Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20620
Скачиваний: 748
сложными путями, чем действовал бы я, предоставленный самому себе и владеющий
привычными инструментами менеджмента. И, вполне возможно, через какое-то вре-
мя, когда я буду готов, контекст поможет мне вырасти и на самом деле принять новую
парадигму.
В этом вся гениальность организаций: они могут поднимать целые группы людей,
преодолевая силу тяжести привычек, на достижение целей, которых эти люди не смог-
ли бы достичь самостоятельно. Это открытие очень обнадеживает, особенно сейчас,
когда мы нуждаемся в мировоззрении Зеленых и Бирюзовых организаций, чтобы на-
чать залечивать раны, нанесенные миру современностью.
62
Глава 1.3
Глава 1.3
Эволюционная
Бирюзовая стадия
Самые потрясающие открытия XXI в. происходят не бла-
годаря технологиям, но благодаря все расширяющемуся
пониманию, что значит быть человеком.
Джон Нейсбит
На Бирюзовой стадии эго становится переменной, а не абсолютной
величиной.
Уильям Торберт
Следующая стадия человеческого развития соответствует «самореализации» по Мас-
лоу и называется по-разному — аутентичной, интегральной или Бирюзовой
1
. Эта сту-
пень — последняя в созданной Маслоу иерархии потребностей (хотя позже он упо-
минал еще об одной потребности — «превзойти себя»). Однако другие исследователи
и мыслители абсолютно уверены, что на этом эволюция не останавливается (см. При-
ложение 2, где дано краткое описание последующих стадий). Как бы там ни было, Мас-
лоу и другие авторы согласны с тем, что на пути человечества подъем от Зеленой па-
радигмы к Бирюзовой — момент исключительной важности. Он важен настолько, что
Грейвз и другие ученые после проявления признаков Бирюзовой парадигмы стали ис-
пользовать термин «первый виток сознания» для всех стадий вплоть до Зеленой и «вто-
рой виток» — для стадий, начинающихся с Бирюзовой. Те, кто находится на стадиях
«первого витка», полагают, что их мировоззрение — единственно верное, а все осталь-
ные опасно заблуждаются
2
. Люди, перешедшие на Бирюзовую стадию, впервые в ис-
тории способны принять мысль: существует эволюция сознания, есть некий импульс
63
Эволюционная Бирюзовая стадия
развития, позволяющий выработать еще более сложные и тонкие способы взаимодей-
ствия с миром (отсюда прилагательное «эволюционная», которое я использовал для
определения этой стадии).
Укрощение страхов эго
Каждый подъем на новую ступень сознания означает более удобную точку зрения,
с которой мы можем шире взглянуть на мир. Как рыба, впервые видящая воду только
тогда, когда подпрыгивает над ее поверхностью, мы, чтобы приобрести новое ви́де-
ние мира, должны отделить себя от того, что нас прежде окружало. Подъем на Кон-
формистскую Янтарную стадию, например, происходит тогда, когда Импульсивное
Красное самосознание усваивает правила, позволяющие отделить себя от импуль-
сивного удовлетворения нужд. Когда Янтарное самосознание отделяет себя от груп-
повых норм, оно поднимается на Конкурентную Оранжевую стадию. Восхождение
к Эволюционной Бирюзовой парадигме начинается, когда мы учимся отделять себя
от собственного «я» (эго). Глядя на свое эго со стороны, мы вдруг видим, как часто
его страхи, цели и желания управляют нашей жизнью. Мы учимся сводить к ми-
нимуму стремление все контролировать, хорошо выглядеть, вписаться в систему.
Мы не сливаемся полностью с эго и не позволяем страхам контролировать нашу
жизнь. По мере того как мы отделяемся от наших страхов, мы становимся способ-
ны услышать голос мудрости, звучащий из более глубоких слоев нашей собственной
личности.
Страх — худшая комната в доме. Я хотел бы видеть, что ты живешь
в лучших условиях.
Хафиз
Что заменяет страх? Способность довериться полноте жизни. Вся дошедшая до нас
древняя мудрость хранит одну глубокую истину: есть два основных способа жить,
и между ними лежит пропасть. Первый — жить в страхе и нужде, второй — жить
в доверии и изобилии. Вступая на Эволюционную Бирюзовую стадию развития, мы
преодолеваем эту пропасть и снижаем потребность контролировать людей и события.
Мы приходим к убеждению: даже если случается что-то непредвиденное или мы оши-
баемся, все равно в итоге все повернется правильно. А когда этого, по всей видимости,
не происходит, значит, жизнь дает нам возможность учиться и расти дальше.
64
Глава 1.3
Внутренняя правота как компас
Слитые воедино с нашим эго, мы склонны принимать решения на основании внешних
факторов: что подумают другие, какие результаты могут быть достигнуты. С Им-
пульсивной Красной точки зрения хорошее решение — это когда я получаю, что хочу.
На Конформистской Янтарной стадии мы рассматриваем наше решение как соответ-
ствие социальным нормам. Если решение выходит за рамки того, что считается пра-
вильным для семьи, религии или социального слоя, оно может вызвать чувство вины
и стыда. В Конкурентной Оранжевой парадигме решения принимаются исходя из эф-
фективности и успеха. В Плюралистической Зеленой судят исходя из таких критериев,
как ощущение духовной близости и гармонии.
В Эволюционной Бирюзовой парадигме, принимая решения, мы поднимаемся
от внешних стимулов к внутренним. Теперь нас заботит внутренняя правота, а зна-
чит, встают совсем другие вопросы: справедливо ли данное решение? Верен ли я себе?
Смогу ли я исполнить свое предназначение? Послужу ли я миру? Избавившись от части
страхов эго, мы можем принимать решения, которые кажутся рискованными, ведь мы
больше не просчитываем все возможные результаты, а стараемся, чтобы они соответ-
ствовали нашим глубоким убеждениям. Мы становимся чувствительны к несправед-
ливостям, мы испытываем необходимость говорить и действовать, даже если шансы
на успех невелики и мы испытываем противодействие. Это стремление возникает
из желания правды и необходимости сохранить верность себе.
Признание, успех, богатство и духовная близость — все эти состояния очень при-
ятны. Но одновременно это большие соблазны для нашего эгоизма. На предыдущих
стадиях сознания мы стремимся к признанию, успеху, богатству и духовному едине-
нию, чтобы жить достойно. В Эволюционной Бирюзовой парадигме все выстраивается
в обратном порядке: мы стремимся жить достойно, а следствиями могут быть призна-
ние, успех, богатство и любовь.
Жизнь как разворачивающийся перед нами путь
Я стала собой наконец. Надо было
многим зимам, летам, местам смениться.
Меня смешали и растворили,
я носила чужих людей лица.
Мэй Сартон
65
Эволюционная Бирюзовая стадия
До сих пор погоня за любовью, признанием и успехом медленно, но уверенно фор-
мирует наши судьбы. Мы неизменно заканчиваем тем, что, говоря словами Мэй Сар-
тон, носим лица чужих людей. В Бирюзовой парадигме наше путешествие к внутрен-
ней правоте требует некоторого самоанализа, чтобы понять, кто мы и каков смысл
нашей жизни. Конечная цель — не быть преуспевающим или любимым, но стать наи-
более точным выражением самого себя, жить в своем настоящем виде, уважать данный
нам от рождения дар и призвание, служить человечеству и миру. В Бирюзовой пара-
дигме жизнь рассматривается как путь личного и коллективного раскрытия навстречу
собственной истинной природе.
В наш век, когда, приложив усилия, можно стать кем угодно, такой взгляд столь же
революционен, сколь в свое время теория Коперника. Идя по Бирюзовому пути, мы
не ставим в жизни цели, указывающие, в каком направлении двигаться. Мы учимся
отпускать себя на свободу и прислушиваться к жизни, желающей осуществиться через
нас. Паркер Палмер, писатель, преподаватель, общественный деятель, описывает такой
взгляд на жизнь и призвание в книге «Позвольте жизни говорить» (Let Your Life Speak):
«За пониманием своего призвания стоит правда, которую эго не хочет слышать, по-
тому что эта правда покушается на самые основы эго. У каждого из нас есть жизнь,
отличающаяся от эго дневного сознания, жизнь, пытающаяся как-то прожить себя
через эго, а оно — не более чем сосуд. <…>
Чтобы ощутить разницу между двумя сознаниями, требуется время. Нелегко
ощутить происходящее за пределами того опыта, который я называю своей жизнью,
почувствовать более глубокую и настоящую жизнь, которая ждет, когда ее существо-
вание признают»
3
.
Многие из достигших этой стадии занимались медитацией, методиками концен-
трации, боевыми искусствами, йогой или просто уходили на природу в поисках тихого
места, где внутренний голос души без помех говорит свою правду и направляет нас.
Обладающие таким видением мира, связанным с лежащими глубже эго смыслами, бо-
лее не боятся следовать своему призванию. Контролируя эго, они опасаются неудачи
гораздо меньше, чем если бы не попробовали. У Клэра Грейвза есть любимая фраза,
которой он описывает человека Бирюзовой парадигмы: «У него есть амбиции, но он
не амбициозен».
Вырасти в полный рост и работать на свое призвание — вот движущая сила та-
ких людей. Настолько явная, что иногда они выглядят в глазах других нетерпимыми,
если дело касается отношений, препятствующих их личностному росту, или ситуаций,
которые не согласуются с воспринятым ими смыслом жизни. Эти «другие», конечно,
не разделяют Бирюзовое мировоззрение.