Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20605
Скачиваний: 748
36
Глава 1.1
Если оценивать с высоты более поздних стадий развития, в такой парадигме страш-
но тесно. Но по сравнению с Красной парадигмой Янтарная — существенный прогресс.
Даже те, кто выполняет однообразную, рутинную работу у подножия иерархической
пирамиды, получили бóльшую степень свободы. В Красных организациях люди выну-
ждены изо дня в день драться, чтобы защитить свое место под солнцем (если не свою
жизнь) от босса, от его приближенных, от их подчиненных. По сравнению с этим по-
рядок и стабильность Янтарных организаций — тихая гавань спасения. Нам больше
не надо оглядываться по сторонам в вечном ожидании угрозы и опасности отовсюду.
Достаточно просто следовать правилам.
Если Красные организации — это стаи волков, то для Янтарной стадии подходит
другая метафора: в хорошей организации все заведено, как в армии. Внутри жесткой
иерархии должна существовать очевидная субординация, формализованные внутрен-
ние процессы и четкие правила, кто что делает. Рядовым сотрудникам у подножия пи-
рамиды положено строго следовать приказам, не задавая лишних вопросов, чтобы все
войско исправно маршировало вперед.
Социальная маска
Большая численность и стабильность Янтарных организаций возможны пото-
му, что люди на Конформистской Янтарной стадии сознания довольствуются сво-
им и не стремятся урвать побольше. На этой стадии сознания люди отождествляют
себя со своими социальными ролями, с определенным местом внутри организации.
В Янтарных организациях изобретены, формализованы и распространены исполь-
зование титулов, рангов и униформы для подкрепления идентификации. Облачение
епископа свидетельствует, что в нем не обычный священник. Генеральскую форму
невозможно спутать с лейтенантской или формой рядового даже издали. На за-
водах и по сей день владелец, инженер, бухгалтер, бригадир и рабочий стараются
одеваться по-разному. Когда мы надеваем одежду, вместе с ней мы надеваем на себя
и хорошо опознаваемую социальную маску. Мы усваиваем манеру поведения, ко-
торую ожидают от людей нашего ранга и нашего рода занятий. Если я рабочий, это
означает, что я не только ношу иную спецодежду, чем инженер. Я ем в рабочей сто-
ловой, он ест в заводском ресторане. Темы разговоров, шутки и способы самовы-
ражения в разных кругах тоже очень различаются. Социальная стабильность дости-
гается ценой ношения маски, умения отделиться от своей уникальности, от личных
стремлений, нужд и переживаний. Вместо всего этого мы выбираем социально
приемлемое «я» (эго).
Исторически иерархическое расслоение в организациях идет параллельно с со-
циальной стратификацией: рядовых священников набирали из крестьян; епископов
и кардиналов — из слоя аристократии. На карьерной лестнице велики промежутки
37
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
между ступенями: выходец из рабочего класса (а тем более женщина) не сможет до-
браться до вершин менеджмента. К счастью, это жесткое социальное расслоение в со-
временных обществах исчезло. Но нынешние Янтарные организации все еще склонны
выстраивать иерархические структуры, хотя и более изощренные. В государственных
учреждениях, школах и армии для должности выше определенного уровня по-прежне-
му требуется или специальный диплом, или выслуга лет. При продвижении по службе
самого квалифицированного сотрудника могут обойти и назначить того, кто соответ-
ствует установленным критериям.
Мы против них
Социальная принадлежность — самая важная составляющая Конформистской Ян-
тарной парадигмы. Ты либо входишь в нашу группу, либо нет: или мы, или они! Эта
демаркационная линия проходит через все Янтарные организации. Медсестры — док-
тора — администраторы; полевые сотрудники — офисный персонал; маркетинг — фи-
нансы; передовая — штаб; обычные школы — привилегированные школы и т. д. Чтобы
отвлечь сотрудников от внутренних раздоров, все проблемы и ошибки обычно вешают
на других. Для Янтарных организаций характерны функциональные анклавы, и каж-
дая группа с подозрением следит за другой со своей сторожевой башни. Внутреннее
взаимное доверие Янтарные организации обычно пытаются восстановить через кон-
троль: создаются процедуры, которых вынуждены придерживаться все, независимо
от подразделения.
Если внутри организации существуют границы и барьеры, то от окружающе-
го мира организацию отделяет настоящий крепостной ров. Янтарные организации
стараются во всем, в чем только можно, быть самодостаточными и автономными,
чтобы не было никакой необходимости во внешней среде. Первые заводы по произ-
водству автомобилей имели собственные каучуковые плантации и сталелитейные
заводы, открывали собственные пекарни и обеспечивали сотрудников социальным
жильем. Работники, таким образом, «принадлежали» организации: подразумева-
лось, что они там пожизненно и что организация — центр их жизни. Возможность
увольнения несла двойную угрозу: сотрудник рисковал потерять и социальную иден-
тичность, которую ему давала работа, и все привычные социальные связи. Тот, кто
решался покинуть организацию, часто сталкивался с недоумением окружающих,
а то и обвинялся в предательстве. Даже сейчас, хотя и в более мягких формах, для
Янтарных организаций (часто это государственные учреждения, школы и армия) по-
жизненная работа — норма, явная или неявная, и жизнь многих сотрудников вра-
щается вокруг работы. Тот, кто чувствует себя в Янтарной организации плохо и ре-
шает уйти, проходит через болезненный процесс отказа от старой нормы и освоения
новой.
38
Глава 1.1
Конкурентная, или Оранжевая, парадигма
8
На Оранжевой стадии мир открывается с новой стороны. Мы смотрим на него уже
не как на неподвижную вселенную, управляемую незыблемыми правилами, а как
на сложный механизм, своего рода заводной апельсин*. Механизм этот можно исследо-
вать и понять, как он работает изнутри, каким законам природы подчиняется. Нет ни-
чего абсолютно правильного и абсолютно неправильного, есть вещи, которые просто
работают лучше, чем другие. Мерилом для принятия решений становится не мораль,
а эффективность. Чем лучше я понимаю, как устроен мир, тем большего успеха могу
достичь, а лучшее решение то, которое дает оптимальный результат. Цель жизни —
обогнать, преуспеть в социально приемлемых формах, сыграть как можно лучше теми
картами, которые тебе сданы.
Когнитивный сдвиг, подъем на новую ступень сознания внутри этой парадигмы
хорошо описан в эксперименте Пиаже, на который ссылается Кен Уилбер:
«Человеку дают три стакана прозрачной жидкости и сообщают, что их можно смешать
так, чтобы получился желтый цвет. Ребенок на конкретно-операциональной стадии
интеллекта
** просто начинает бессистемно смешивать жидкости. Подросток на фор-
мально-операциональной стадии
*** сначала составит общую картину: необходимо по-
пробовать смешать стакан А со стаканом В, потом А с С, потом В с С и т. д. Если вы
спросите его, почему, он ответит примерно так: “Ну, я должен перепробовать по оче-
реди все возможные комбинации”.
Это означает, что теперь человек способен представлять различные возможные
миры. Впервые усваиваются концепции “что, если” или “как если бы”. Перед нами от-
крываются все возможности идеализма. Вы можете вообразить, что могло бы быть!
Подростковый возраст — фантастическое время не только благодаря расцветающей
сексуальности, но и благодаря возможности всех этих миров, открывающихся перед
мысленным взором. Это “возраст разума и революций”»
9
.
Обладая такой когнитивной способностью, можно подвергать сомнению групповые
нормы и унаследованный status quo. На Западе Конкурентное Оранжевое мышление
начало пробивать бреши в незыблемых христианских ценностях Конформистского Ян-
тарного мира в эпоху Возрождения. Но сначала оно было ограничено крайне узким
* Ассоциация с названием романа Э. Берджесса «A Clockwork Orange», отсюда цвет парадиг-
мы. Прим. пер.
** Термин Пиаже для Янтарной стадии. Прим. авт.
*** Обладающий Оранжевым интеллектом. Прим. авт.
39
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
кругом, главным образом учеными и художниками. В эпоху Просвещения и промыш-
ленной революции Оранжевое мышление стало гораздо шире распространяться и про-
являться внутри образованных кругов. После Второй мировой войны в западном мире
до Конкурентной Оранжевой парадигмы поднялся уже значительный процент населе-
ния в целом. Сегодня Оранжевое мировоззрение доминирует среди лидеров бизнеса
и политики.
Оранжевое мышление открыло путь научным исследованиям, новаторству и пред-
принимательству. Всего за два века — краткий миг в истории нашего биологического
вида — оно вывело нас на невиданный прежде уровень процветания. Оранжевое мыш-
ление прибавило несколько десятилетий к средней продолжительности жизни, справи-
лось с голодом и эпидемиями в промышленно развитых странах и сейчас стремительно
осуществляет то же волшебное преображение и в развивающихся странах.
Однако каждое мировоззрение при взгляде с более высокой ступени развития об-
наруживает и темные стороны. Темную сторону Конкурентной Оранжевой парадиг-
мы трудно не заметить: алчность крупных корпораций, недальновидная политика,
основанная на сиюминутной выгоде, избыточная долговая нагрузка, культ потреб-
ления, бездумная эксплуатация невосполнимых ресурсов планеты и экосистем. Что
не отменяет, конечно, огромную степень свободы, которую принес нам подъем на эту
стадию развития сознания. Мы ушли от мысли, что авторитет всегда знает правиль-
ный ответ (новый тип мышления опирается на совет эксперта, с новой точки зрения
показывающего сложные механизмы мироустройства). Оранжевая парадигма привно-
сит здоровую долю скептицизма в стремление объяснить мир одним-единственным
определенным образом и впервые позволяет отправиться на поиски истины, не об-
ращая внимания на религиозные догмы и политические авторитеты и не рискуя при
этом жизнью. Мы можем теперь оценивать и перерастать условия, в которых родились,
освобождаться от мыслей и поведения, которые навязали бы нам в прежние времена
наша поло-ролевая принадлежность и слой общества, к которому мы принадлежим.
Если Красное мировоззрение ставит в центр эго, Янтарное — социальную группу и эт-
нос, то Оранжевое позволяет перейти к мироцентричности.
С Оранжевой точки зрения, каждый должен иметь возможность свободно доби-
ваться своих жизненных целей. Лучшие в своей области делают это самым эффектив-
ным образом. На практике, однако, Конкурентная Оранжевая парадигма не разрешила
противоречий традиционной Конформистской Янтарной модели в той мере, в какой
обещало Оранжевое мировоззрение. Поскольку людям необходимо быть социально
успешными, они готовы принимать общие нормы, если это им выгодно. Те, кто достиг
успеха в конкурентной борьбе, как правило, рады воссоздать заново формы социаль-
ного неравенства: они переезжают в более привилегированные районы, вступают в за-
крытые клубы, помещают детей в дорогие школы. Люди, действующие на основании
40
Глава 1.1
этой парадигмы, часто настроены скептически по отношению к религиозным обрядам,
но многие, не имея личной веры, поддерживают видимость религиозной принадлеж-
ности, если это полезно для жизни в обществе (а также в качестве страховки на случай,
если Страшный суд все-таки состоится).
Взгляд на мир с Оранжевой ступени развития сознания предельно материали-
стичен: реально только то, что можно увидеть и потрогать. Конкурентная Оранжевая
парадигма подозрительна к любым формам духовного и потустороннего, потому что
на этой стадии трудно поверить во что-то, чего нельзя проверить на практике. Наше
неодухотворенное «я» (эго) не задает глубоких вопросов и достигает предела домини-
рования на этой стадии, поскольку мы привносим эгоистические устремления во все
надежды на успех в конкурентной борьбе. В материальном мире больше обычно по-
нимается как лучше. Мы строим наши жизни на основании неявного предположения:
достижение следующей цели (очередное продвижение по службе, обретение спутника
жизни, переезд в новый дом или покупка машины) сделает нас счастливее. На Оранже-
вой стадии сознания мы весьма эффективно живем в будущем, поглощенные назойли-
выми мыслями, что надлежит сделать, чтобы достичь целей, поставленных самим себе.
Мы с трудом можем соотнести их с настоящим, чтобы насладиться дарами и свободой,
полученными благодаря подъему на Оранжевую стадию сознания.
Оранжевые организации
Современные представители Красных организаций — это уличные банды и мафия.
Католическая церковь, армия, школа — примеры Янтарных организаций. Живое во-
площение Оранжевых — крупные международные корпорации. Выберите любой из-
вестный современный бренд, скажем, Walmart, Nike или Coca-Cola, и вы, скорее всего,
попадете на организацию, структура, внутренние процессы и культура которой вдох-
новлены Конкурентным Оранжевым мировоззрением.
В смысле эффективности Янтарные организации превзошли все, о чем могли толь-
ко мечтать Красные. Конкурентная Оранжевая стадия — следующий уровень, гаран-
тирующий результаты совершенно нового порядка благодаря трем дополнительным
открытиям: новаторство, ответственность, меритократия.
Оранжевое открытие № 1: новаторство
Как показывает эксперимент Пиаже со смешиванием жидкостей, люди, действующие
на основе Оранжевой парадигмы, могут жить в мире возможностей — того, чего пока
нет, но что когда-нибудь будет. Они оценивают status quo и вырабатывают способы его
улучшить. Неудивительно, что лидеры Оранжевых организаций не устают повторять: