ООО «Дриант» специальным логотипом, обладающим рекламными функциями и функциями гарантии качества, рядом с которым не редко можно встретить и фирменный лозунг фирмы»Путешествуйте с удовольствием – путешествуйте с нами!» Согласно штатному расписанию в турфирме всегда заняты все вакантные места. Структура кадров, данной турфирмы подразделяется на несколько групп: отдел управления, в состав которого входит заместитель генерального директора; отдел туризма, состоящий из: менеджера, секретаря и курьера; бухгалтерия, в которую входит главный бухгалтер и бухгалтер (рисунок 2.1).
Генеральный директор
Зам. ген. директор
Управляющий по работе с клиентами
Юрист
Главный бухгалтер
Бухгалтер
Специалист визовой поддержки
Менеджер
Курьер
Секретарь
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО «Дриант»
Примечание. Источник: [33]
В таблице 2.1 представлены основные организационно-экономические показатели деятельности туристической фирмы за 2016-2017 гг.[6,25].
Таблица 2.1 – Основные организационно-экономические показатели ООО «Дриант» за 2016-2017 гг
Показатели |
2016 |
2017 |
Абсолютное изменение |
Темп прироста (%) |
Выручка от продаж, тыс.руб. |
3538 |
19560 |
16022 |
452,85 |
Численность работающих, чел. |
11 |
11 |
- |
- |
Выручка на одного работающего, тыс.руб./чел. |
213,64 |
1778,18 |
1456,54 |
452,85 |
Стоимость основных средств, тыс.руб. |
56 |
42 |
-14 |
-25 |
Фондоотдача, |
63,18 |
465,71 |
402,53 |
637,12 |
Фондоемкость, |
0,016 |
0,002 |
-0,014 |
-250 |
Фондовооруженность, тыс.руб./чел. |
5,09 |
3,82 |
-1,27 |
-24,95 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
55 |
400 |
345 |
627,27 |
Рентабельность продаж, %. |
0,016 |
0,02 |
0,004 |
25 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
3483 |
19160 |
15677 |
81,82 |
Рентабельность продукции, % |
0,016 |
0,02 |
0,036 |
225 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
-415 |
431 |
846 |
203,85 |
Рентабельность деятельности организации, % |
-7,41 |
10,26 |
17,67 |
238,49 |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
340 |
3240 |
2900 |
852,94 |
Кредиторская задолженность, тыс.руб. |
598 |
1196 |
598 |
100 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности |
0,57 |
2,71 |
2,14 |
375,27 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
10,41 |
6,04 |
-4,37 |
-41,98 |
Средний срок погашения дебиторской задолженности, дн. |
34,6 |
59,63 |
25,03 |
72,35 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
5,92 |
16,35 |
10,43 |
176,26 |
Средний срок погашения кредиторской задолженности, дн. |
60,85 |
22,01 |
-38,84 |
-63,83 |
Собственный капитал, тыс.руб. |
-990 |
-599 |
391 |
-39,49 |
Заемный капитал, тыс.руб. |
2990 |
5976 |
2986 |
99,87 |
Коэффициент финансирования |
-0,33 |
-0,1 |
0,23 |
-69,69 |
по прибыли от продаж |
0,98 |
9,52 |
8,54 |
869,39 |
по прибыли до налогообложения |
-7,41 |
10,26 |
17,67 |
238,49 |