Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20610
Скачиваний: 748
46
Глава 1.1
Плюралистическая, или Зеленая, парадигма
10
Конкурентная Оранжевая парадигма заменила абсолютное знание Янтарной парадиг-
мы иным стандартом: работает или не работает. Плюралистическое Зеленое миро-
воззрение считает и этот подход слишком упрощенным. Люди живут не только успе-
хами и провалами. В Плюралистической Зеленой парадигме старательно учитываются
темные стороны Оранжевой, которые ложатся тенью на жизни отдельных людей и об-
щества в целом: помешательство на материальных ценностях, социальное неравенство,
утрата понятий добрососедства и сотрудничества.
Плюралистическая Зеленая стадия сознания крайне внимательно относится к чув-
ствам. Все точки зрения заслуживают равного уважения. Здесь ищут справедливости,
равенства, гармонии, добрососедства, кооперации и консенсуса. На этой стадии эго
стремится интегрироваться, стать частью целого, поддерживать со всеми гармоничные
и тесные связи. Оранжевое мировоззрение предлагает свободному человеку самостоя-
тельно налаживать отношения со всем миром сразу. Зеленое хочет извлечь реальную
выгоду для всего человечества. Дело не в том, что отдельные личности вырываются
из плена заранее определенных ролей: вообще все здание каст и слоев общества, патри-
архальности, организованной религии и прочих подобных структур должно рухнуть
и рассыпаться в прах. В промышленно развитых странах в XVIII–XIX вв. небольшие
группы людей с Плюралистическим Зеленым мировоззрением начали отстаивать отме-
ну рабства, права женщин, отделение церкви от государства, свободу вероисповедания
и демократию. Кен Уилбер (Ken Wilber) говорит об этом так:
«Вместе с подъемом к принципам разума и мироцентрической морали мы наблюда-
ем расцвет современных освободительных движений: освобождение рабов, женщин,
неприкасаемых. Теперь имеет значение не то, что правильно для меня, моего племе-
ни, моей мифологии или моей религии, а то, что справедливо и правильно для всех
людей, независимо от расы, пола, касты или вероисповедания.
Таким образом, в течение примерно века, в период приблизительно от 1788
до 1888 г., рабство было объявлено вне закона и уничтожено в каждом разумно
устроенном индустриальном обществе планеты. Согласно моральным установкам
и эгоцентричного красного мировоззрения, и традиционного этноцентрического
Янтарного мировоззрения, рабство вполне приемлемо, потому что равное уважение
и равная ценность распространяются не на всех людей, а по большей части на тех,
кто принадлежит твоему племени, твоей расе или богу, которого ты для себя выбрал.
Но для посттрадиционной моральной установки рабство совершенно неправильно,
просто недопустимо. <…>
47
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
Практически по тем же причинам по всему миру наблюдается и подъем феми-
низма, борьбы за права женщин, начало которого обычно относят… к публикации
книги Мэри Уолстонкрафт (1792). Фактически это было началом периода деятельно-
сти множества освободительных движений.
[Демократия] также по любым меркам — радикально новая норма права. Древ-
ней Греции совершенно не свойственен подобный универсальный подход. Позволю
себе напомнить, что в греческих “демократиях” один из трех жителей был или рабом,
или женщиной, или ребенком. И аграрная экономика никак не могла поддержать от-
мену рабства»
11
.
В конце XVIII — начале XIX в. Плюралистической Зеленой точки зрения придер-
живалась лишь небольшая часть элиты, но именно она во многом сформировала мыш-
ление западного мира. В ХХ в. число приверженцев этого образа мыслей стабильно
росло, а в контркультурные 1960–1970-е гг. его воспринимали даже с чрезмерным эн-
тузиазмом. Сейчас Оранжевое мировоззрение преобладает в бизнесе и политике, а Зе-
леное хорошо представлено в постмодернистских научных кругах, в некоммерческих
организациях, среди социальных работников и активистов местных сообществ.
Для людей, действующих на основании такой точки зрения, отношения ценнее ре-
зультатов. На Конкурентной Оранжевой стадии сознания члены организации стремят-
ся принимать решения сверху вниз на основании объективных данных, экспертных за-
ключений и моделирования ситуаций. На Плюралистической Зеленой стадии процессы
принятия решений должны идти снизу вверх: учитывается мнение каждого, противоре-
чащие точки зрения приводятся к консенсусу. Оранжевая парадигма превозносит главу
организации, принимающего судьбоносные решения. Зеленая настаивает, что лидеры
организаций служат тем, для кого они лидеры. Зеленая моральная установка благородна,
великодушна, исполнена сопереживания, внимания к другим. Пока в мире все еще суще-
ствуют неравенство, нищета и дискриминация, в жизни должны быть куда более важные
цели, чем эгоистическое стремление сделать карьеру и добиться успеха.
Тем не менее и Зеленая парадигма не лишена противоречий. Она провозглашает,
что все точки зрения заслуживают равного уважения, но пасует перед злоупотреблени-
ем терпимостью. Зеленым программам братской поддержки только изредка отвечают
добром Красная эгоцентричность, Янтарная уверенность, что все так и должно быть,
и Оранжевое презрение к тому, что считается идеализмом Зеленых.
Отношения Зеленой парадигмы с законами и правилами двусмысленны и про-
тиворечивы. Законы в итоге всегда деспотичны и несправедливы, но действовать без
правил непрактично, поскольку открывает путь злоупотреблениям. Зеленое мировоз-
зрение сильно как способ сломать старые структуры, но куда менее эффективно для
создания работающих альтернатив.
48
Глава 1.1
Зеленые организации
Плюралистический Зеленый взгляд на мир несовместим с властью и иерархией. В идеале
Зеленым хотелось бы вообще избавиться и от того и от другого. Некоторые делают ре-
шительный шаг, отказываясь от Янтарной и Оранжевой моделей организации, и начи-
нают с чистого листа. Если при неравенстве во власти те, кто наверху, всегда управляют
теми, кто внизу, тогда запретим иерархию и наделим каждого совершенно одинаковой
властью. Пусть все сотрудники владеют компанией в равных долях и принимают реше-
ния путем консенсуса, пусть никто не занимает позицию лидера (или, если нужно, пусть
лидеры сменяются путем ротации). Некоторые экспериментаторы-радикалы пытались
создать новое будущее в соответствии с этими принципами, например внутри коопера-
тивного движения конца XIX — начала ХХ в. (возникшего как ответ на вопиющее не-
равенство в результате промышленной революции) или в коммунах 1960-х гг. (вдохнов-
ленных контркультурами того времени). Оглядываясь на прошлое, мы понимаем, что
подобные эгалитарные организации так и не смогли добиться заметных успехов в тече-
ние значительного периода времени
12
. Достижение консенсуса внутри большой группы
людей в принципе сложно. Оно почти всегда оканчивается изнуряющими переговорами
и приводит в тупик, и тогда, естественно, чтобы дело хоть как-то сдвинулось с места, на-
чинаются закулисные игры и интриги. Власть нельзя просто устранить. Как Лернейская
гидра, она может где угодно отрастить новые головы взамен утраченных.
Крайний эгалитаризм признан тупиковым путем. Тем не менее Зеленая стадия
развития сознания, как и предыдущие, принесла новые открытия в области моделей
организаций. Некоторые особо прославленные и успешные предприятия последних
десятилетий, например Southwest Airlines, производители мороженого Ben & Jerry’s
и сеть магазинов The Container Store, работают на основе Зеленых внутренних процес-
сов и культуры.
Зеленое открытие № 1: расширение полномочий
Зеленые организации сохраняют меритократическую иерархию Оранжевых, но при-
нятие большинства решений перепоручают сотрудникам непосредственно на рабочих
местах. Эти решения могут иметь далеко идущие последствия, но принимаются без
обязательного одобрения руководства. Предполагается, что сотрудники «на передовой»
ежедневно напрямую сталкиваются с множеством реальных проблем и, таким образом,
им вполне можно доверять: они примут на месте лучшее решение, чем эксперты, кото-
рые смотрят на задачу издали. Наземные подразделения Southwest Airlines, например,
знамениты тем, что наделены полномочиями искать творческие решения возникаю-
щих у пассажиров проблем, тогда как их коллеги в большинстве других авиакомпаний
не могут отступать от должностной инструкции.
49
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
Децентрализация и расширение полномочий — нелегкое искусство. Высший
и средний менеджмент фактически просят поделиться властью и частично отказаться
от контроля. Компании такого типа обнаружили: чтобы такое решение сработало, необхо-
димо очень четко и недвусмысленно оговорить, что такое Зеленое лидерство, что именно
ожидается от людей на средних и высших руководящих постах. Зеленые лидеры не долж-
ны бесстрастно решать проблемы (как в Оранжевой организации), они должны быть по-
мощниками, прислушиваться к подчиненным, наделять их полномочиями, мотивировать,
развивать. Становлению такого лидера-помощника уделяется много времени и усилий.
—
Кандидаты на руководящую должность тщательно изучаются на предмет скла-
да ума и особенностей поведения. Готовы ли они делиться властью? Способ-
ны ли повелевать со смирением?
—
Зеленые организации часто инвестируют непропорционально много в тренин-
ги, в курсы для недавно назначенных менеджеров, чтобы обучить их образу
мыслей и навыкам лидеров-помощников.
—
Менеджеры оцениваются на основе всесторонней обратной связи (оценка
«360 градусов»), что заставляет боссов считаться со своими подчиненными.
—
В некоторых компаниях нового типа менеджеры назначаются не сверху, а сни-
зу: подчиненные выбирают себе босса после опроса подходящих кандидатов
13
.
Эта процедура естественным образом стимулирует менеджера действовать как
лидер-помощник.
Зеленое открытие № 2: ценности как основа организационной культуры
и вдохновляющие цели
Глубоко укорененная, разделяемая всеми сотрудниками культура и есть клей, который
не дает развалиться организации с расширенными полномочиями. Предполагается,
что рядовые сотрудники на местах способны принять правильное решение, потому что
они разделяют общие ценности и руководствуются ими, а не толстой книгой инструк-
ций и стандартов.
Культура организации ест стратегию на завтрак.
Питер Друкер
Некоторые, впрочем, разочарованы таким открытием и только усмехаются при
упоминании духовных ценностей. Это происходит потому, что у Оранжевых органи-
заций в этом отношении существует некий пунктик: они непременно разрабатывают
50
Глава 1.1
свой кодекс чести, развешивают его по стенам, выкладывают на сайт компании — и не-
изменно игнорируют, если он затрагивает показатель прибыли. Но в Зеленых органи-
зациях, где лидеры действительно следуют общепризнанным духовным ценностям, вы
неожиданно встречаетесь с невероятно живой культурой, внутри которой сотрудники
чувствуют: их действительно ценят, у них есть возможность внести вклад в общее дело.
Результаты часто впечатляют. Данные исследований, похоже, свидетельствуют, что ор-
ганизации, работающие на основе духовных ценностей, способны с большим отрывом
опередить похожие организации
14
.
Большинство Зеленых организаций стремятся к высоким целям. Southwest Airlines
не считают себя исключительно транспортным предприятием. Они настаивают, что
на самом деле их бизнес — это свобода: они помогают клиентам добраться туда, где
тем никогда не побывать бы, если бы не низкие цены, установленные на юго-западных
авиалиниях. В Ben & Jerry’s не просто делают мороженое, там еще и заботятся о Земле,
об окружающей среде.
В Оранжевых организациях царит культ стратегии. В Зеленых превыше всего куль-
тура компании. Высшее руководство Зеленых заявляет, что первоочередная задача —
продвижение культуры и ценностей. Внимание к культуре повышает статус служб HR
до центрального подразделения компании. Глава кадровой службы — часто влиятель-
нейший член высшего исполнительного руководства и советник CEO. Он глава целого
штата сотрудников, контролирующих значительные инвестиции во внутренние про-
цессы, связанные с персоналом: тренинги, культурные инициативы, всесторонняя об-
ратная связь (оценка «360 градусов»), планирование преемственности управленческого
персонала и исследования морального климата в коллективе.
Зеленое открытие № 3: увеличение числа заинтересованных сторон
Оранжевые полагают, что коммерческие предприятия должны управляться с точки
зрения интересов акционеров. Первостепенная задача Оранжевого менеджмента (не-
которые даже считают, что единственная) — максимальные прибыли для инвесто-
ров. Чтобы объяснить, как от этого впоследствии выиграют и все остальные, на по-
мощь часто призывают «невидимую руку рынка» Адама Смита. Зеленые организации
настаивают, что приоритет интересов одних заинтересованных лиц перед другими
не имеет права на существование. Бизнес несет ответственность не только перед ин-
весторами, но и перед менеджерами, рядовыми сотрудниками, клиентами, постав-
щиками, местными сообществами, обществом в целом и окружающей средой. Роль
руководства организации в том, чтобы соблюсти баланс интересов так, чтобы все
остались довольны.
Каждая крупная организация в наши дни публикует отчет о социальной ответ-
ственности. Зеленые организации считают социальную ответственность составной